Урок информатики «Программирование ветвлений. Логические выражения» 9 класс Учитель информатики МБОУ «Гимназия г. Азна

Содержание

Слайд 2

Начнем урок с улыбки!

Начнем урок с улыбки!

Слайд 3

Проверочная работа 1 вариант Какие виды условных операторов вы знаете? В

Проверочная работа

1 вариант
Какие виды условных операторов вы знаете?
В

каких случаях в программе используют полный оператор? Нарисовать графическую схему выполнения.

2 вариант
Какие виды условных операторов вы знаете
В каких случаях в программе используют неполный оператор? Нарисовать графическую схему выполнения.

Слайд 4

Проверочная работа 1 вариант 2. Определите значение переменной с после выполнения

Проверочная работа

1 вариант
2. Определите значение переменной с после выполнения

следующего фрагмента программы:
a := 30; b := 6; a := a / 2 * b; if a > b then c := a - 3 * b else c := a + 3 * b;

2 вариант
2. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 22; b := 3; a := - 2 * b + a / 2; if a < b then c := 4 * b – 3 * a else c := 3 * a + 4 * b;

Слайд 5

Проверочная работа 1 вариант 3. В написании какого условного оператора допущена

Проверочная работа

1 вариант
3. В написании какого условного оператора допущена синтаксическая

ошибка?
1. if <условие> then <действие>;
2. if <условие> then <действие1>
else <действие2>;
3. if <условие> then <действие1>; else<действие2>;
4. if <условие1> and <условие2>
then <действие>;

2 вариант
3. В написании какого условного оператора допущена синтаксическая ошибка?
1. if <условие> then <действие>;
2. if <условие> then <действие1> else <действие2>
3. if <условие> then <действие1> else<действие2>;
4. if <условие> and <условие2> then <действие>;

Слайд 6

Задание1. Имеется фрагмент программы: begin readln(x, y); if x > y

Задание1.

Имеется фрагмент программы:
begin
readln(x, y);
if x >

y then z:= x + y;
if x < y then z:= y - x;
if x = y then z:= y * x;
end.
Как можно упростить запись этого фрагмента (уменьшить количество условных операторов)?
Слайд 7

Задание 2. Укажите логическое выражение, определяющее полуотрезок (-1;3]. 1. (x -1)

Задание 2.

Укажите логическое выражение, определяющее полуотрезок (-1;3].
1. (x<=3) and (x>-1)

2. (x<3) or not (x>-1)
3. (x>=-1) and (x<3)
Слайд 8

Задание 3. Записать условие, которое является истинным, когда точка с координатами

Задание 3.

Записать условие, которое является истинным, когда точка с координатами х

попадет в заштрихованные участки координатной прямой.
Слайд 9

Задание 4. 1. Загрузите программу Z1. program Z1; var x: real;

Задание 4.
1. Загрузите программу Z1.
program Z1;
var x: real;

begin
readln(x) ;
if x>l then
if x>=7 then
if x>13 then write('принадлежит')
else write('не принадлежит');
end.
Слайд 10

Задание 4. 2. Внимательно рассмотрите структуру программы. 3. Запустите программу на

Задание 4.
2. Внимательно рассмотрите структуру программы.
3. Запустите программу на

выполнение. Всегда ли верно решается поставленная задача? Объясните, почему это происходит.
4. Как нужно изменить программу, для того чтобы ошибок не было.
5. Измените программу и запустите ее вновь.
Слайд 11

Задание 4. Доработанная программа: program Z1; var x: real; begin readln(x)

Задание 4.

Доработанная программа:
program Z1;
var x: real;
begin
readln(x) ;
if

(-5<=x) and (x<=1) or (7<=x) and (x<=13)
then write('принадлежит')
else write('не принадлежит');
end.
Слайд 12

Задание 5. Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считывается

Задание 5.
Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считывается

координата точки на прямой (х – действительное число) и определяется принадлежность этой точки одному из выделенных отрезков В и D рис.2 (включая границы).
Программист торопился и написал программу неправильно. Укажите, как нужно доработать программу, не было случаев её неправильной работы.
Слайд 13

var x: real; begin readln(x) ; if x if x if

var x: real;
begin
readln(x) ;
if x<=l5 then
if x<9 then

if x<=3 then write('принадлежит')
else write('не принадлежит');
end.

Программист торопился и написал программу неправильно. Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев её неправильной работы.

Слайд 14

var x: real; begin readln(x) ; if (-3 then write('принадлежит') else write('не принадлежит'); end. Доработанная программа:

var x: real;
begin
readln(x) ;
if (-3<=x) and (x<=3) or (9<=x)

and (x<=15)
then write('принадлежит')
else write('не принадлежит');
end.

Доработанная программа:

Слайд 15

Задание 6. Какое логическое выражение определяет попадание точки А(х,у) внутрь заштрихованной

Задание 6.
Какое логическое выражение определяет попадание точки А(х,у) внутрь заштрихованной

области на координатной плоскости?
(x*x+y*y<=4) and (y>=2*x)
(x*x+y*y>=4) and (y>=2*x)
(x*x+y*y>=4) and (y>=2*x) and (x>=0)
(x*x+y*y<=4) and (y>=2*x) and (x>=0)
Напишите программу к данной задаче
Слайд 16

Домашнее задание. Составить программу: Даны целочисленные координаты точки на плоскости. Если

Домашнее задание.

Составить программу:
Даны целочисленные координаты точки на плоскости.

Если точка не лежит на координатных осях, то вывести 0. Если точка совпадает с началом координат, то вывести 1. Если точка не совпадает с началом координат, но лежит на оси OX или OY, то вывести соответственно 2 или 3.
Слайд 17

Итог урока Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Для решения

Итог урока

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Для решения каких

задач используется условный оператор?
Как в условных операторах можно использовать сложные условия, которые строятся из простых отношений?
Научились ли вы анализировать работу алгоритма, «прокручивать» его в уме?
Слайд 18

Правильно выполнив фрагмент программы, вы узнаете, какую оценку получил класс за

Правильно выполнив фрагмент программы, вы узнаете, какую
оценку получил

класс за
работу на уроке:
a := 100;
b := 30;
a := a – b*3;
if a > b then c := a – b
else c := (b – a)/4;