Знакомство с языком Паскаль. (9 класс)

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal.

ЦЕЛЬ УРОКА:

выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo

Pascal.
Слайд 3

В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения

В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения

студентов, который был назван в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Система программирования TURBO PASCAL.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Слайд 4

1)язык программирования Тurbo Pascal; 2)интегрированная среда программирования(компилятор: переводит программу в машинный

1)язык программирования Тurbo Pascal; 2)интегрированная среда программирования(компилятор: переводит программу в машинный код

и интерпретатор: исполняет команды)

СОСТАВ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТР:

Слайд 5

ПЕРЕХОД НА ПАСКАЛЬ начало A,b,c,d A*D B*C M,N КОНЕЦ Program Delenie_dr;

ПЕРЕХОД НА ПАСКАЛЬ

начало

A,b,c,d

A*D

B*C

M,N

КОНЕЦ

Program Delenie_dr;
Var a,b,c,d,m,n:integer;
Begin
Readln(a,b,c,d);
M:=a*d;
N:=b*c;
Writeln (m,n);
End.

Слайд 6

1)ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ – БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ; 2)БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА - БОЛЬШИЕ

1)ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ – БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ; 2)БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА - БОЛЬШИЕ И

МАЛЫЕ; 3)ЦИФРЫ – ОТ 0 ДО 9; 4)ЗНАКИ ОПЕРАЦИЙ - +, -, /, *,=,<, >, <>, <=, >=; 5)РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # И Т. Д.

Алфавит языка программирования TURBO PASCAL

Слайд 7

PROGRAM PRIMER ; VAR x, y, z, F : INTEGER ;

PROGRAM PRIMER ;
VAR x, y, z, F :

INTEGER ;
BEGIN
READ ( x, y, z ) ;
F := (x + y + z)*2 ;
WRITELN ( F )
END.

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: тип;
BEGIN
операторы
END.

Заголовок программы

Раздел описания переменных

Раздел операторов (основная часть)

Слайд 8

PROGRAM VAR BEGIN READ READLN Переменная WRITE WRITELN END. Структура программы на Паскале

PROGRAM
VAR
BEGIN
READ
READLN
Переменная
WRITE
WRITELN
END.

Структура программы на Паскале


Слайд 9

Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет

Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет

список имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (Real) и целый (Integer). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
BEGIN
READ(список ввода);
READLN(список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;

Структура программы на Паскале

Слайд 10

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются

служебными словами BEGIN и END , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;

Структура программы на Паскале

BEGIN
READ(список ввода);
READLN(список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

Слайд 11

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN

( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;
BEGIN

Структура программы на Паскале

переменная:=арифметическое выражение ;
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

READ(список ввода);
READLN(список ввода);

Слайд 12

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN (писать). Результаты выводятся в

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN
(писать). Результаты выводятся в порядке

их перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;
BEGIN
READ(список ввода);
READLN(список ввода);
переменная:=арифметическое выражение ;
END.

Структура программы на Паскале

WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);

Слайд 13

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ; VAR список однотипных переменных: INTEGER; список однотипных переменных:REAL;

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;
BEGIN

READ(список ввода);
READLN(список ввода);
WRITE(список вывода);
WRITELN(список вывода);
END.

Оператор присваивания

переменная:=арифметическое выражение ;

Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной.Пример: a := sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)

Слайд 14

mod div / * - + SIN (x) COS (x) SQR

mod

div

/

*

-

+

SIN (x)

COS (x)

SQR (x)

SQRT (x)

ABS (x)

Sin x

Cos x

x 2

|x|

√ x

сложение

вычитание

умножение

деление

деление
нацело

Остаток


от деления

Арифметические операции

Функции

F (x)

Слайд 15

Правила записи арифметических выражений Правила записи арифметических выражений Арифметическое выражение записывается

Правила записи арифметических выражений

Правила записи арифметических выражений
Арифметическое выражение записывается в

строку
Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций
Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
Используются только круглые скобки
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам

Приоритеты
выполнения операций

( )

F(x)

*

/

+

-

div

mod

Слайд 16

x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a)); ЗАПИШИТЕ ВЫРАЖЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ВИДЕ: Задание 3:

x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

ЗАПИШИТЕ ВЫРАЖЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ВИДЕ:

Задание 3:

Слайд 17

program zadacha1; var a, b: integer; x, y: real; begin a

program zadacha1;
var a, b: integer;
x, y: real;
begin
a :=

5;
10 := x;
y := 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + b);
a := b + x;
end.

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов

Несоответствие типов

ЗАДАНИЕ 2:

Найдите ошибки в записи программы.

Слайд 18

Задание 4: Напишите программу вычисления y по формуле: y = (


Задание 4:

Напишите программу вычисления y по формуле:
y = (

1- x2 + 5x4 )2, где x - данное целое число.

Program zadacha2;
Var х, у: integer;
Вegin
Write(‘Введите целое число ’);
Read(x);
y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));
Write(‘Значение у равно ’,y)
End.

Слайд 19

ЗАДАНИЕ A C B D

ЗАДАНИЕ

A C
B D

Слайд 20

ПЕРЕХОД НА ПАСКАЛЬ начало A,b,c,d M:=A*D N:=B*C M,N КОНЕЦ Program Delenie_dr;

ПЕРЕХОД НА ПАСКАЛЬ

начало

A,b,c,d

M:=A*D

N:=B*C

M,N

КОНЕЦ

Program Delenie_dr;
Var a,b,c,d,m,n:integer;
Begin
Readln(a,b,c,d);
M:=a*d;
N:=b*c;
Writeln (m,n);
End.

Слайд 21

ПЕРЕХОД НА ПАСКАЛЬ Program Delenie_drobi; Var a,b,c,d,m,n: integer; Begin readln(a,b,c,d); {Ввод}

ПЕРЕХОД НА ПАСКАЛЬ

Program Delenie_drobi;
Var a,b,c,d,m,n: integer;
Begin
readln(a,b,c,d); {Ввод}
m:=a*d; {Числитель}
n:=b*c;

{Знаменатель}
writeln(m, ’/’ , n) {Вывод}
End.