Содержание
- 3. Первое упоминание в летописи о Москве , как о княжеской усадьбе, относится к 1147 году. В
- 5. Москва белокаменная. В 1367 г., готовясь к решающей битве с татаро-монголами, князь Дмитрий Донской строит стены
- 6. В начале XIV века на историческую арену выдвигается новый центр объединения русских земель – Московское княжество.
- 7. II половина XV века — время образования Русского национального государства. Иван III объединил русские земли. Иван
- 8. Московское зодчество, скромное в начале XV века, преображается. Уже в начале XV века московские зодчие добиваются
- 9. Каменные крепостные сооружения – башни и стены Кремля, возведенные еще при Дмитрии Донском, не удовлетворяли повышавшимся
- 11. Тайницкая башня Самая первая башня - «Т а й н и ц к а я »
- 12. Фроловская (Спасская) башня В 1491 году были построены две башни «Ф р о л о в
- 14. Арсенальная (Собакина) башня В 1492 году была построена круглая С о б а к и н
- 15. Троицкая башня В 1495 году была построена последняя, Т р о и ц к а я
- 16. Одновременно с башнями и стенами шло строительство внутри Кремля. .
- 17. Соборная площадь. Современный вид.
- 19. Перестраивается Успенский собор, возведенный еще в 1326 году. Образцом для строительства были владимирские храмы. Весной 1474
- 20. Успенский собор во Владимире Успенский собор в Московском Кремле Было решено пригласить опытного архитектора из Италии.
- 21. Внутреннее пространство благодаря отсутствию хор, использованию круглых колонн придают ему светлость, обширность и цельность. Собор кажется
- 22. Стены собора расчленены лопатками-пилястрами, заканчивающимися вверху капителями. Между тонкими колоннами аркатурного пояса размещены окна первого яруса.
- 23. Начиная с конца XV века масштабы каменного строительства возрастают. Напротив Успенского собора в Кремле псковскими мастерами
- 24. Согласно летописям, первая деревянная церковь Благовещения Богородицы появилась рядом с княжескими палатами в конце XIV века.
- 25. По указу Ивана Грозного в 1564 году паперти собора были перекрыты сводами. Получилась крытая галерея, по
- 26. Интерьеры Благовещенского собора Интерьеры Благовещенского собора: вверху слева резной портал, справа вверху фрагмент галереи, внизу слева
- 27. Грановитая палата.1491 г. Рядом с Успенским собором итальянскими зодчими Марком Руффо и Пьетро Антонио Солари была
- 28. Интерьер Грановитой палаты Почти квадратное в плане величественное здание имеет во втором этаже большой парадный зал.
- 29. Архангельский собор (1505-1509) В 1505-1509 годах итальянский архитектор Алевиз Новый строит АРХАНГЕЛЬСКИЙ собор. Нарядный, декоративный, построен
- 30. Колокольня Ивана Великого (церковь Иоанна Лествичника). 1600 г. Параллельно со строительством Архангельского собора итальянский архитектор Бон
- 31. Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого — составляют ансамбль Соборной площади Кремля
- 33. Скачать презентацию
Первое упоминание в летописи о Москве , как о княжеской
Первое упоминание в летописи о Москве , как о княжеской
Москва белокаменная.
В 1367 г., готовясь к решающей битве с татаро-монголами,
Москва белокаменная.
В 1367 г., готовясь к решающей битве с татаро-монголами,
В начале XIV века на историческую арену выдвигается новый центр объединения
В начале XIV века на историческую арену выдвигается новый центр объединения
В 1328 г. при князе Иване Калите Москва превращается в великокняжескую резиденцию и местопребывание митрополита всея Руси. Энергичная деятельность Ивана Калиты (1325-1341) в первой половине XIV века быстро превратило Москву в сильный военный и экономический центр древней Руси.
Началось каменное строительство. Но храмы Ивана Калиты не дошли до наших дней, однако, план построек Кремля остался тот же.
Москва становится столицей объединенных русских княжеств и возвышается среди других городов древней Руси. В 1328 г. при князе Иване Калите Москва превращается в великокняжескую резиденцию и местопребывание митрополита всея Руси. Началось каменное строительство. Но храмы Ивана Калиты не дошли до наших дней, однако, план построек Кремля остался тот же.
В начале XIV века на историческую арену выдвигается новый центр объединения русских земель – Московское княжество. Большую роль в этом играет расположение Москвы на пересечении торговых и речных путей, связывающих русские земли. Энергичная деятельность Ивана Калиты (1325-1341) в первой половине XIV века быстро превратило Москву в сильный военный и экономический центр древней Руси. При великом московском князе Иване III Москва становится столицей объединенных русских княжеств и возвышается среди других городов древней Руси. II половина XV века — время образования Русского национального государства. Иван III объединил русские земли. К этому времени белокаменный Кремль частично разрушился и уже не соответствовал международному положению и богатству Московского государства. И в Кремле строятся каменные здания, сохранившиеся до наших дней. Иван III поручил строительство в Кремле В а с и л и ю Д м и т р и е в и ч у Е р м о л и н у. Много в Кремле строили и итальянские зодчие, но по исконно русским мотивам. Кремль мыслился Иваном III не только как надежная крепость, но и должен был стать парадным местом Московской Руси.
II половина XV века — время образования Русского национального государства. Иван
II половина XV века — время образования Русского национального государства. Иван
Иван III поручил строительство в Кремле В а с и л и ю Д м и т р и е в и ч у
Е р м о л и н у.
Много в Кремле строили и итальянские зодчие, но по исконно русским мотивам.
Кремль мыслился Иваном III не только как надежная крепость, но и должен был стать парадным местом Московской Руси.
Московское зодчество, скромное в начале XV века, преображается. Уже в начале
Московское зодчество, скромное в начале XV века, преображается. Уже в начале
Архитекторы прониклись этими замыслами. И поднимались стены. церкви, терема…
Каменные крепостные сооружения – башни и стены Кремля, возведенные еще при
Каменные крепостные сооружения – башни и стены Кремля, возведенные еще при
Кремль мыслился Иваном III не только как надежная крепость, но и должен был стать парадным местом Московской Руси.
Сначала строились укрепления: толстые кирпичные стены и дозорные башни , и было это весной 1485 года. Стены были очень толстыми, местами их толщина достигала 3, 5 метров. Высота стен также была разная, доходя в некоторых местах до 14 метров. Вероятно, это было связано с тем, что Москва стоит » на семи холмах». Вверху стены были сделаны в виде раздвоенного «ласточкина хвоста», в них были устроены бойницы. Это придавало толстым стенам своеобразие и декоративность.
Башен было 18, все они совершенно не похожи одна на другую. Современный вид башням был придан в начале XVII века.
Тайницкая башня
Самая первая башня - «Т а й н и
Тайницкая башня
Самая первая башня - «Т а й н и
Фроловская (Спасская) башня
В 1491 году были построены две башни «Ф р
Фроловская (Спасская) башня
В 1491 году были построены две башни «Ф р
Ф р о л о в с к а я ( позже ее стали называть С п а с с к о й ) башня была парадной.
Главная башня Кремля — Фроловская, по имени соседней церкви Фрола и Лавра. При ремонте башни в 1464 — 1466 годах зодчий В. Д. Ермолин установил на ней белокаменные рельефные изображения покровителей московских князей — святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Нынешняя башня построена в 1491 году зодчим Пьетро Антонио Солари. Фроловские ворота были главным въездом в Кремль: через них в XVI — XVII веках выезжали цари, в праздники выходил с крестным ходом патриарх, в воротах встречали прибывших в Москву иностранных послов. В 1624 — 1625 годах зодчие Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей увенчали башню сложной надстройкой и высоким каменным шатром. Так эта башня первой получила свой характерный остроконечный силуэт. В надстройке были вмонтированы часы — предшественники кремлевских курантов.
В 1658 году указом царя Алексея Михайловича Фроловская башня была переименована в Спасскую ( в честь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного, которые были помещены с наружной и внутренней стороны Кремля.) Спасские ворота особо почитались в народе и считались «святыми» : мужчины, входя через них в Кремль, обнажали головы, а всадники спешивались и вели коней на поводу.
Арсенальная (Собакина) башня
В 1492 году была построена круглая
С о б
Арсенальная (Собакина) башня
В 1492 году была построена круглая
С о б
( ныне А р с е н а л ь н а я ).
В ее широком основании заключен родник, необычайно богатый водою.
Троицкая башня
В 1495 году была построена последняя,
Т р о
Троицкая башня
В 1495 году была построена последняя,
Т р о
Следует сказать, что все башни того времени имели совсем не такой, как сегодня, вид. Все они были надстроены в более поздние века.
Одновременно с башнями и стенами шло строительство внутри Кремля.
.
Одновременно с башнями и стенами шло строительство внутри Кремля.
.
Соборная площадь. Современный вид.
Перестраивается Успенский собор, возведенный еще в 1326 году. Образцом для строительства
Перестраивается Успенский собор, возведенный еще в 1326 году. Образцом для строительства
Успенский собор во Владимире Успенский собор в Московском Кремле
Было
Успенский собор во Владимире Успенский собор в Московском Кремле
Было
Внутреннее пространство благодаря отсутствию хор, использованию круглых колонн придают ему светлость,
Внутреннее пространство благодаря отсутствию хор, использованию круглых колонн придают ему светлость,
Стены собора расчленены лопатками-пилястрами, заканчивающимися вверху капителями. Между тонкими колоннами аркатурного
Стены собора расчленены лопатками-пилястрами, заканчивающимися вверху капителями. Между тонкими колоннами аркатурного
Пятиглавие Успенского собора сделалось одним из основных мотивов русского церковного зодчества. По нему не только узнавали руку московского мастера, но оно символизировало силу и славу московского великого князя- государя всея Руси.
Успенский собор, расположенный на холме в центре Кремля, господствовал своим могучим силуэтом над всем ансамблем города, являясь центральным зданием Москвы времени Ивана III. Богатая посуда, церковная утварь, украшенные золотом, драгоценными камнями дополняют великолепие внутреннего убранства храма.
Величественный Успенский собор предназначался для различных государственных церемоний: посажение князя на стол, крещение и коронование царей и цариц.
Начиная с конца XV века масштабы каменного строительства возрастают. Напротив Успенского
Начиная с конца XV века масштабы каменного строительства возрастают. Напротив Успенского
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР (1484-1489).
Согласно летописям, первая деревянная церковь Благовещения Богородицы появилась рядом с княжескими
Согласно летописям, первая деревянная церковь Благовещения Богородицы появилась рядом с княжескими
. Заложен новый каменный Благовещенский собор был в 1484 году, а через пять лет уже освящён. В 1489 гг., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне.
Благовещенский собор по своей архитектуре и убранству значительно отличается от других соборов, стоящих на Соборной площади. А всё потому, что Успенский собор строил итальянский зодчий, а Благовещенский собор - русскими мастерами: псковичами Кривцовым и Мышкиным.
Перед мастерами стояла трудная задача: органично вписать новый собор в единый ансамбль с соборами, которые строились итальянцами. С задачей они справились с честью, — новый собор был просто великолепен.
Первоначально он имел всего три главы и был окружён галереями. В 1508 году по воле Василия Иоанновича храмовые купола покрыли золотом.
Образ памятника таков, что создает радостное, праздничное, светлое настроение, что было так свойственно искусству столицы этого времени, отвечавшему общему подъему национального самосознания.
Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным.
По указу Ивана Грозного в 1564 году паперти собора были перекрыты
По указу Ивана Грозного в 1564 году паперти собора были перекрыты
Архитектурное отличие Благовещенского собора – верхний пояс на барабанах куполов в виде «бегунков» под глубокими трехступенчатыми нишами.
Интерьеры Благовещенского собора
Интерьеры Благовещенского собора: вверху слева резной портал, справа вверху
Интерьеры Благовещенского собора
Интерьеры Благовещенского собора: вверху слева резной портал, справа вверху
Здесь можно увидеть фрагменты стенной кладки, напольной плитки, белокаменной резьбы, относящиеся ко времени Ивана Грозного. Миновав южную галерею с экспозицией, можно оказаться в западной, на стенах которой можно увидеть изображения античных философов – редкий мотив в росписях московских церквей. В сам храм из галереи ведет великолепный резной портал – работа итальянских мастеров начала XVI века. В витиеватой резьбе легко угадываются изображения сфинксов и дельфинов – традиционный орнамент эпохи итальянского Возрождения. Когда-то эти резные изображения были многоцветными.
Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.
Грановитая палата.1491 г.
Рядом с Успенским собором итальянскими зодчими Марком Руффо и
Грановитая палата.1491 г.
Рядом с Успенским собором итальянскими зодчими Марком Руффо и
.
Интерьер Грановитой палаты
Почти квадратное в плане величественное здание имеет во
Интерьер Грановитой палаты
Почти квадратное в плане величественное здание имеет во
Здесь проходили все крупные государственные и семейные царские торжества: введение в сан митрополитов и патриархов всея Руси, празднование военных побед. Здесь на многодневных пирах Иван Грозный праздновал покорение казанского ханства, а Петр I — победу под Полтавой. Стены палаты сплошь, будто ковром, покрыты богатыми фресками.
Архангельский собор (1505-1509)
В 1505-1509 годах итальянский архитектор Алевиз Новый строит АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Архангельский собор (1505-1509)
В 1505-1509 годах итальянский архитектор Алевиз Новый строит АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Нарядный, декоративный, построен в стиле Ренессанса. Фасады собора получили этажное членение (разделение на этажи). Нижний этаж, оформленный арками, отделяется от верхнего антаблементом. Русские широкие лопатки были заменены коринфскими тонкими пилястрами. Появились карнизы.
Традиционный для Руси шестистолпный крестовокупольный храм зодчий одел в несвойственные ему одежды: украсил стены пилястрами с резными капителями, закомары – крупными раковинами, на западном фасаде расположил характерную для венецианской архитектуры лоджию. Порталы и лоджия покрыты великолепным резным узором.
Внешний облик собора не связан с традиционным для русских храмов внутренним пространством.
Типично московское пятиглавие,
алтарные апсиды и узкие, щелевидные
окна говорили о
русской традиции. Собор
выложен из кирпича, сверху
облицован белым камнем.
Архангельский собор -
усыпальница русских царей.
Под плитами пола собора
46 гробниц, в некоторых — по 2 —
3 захоронения. В соборе
похоронены Иван Калита,
Дмитрий Донской, Иван III.
Последним там был похоронен
Иван Алексеевич — брат Петра I.
Колокольня Ивана Великого (церковь Иоанна Лествичника). 1600 г.
Параллельно со строительством Архангельского
Колокольня Ивана Великого (церковь Иоанна Лествичника). 1600 г.
Параллельно со строительством Архангельского
В 1329 г. Иван Калита построил каменную церковь в честь рождения сына , будущего царя Ивана II. К 1505 г. она разрушилась и на ее месте итальянский мастер Бон Фрязин выстроил двухъярусную восьмигранную колокольню с куполом наверху. Он сохранил замысел первого, деревянного храма-колокольни, стоявшего на этом месте с XIV века и создал новую каменную колокольню с пространством для совершения служб. Бон Фрязин был хорошо знаком со строительством башнеобразных зданий, поскольку в средневековой Италии были широко распространены кампаниллы – отдельно стоящие колокольни. Здание получилось очень стройным: вытянутые восьмичастные объемы сужаются кверху и визуально облегчены аркадами на уровне площадок для звона. Колокольня состоит из трех ярусов, толщина стен доходит до 5 метров. Верхний ярус переходит в круглый барабан, который украшен поясом красивых кокошников. Стоит постройка на фундаменте из белого камня, который опирается на большое количество деревянных свай. В общей сложности, колокольня уходит под землю на 6 метров. Фундамент, цоколь, украшения были сделаны из белого камня, стены и своды — кирпичные. Колокольня предназначалась одновременно для трех соборов (Успенского, Архангельского и Благовещенского), так как у них не было своих звонниц.
Колокольня Ивана Великого с церковью Иоанна Лествичника стала самой высокой частью ансамбля. Но тогда она была на ярус ниже, чем сейчас. Лишь через столетие, при Борисе Годунове, высота Ивана Великого достигла 81 метра.
В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу.
Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата,
Колокольня Ивана Великого — составляют
Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого — составляют