Основы программирования в оболочке Free Pascal

Содержание

Слайд 2

Язык программирования Паскаль (Pascal) был создан в 1970 г. Никлаусом Виртом

Язык программирования Паскаль (Pascal) был создан в 1970 г. Никлаусом Виртом

– профессором информатики федерального технического университета в Швейцарии и назван в честь французского философа и математика XVIIв. Блеза Паскаля.
При создании этого языка Вирт большое внимание уделял структурному программированию, благодаря которому конструкции языка Паскаль позволяют создавать надёжные, легко проверяемые программы с ясной и чёткой структурой.
Позднее была создана интегрированная среда программирования Turbo Pascal.
Слайд 3

Структура программы на языке Паскаль 1. Заголовок программы: Program имя программы

Структура программы на языке Паскаль

1. Заголовок программы:
Program имя программы
В имени

программы используется только латинский алфавит, цифры и знак подчёркивания; русские буквы, знаки препинания и пробелы между словами не допускаются!
Слайд 4

2. Раздел описаний описываются все идентификаторы объектов, используемые в данной программе.

2. Раздел описаний описываются все идентификаторы объектов, используемые в данной программе.

(Описать идентификатор значит указать его имя и тип.)

Uses <описание модулей> (Например, uses Crt)
Const <описание констант> (Например, const a=5)
Type <определение типов данных>
Var <объявление переменных>
(Например, var a, x: тип)
Procedure (function) <описание процедур и функций>

Слайд 5

3. Раздел операторов (тело программы) Указывается последовательность действий, которые необходимо выполнить

3. Раздел операторов (тело программы) Указывается последовательность действий, которые необходимо выполнить

над описанными объектами.

Begin
Оператор 1;
Оператор 2;
……………..
Оператор n;
End.

Программа записывается в форме отдельных предложений – операторов, которые разделяются ;
Каждый оператор представляет собой законченную фразу языка и определяет однозначно трактуемый этап обработки данных.
В конце программы ставится .

Слайд 6

Стандартные типы данных: Целые числа – integer; Вещественные (действительные) числа –

Стандартные типы данных:

Целые числа – integer;
Вещественные (действительные) числа – real;
Символьный тип

(константы и переменные, значения которых представляют символ, обрамлённый апострофами) – char;
Строковый тип – string.
Слайд 7

Операторы (команды программы): Оператор присваивания := - присваивает переменной конкретное значение;

Операторы (команды программы):

Оператор присваивания := - присваивает переменной конкретное значение; (например,

х:=х*8 или х:=5)
Оператор условного перехода (разветвляющийся алгоритм)
if условие then действие1 else действие2
Цикл с предусловием
while условие do begin действие1; действие2; end
(пока условие сохраняет значение true, выполнять действие)
Цикл с постусловием
repeat действие until условие
(повторять действие до тех пор, пока условие сохраняет значение false)
Цикл с параметром
При возрастании параметра х for x:=x1 to x2 do действие
При убывании параметра х for x:=x1 downto x2 do действие
Слайд 8

Процедуры (стандартные алгоритмы обработки информации) Read– ввод данных с клавиатуры; Readln

Процедуры (стандартные алгоритмы обработки информации)

Read– ввод данных с клавиатуры;
Readln – после

ввода значений курсор переводится на следующую строку;
Write – вывод указанных данных на экран (текст пишется в апострофах) ;
Writeln - после вывода значений курсор переводится на следующую строку.
Например:
Write (‘Введите значение х’) – на экран будет выведена фраза Введите значение х
Read (x) – программа запомнит введённые с клавиатуры данные как переменную х
Write (‘x:=’, x) – после текста x:= подставится текущее значение переменной х
Слайд 9

Модули Free Pascal Модуль Crt (Cathod ray tube – электронно-лучевая трубка)

Модули Free Pascal

Модуль Crt (Cathod ray tube – электронно-лучевая трубка) обеспечивает

управление текстовым режимом работы экрана: перемещает курсор по экрану, изменяет цвет фона экрана и символов, создаёт окна, управляет звуком и др.
В любой программе модуль Crt используется в двух случаях:
1.Для очистки экрана – процедура ClrScr.
2.Для задержки исполнения программы до нажатия любой клавиши – функция ReadKey (чтение символа с клавиатуры).
Модуль Graph содержит набор процедур, позволяющих выполнять графические операции.
Слайд 10

Процедуры модуля Crt: ClrScr - очищает экран или окно: экран заполняется

Процедуры модуля Crt:

ClrScr - очищает экран или окно: экран заполняется цветом

фона, а курсор устанавливается в левый верхний угол;
TextMode(Mode) – выбор режима текстового экрана. По умолчанию установлен цветной режим Co80 из 25 строк по 80 символов в строке;
TextColor(farbe) – определяет цвет текста;
TextBackground(farbe) – определяет цвет фона;
Window(x1,y1,x2,y2) – установка размеров окна для вывода текста;
Delay(x) – задержка исполнения программы на x миллисекунд.