Архитектура России. Конец XVII века - XVIII век

Содержание

Слайд 2

Московское нарышкинское барокко Нарышкинским данный стиль называют благодаря тому, что наиболее

Московское нарышкинское барокко

Нарышкинским данный стиль называют благодаря тому, что наиболее

заметные объекты, относящиеся к нему по ряду схожих признаков, были построены по заказу боярина Льва Нарышкина, одного из родственников Петра Первого. Впервые такие черты стиля, как возведение храма лепестковой формы, расположение глав в соответствии со сторонами света, деление фасада по этажам, наличие в декоре ордерных элементов проявились при строительстве Большого собора Донского монастыря.

Лев Кириллович Нарышкин

 Этот стиль наиболее ярко проявил себя в тридцатилетний период с конца 17 до начала 18 веков

Слайд 3

Для нарышкинского барокко характерны: Центричность Ярусность Симметрия Равновесие масс Наличие белых

Для нарышкинского барокко характерны:

Центричность
Ярусность
Симметрия
Равновесие масс
Наличие белых элементов
на красном фоне

В

архитектуре нарышкинского барокко причудливо соединились традиции патриархального зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния.
Нарышкинский стиль использует формы, заимствованные из западноевропейской архитектуры позднего ренессанса и барокко: разорванные фронтоны, раковины, картуши, маскароны, геммы, балюстрады с вазами, волюты, спиралевидные колонны на кроншейнах и т.д.
Слайд 4

Один из ранних памятников нарышкинского стиля — Новодевичий монастырь. Преображенская надвратная

Один из ранних памятников нарышкинского стиля — Новодевичий монастырь.

Преображенская надвратная церковь

Новодевичьего монастыря в Москве (1686)

Колокольня Новодевичьего монастыря в Москве (1689-1690)

Слайд 5

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 1694 г. Храм Святой Живоначальной

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
1694 г.

Храм Святой Живоначальной Троицы

в Хохловском переулке 1696 г.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине 1688—1704 годы

Слайд 6

После 1710-х годов в столицах перестали возводиться нарышкинские храмы. В это

После 1710-х годов в столицах перестали возводиться нарышкинские храмы. В это

время в Россию прибывают западные мастера, начинающие строить в новом стиле; свою роль сыграл и запрет Петра на каменное строительство в городах кроме Петербурга. Вместе с тем нарышкинское барокко не было пресечено в расцвете, оно закономерно исчерпало себя как художественное явление.

Храм Ризоположения на Донской 1714 г.

Слайд 7

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем

Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья.

Слайд 8

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого

города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу. В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. 

Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

Слайд 9

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах

Слайд 10

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для

государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.

Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма.

Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли

Романова Елизавета Петровна

Слайд 11

Большой Петергофский дворец 1714—1755 годы

Большой Петергофский дворец
1714—1755 годы

Слайд 12

Андреевская церковь (Киев) 1754 г.

Андреевская церковь (Киев) 1754 г.

Слайд 13

Смольный собор 1748 г.

Смольный собор 1748 г.

Слайд 14

Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге 1749—1757 годы

Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге
1749—1757 годы

Слайд 15

Большой Екатерининский дворец 1752—1756 годы Официальная летняя резиденция трёх российских монархов

Большой Екатерининский дворец 1752—1756 годы

Официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины

II
Слайд 16

Слайд 17

Стро́гановский дворе́ц — дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео

Стро́гановский дворе́ц — дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754 годах

(старейшее не разрушавшееся его творение)
Слайд 18

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался

в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. 

Зимний дворец 1757—1762 годы

Слайд 19

При всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось

При всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось

не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

ясные пространственные решения
строгие формы
лаконичная внешняя отделка
мягкая цветовая гамма

Если мастера барокко предпочитали работать с объемными иллюзиями, которые зачастую искажали пропорции, то здесь доминировали четкие перспективы. Даже парковые ансамбли этой эпохи выполнялись в регулярном стиле, когда газоны имели правильную форму, а кустарники и водоемы располагались по прямым линиям.

Строгий фронтон

Ротонда

Пилястры

Слайд 20

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты

нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом.
В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени.

Основоположники русского классицизма :
В. И. Баженов,
А. Ф. Кокоринов,
М. Ф. Казаков,
И. Е. Старов.

Дом Пашкова 1784—1786 годы

Таврический дворец 1783—1789 годы

В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы 

В XXI веке дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём также собирается Совет Законодателей — особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента.

Слайд 21

Сена́тский дворе́ц — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту

Сена́тский дворе́ц — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах.

Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени классическом стиле. По первоначальному замыслу здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи — Правительствующего сената, откуда и получило своё название. За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды), при Советской власти во дворце находился кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Правительства СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента Российской Федерации.
Слайд 22

Императорская Академия художеств 1757 Александро-Невская лавра

Императорская Академия художеств 1757

Александро-Невская лавра

Слайд 23

Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году.

Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году.

Слайд 24

║ Конец 17 века ║ Нарышкинское барокко ║ 18 век ║

║ Конец 17 века ║

Нарышкинское барокко

║ 18 век ║

Барокко (Первая

треть 18 века)
)
Слайд 25

║ 18 век ║ «Елизаветинское» барокко и рококо (Середина 18 века)

║ 18 век ║

«Елизаветинское» барокко и рококо (Середина 18 века)

Слайд 26

║ 18 век ║ Классицизм (конец 18 века)

║ 18 век ║

Классицизм (конец 18 века)