Быт крестьян во второй половине 19-го века

Содержание

Слайд 2

ЖИЛИЩЕ Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так

ЖИЛИЩЕ

Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и

для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному».
Слайд 3

ЖИЛИЩЕ На каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4

ЖИЛИЩЕ

На каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина

воздуха(1 аршин=0.711 метра) , что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах переполнен миазмами и чрезвычайно сильно нагрет.
Слайд 4

ГИГИЕНА Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня.

ГИГИЕНА

Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но

бань в русском селе было катастрофически мало. В начале ХХ века бань в с.Моховатке имелось всего 2 на 36 семейств, а в соседнем Ново‑Животинном – одна на 10 семейств. Большинство воронежских крестьян, мылись раз – два в месяц в избе в лотках или просто на соломе.
Слайд 5

ЕДА Основными продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на

ЕДА

Основными продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на его

основе: квас, кутья, солодуха, кулага и кисель. К вареву (борщу) использовали хрен, редьку, острый перец, приправы.Стол после ужина не убирали - оставляли домовому.
Слайд 6

ОДЕЖДА Одежда есть незаменимый атрибут каждого человека. Одежда крестьян, в отличии

ОДЕЖДА

Одежда есть незаменимый атрибут каждого человека. Одежда крестьян, в отличии от

барской не отличалась особой пестротой, но тем не менее крестьянская одежда была основной формой быта. Мужская и женская одежда отличались друг от друга лишь в незначительной мере.
Слайд 7

ОДЕЖДА Женские одежды были похожи на мужские, тем более что последние

ОДЕЖДА

Женские одежды были похожи на мужские, тем более что последние также

были длинными. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, цвета белого или красного. Красные рубахи считались праздничными. Сверх рубашки надевался летник. Сам по себе летник не был длинным, а вот рукава у него были обычно длинны. По цвету они были белые или крашенные. Голову же крестьянские женщины повязывали платком из крашенины или шерстяной материи, подвязывая его под подбородок. Сверху всего, вместо накидного платья, поселянки надевали одежду из грубого сукна или семиряги, называемую серник. Зимою носили обычно овчинные тулупы. Девицы делали себе кокошники из древесной коры в виде короны. Дорогие одежды крестьян были скроены довольно просто и обычно переходили из рода в род.
Слайд 8

ОДЕЖДА Рубахи простонародья были обычно холщовые. Мужские рубахи делались широкие и

ОДЕЖДА

Рубахи простонародья были обычно холщовые. Мужские рубахи делались широкие и короткие

и едва достигали до ляжек, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском. В холщовых рубахах под мышками делали трехугольные вставки из другого полотна. Но чаще всего в рубахе обращали внимание на воротник, который выпускался из верхних одежд. Украшали его обычно в крестьянской среде медными пуговицами или запонками с петлями.
Русские штаны, или порты, шились без разрезов, с узлом, так что посредством его можно было делать шире или уже. Крестьянские штаны обычно делались из холста, белого или крашенного, из семиряги – грубой шерстяной ткани. Вообще русские штаны не были длинными, обычно они достигали лишь колен. Делались они с карманами, называемыми зепью.
Слайд 9

ПРАЗДНИКИ И ДОМАШНИЕ ОБРЯДЫ Свадьба представляла собой сложное ритуальное действо, ведь

ПРАЗДНИКИ И ДОМАШНИЕ ОБРЯДЫ

Свадьба представляла собой сложное ритуальное действо, ведь свадьба

была одним из важнейших событий человека того времени. Русские женились вообще очень рано. При такой ранней женитьбе было естественно, что жених и невеста даже не знали друг друга. Первоначально проводился смотр невесты; после смотра следовал обычно сговор. Сговорный день назначался родителями невесты. Затем накануне свадьбы к жениху собирались его гости, а к невесте гости, готовящие ее поезд. У крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец, в котором находились румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце; а некоторые посылали еще и принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с ними лакомства. Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее станут кормить сладостями и баловать, а иначе будут сечь розгами.
Слайд 10

ПРАЗДНИКИ И ДОМАШНИЕ ОБРЯДЫ

ПРАЗДНИКИ И ДОМАШНИЕ ОБРЯДЫ

Слайд 11

Уникальная коллекция фотокарточек из Енисейской губернии Российской империи конца XIX столетия. ПРИЛОЖЕНИЯ

 Уникальная коллекция фотокарточек из Енисейской губернии Российской империи конца XIX столетия.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 12

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Крестьяне-челдоны г. Красноярска Снимок сделан в

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Крестьяне-челдоны
г. Красноярска Снимок сделан в Красноярске

в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г. Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.
Слайд 13

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА А.Д. Зырянов - крестьянин с. Шушенского

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

А.Д. Зырянов - крестьянин с. Шушенского Минусинского

уезда Енисейской губернии Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг. В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.
Слайд 14

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда в

праздничной одежде Фотограф неизвестен. Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г. Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Слайд 15

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Крестьянская семья из д. Ловатской Канского

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда Снимок

сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г. Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.
Слайд 16

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда

в праздничный день на крыльце дома Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г
Слайд 17

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Семья старожилов-староверов на р. Мане Р.

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Семья старожилов-староверов на р. Мане Р. Мана, Красноярский

округ, Енисейская губерния. До 1910 г.
Слайд 18

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Богатая крестьянская семья из с.Богучанского Енисейского уезда 1911 г.

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Богатая крестьянская семья из с.Богучанского Енисейского уезда 1911

г.
Слайд 19

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Подростки с.Богучанского Енисейского уезда 1911 г. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Подростки
с.Богучанского Енисейского уезда 1911 г. Коллекция Ангарской экскурсии

1911 г.
Слайд 20

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда Парный фотопортрет

молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Слайд 21

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в

праздничной одежде Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Слайд 22

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда 1911 г.

Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.
Слайд 23

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Праздничный костюм приискателя Снимок сделан в

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Праздничный костюм приискателя Снимок сделан в с. Богучанском

в 1911 г. Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.
Слайд 24

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА А. Аксентьев - смотритель прииска по

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

А. Аксентьев - смотритель прииска по р.

Талой в Енисейском округе Г. Енисейск. Снимок сделан 20 июля 1887 г. Смотритель на золотопромывочной машине - это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото. Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880-1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи ? предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.
Слайд 25

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Прачки на Енисее Красноярск. Начало 1900-х

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Прачки на Енисее Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция

с негатива 1969 г.
Слайд 26

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Уборка табака в Минусинском уезде 1916

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Уборка табака в Минусинском уезде 1916 г. На

задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Слайд 27

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ КОНЦА XIX ВЕКА

Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного

округа Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.