День в музее

Содержание

Слайд 2

Цель мероприятия - формирование у воспитанников кадетских корпусов и классов уважительного

Цель мероприятия - формирование у воспитанников кадетских корпусов и классов уважительного

отношения к российской культуре и продолжение лучших традиций русского офицерства, которое всегда было примером благородства, образованности, патриотизма и доблести.

Цель акции:

Слайд 3

По инициативе Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования

По инициативе Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования

России и Российского военно-исторического общества в 2016 году утверждена Всероссийская акция «День в музее для российских кадет». 
Игринский краеведческий музей принимает активное участие с первого года «запуска» акции – с 2016 года.

Участие Игринского районного краеведческого музея:

Слайд 4

«День в музее для российских кадет» в Игринском краеведческом музее проводится

«День в музее для российских кадет» в Игринском краеведческом музее проводится

ежегодно с 2016 г.по 2019 гг. Принимают участие кадеты игринских школ №5 и №2

2016 г.

2018 г.

2017 г.

2019 г.

Слайд 5

Акция ежегодно приурочивается к дате 14 октября; Всероссийские организаторы посчитали, что

Акция ежегодно приурочивается к дате 14 октября;
Всероссийские организаторы посчитали, что дата

14 октября для кадетского воспитания значима тем, что в этот день родился художник-баталист Василий Васильевич Верещагин:

Художник Верещагин и акция «День в музе для российских кадет»

«<…> 14 октября 1842 года родился выдающийся русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. В возрасте 9 лет он был определен в морской кадетский корпус. После окончания обучения Верещагин некоторое время находился на военной службе, после чего поступил в знаменитую Академию Художеств в Санкт-Петербурге. Именно 14 октября и стал днем проведения ежегодной акции «День в музее для российских кадет». В этот день суворовцы и кадеты могут посетить любой музей Российской Федерации бесплатно <…>» Источник Культура. РФ: https://www.culture.ru/events/791610/den-v-muzee-dlya-rossiiskikh-kadet-2020 ] об https://www.culture.ru/events/791610/den-v-muzee-dlya-rossiiskikh-kadet-2020

Слайд 6

Говоря о художнике-баталисте Верещагине мы, игринцы, с недавних пор всматриваемся в

Говоря о художнике-баталисте Верещагине мы, игринцы, с недавних пор всматриваемся в

этюды и картины художника-баталиста на темы русско-турецкой войны 1877—1878 годов с особым, в чем-то даже «родным» интересом.
Дело в том, что в 2018 г. игринские краеведы установили, что в этой войне принимали участие наши славные предки:
"... 30-31 августа 1877 года под г. Плевно погиб Шкляев Василий Данилович Сарапульского уезда Больше-Пургинской волости починка Порнике-Итко».
Да, в той самой легендарной битве под Плевно, падение которой решало весь вопрос войны, где лучшая турецкая армии Осман-паши была принуждена к капитуляции. Очевидно и то, что кроме Шкляева В.Д. были и другие участники с Игринской земли, поиск которых стараниями краеведов продолжается.

Картины Верещагина о наших предках:

Слайд 7

«Перед атакой. Под Плевной» Холст, масло, 1881 г. Государственная Третьяковская галерея Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_картин_Василия_Верещагина

«Перед атакой. Под Плевной» Холст, масло, 1881 г. Государственная Третьяковская галерея

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_картин_Василия_Верещагина
Слайд 8

«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» Холст, масло, 1881 г. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_картин_Василия_Верещагина

«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» Холст, масло, 1881 г. Государственная Третьяковская

галерея.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_картин_Василия_Верещагина

Слайд 9

«Плевенская часовня», 1887 г. Часовня-памятник героям Плевны (архитектор и скульптор Владимир

«Плевенская часовня», 1887 г.

Часовня-памятник героям Плевны (архитектор и скульптор Владимир Иосифович Шервуд)— памятник

русским гренадерам, павшим в бою под Плевной, во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг., установлен в Ильинском сквере Москвы (площадь Ильинские ворота).
Часовня сооружена по инициативе Московского археологического общества и офицеров и солдат Гренадерского корпуса, расквартированного в Москве, и собравших на его постройку около 50 тыс. рублей
Слайд 10

Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами: Янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка

Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами:

Янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка

из рук матери-болгарки

Русский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадера

Слайд 11

Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами: Умирающий гренадер, срывающий цепи с

Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами:

Умирающий гренадер, срывающий цепи с

женщины, олицетворяющей Болгарию.

Гренадер, берущий в плен турецкого солдата

Слайд 12

Кадеты! Будучи в Москве , обязательно посетите Плевенскую часовню!

Кадеты! Будучи в Москве , обязательно посетите Плевенскую часовню!

Слайд 13

Художник-баталист В.В. Верещагин родился 14 октября 1842 по «старому календарному стилю»,

Художник-баталист В.В. Верещагин родился 14 октября 1842 по «старому календарному стилю»,

что соответствует 26 октября по «новому». Источник: https://www.culture.ru/persons/8228/vasilii-vereshagin
И , кратко вспомнив заслуги талантливого художника, взглянем на дату проведения акции 14 октября по современному стилю несколько шире и глубже, но также исходя из целей акции: «формирования у воспитанников кадетских корпусов и классов уважительного отношения к российской культуре».

14 октября - день акции «День в музе для российских кадет»

А в истории многовековой российской культуры 14 октября (по «новому стилю») – это прежде всего ПОКРОВ Пресвятой Богородицы и связанные с ним грандиозные исторические события, в том числе и в военной истории России.

Слайд 14

Тема «музейно-кадетской Акции» в 2020 году в Игринском музее: «Покров в военной истории России»

Тема «музейно-кадетской Акции» в 2020 году в Игринском музее: «Покров в военной

истории России»
Слайд 15

На Руси все значимые победы отмечали храмами и церковными праздниками. Например,

На Руси все значимые победы отмечали храмами и церковными праздниками.
Например,

1164 год. Святой князь Андрей Боголюбский одерживает победу над Волжской Булгарией.
В честь этого появляется праздник, которого не было ни у греков, ни в католической Европе, – праздник Покрова Божией Матери.

1. Покров 1164 г. - Победа над Волжской Булгарией

Самая ранняя икона (1399 г.) – из Зверина монастыря в Великом Новгороде

Слайд 16

Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию; бегство остатков булгарского войска после

Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию; бегство остатков булгарского войска после

поражения. Миниатюра Радзивиловской летописи

Первым мусульманским государством, с которым у Руси произошел военный конфликт, была Волжская Булгария, государство, занимавшее территории на Средней Волге и Каме.  Булгары причиняли серьезный ущерб русским: : булгарский правитель «выходит в походы против неверных и уводит в плен жен их, их сыновей и дочерей и лошадей». (арабский историк Абу Хамид ал-Гарнати, побывавший в Волжской Булгарии в середине XII века)

Слайд 17

«Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли.

«Поэма в камне»  — так называют храм Покрова на Нерли. 

Слайд 18

Фасадный декор храма Покрова на Нерли

Фасадный декор храма Покрова на Нерли

Слайд 19

Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Реконструкция Заграевского. Условно-цветной вариант.

Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Реконструкция Заграевского.

Условно-цветной вариант.
Слайд 20

Проходит несколько веков. 1552 год. Поход на Казань Ивана Грозного. И

Проходит несколько веков. 1552 год. Поход на Казань Ивана Грозного. И

к какому дню он приурочивает штурм Казани? К 1 октября (стар. ст.). К празднику Покрова Божией Матери. В память о том, что когда-то князь Андрей Боголюбский ходил в Волжскую Булгарию, которая когда-то находилась на месте Казанского ханства.

2. Покров 1552 г. - Победа над Казанским ханством

Вступление Ивана IV в Казань. Миниатюра из «Лицевого Летописного Свода». 

Страница из «Истории о Казанском царстве». XVII век

Слайд 21

Взятию Казани войсками царя Ивана IV в 1552 году предшествовала длительная

Взятию Казани войсками царя Ивана IV в 1552 году предшествовала длительная

вооруженная борьба между Московским государством и Казанским ханством.
Важнейшей державной задачей внешней политики России в XVI веке стало покорение Казани, поскольку только оно могло предотвратить набеги казанцев на земли Востока России и отгон большого количества русских в плен: в рабство и на продажу. Эта задача была решена в ходе осады Казани и ее штурма осенью 1552 года. Впоследствии Казань и окружающие ее земли стали неотъемлемой частью Московского царства...

Покорение Казани - казанские старшины и воины перед Иваном IV.
Кившенко А.Д. 1880 г. центральный военно-морской музей, Спб.

Слайд 22

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя». Сер. XVI в. На иконе представлено

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя».  Сер. XVI в.

На иконе представлено

шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями,. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду - фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы.
Слайд 23

Покровская родительская суббота совершается только в нескольких регионах России, поскольку связана

Покровская родительская суббота совершается только в нескольких регионах России, поскольку связана

с поминовением «погибших воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью» при завоевании Иваном IV Грозным Казани в 1552 году. В 1592 году было установлено особое местночтимое поминовение усопших в ряде Епархий — Казанской, Вятской, будущей Екатеринбургской и Ижевской, сначала как память о погибших при взятии Казани православных воинах. Впоследствии православные христиане в этот день стали творить память не только православных воинов убиенных при взятии Казани, но вместе с ними и всех своих усопших родных и близких.
Слайд 24

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) – национальный

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) – национальный

символ России

Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства. Арх. Барма и Постник «с товарищи».

Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора.

Слайд 25

3. Покров 1641 г. – Азовское сиденье Со времён «Азовского сидения»

3. Покров 1641 г. – Азовское сиденье

Со времён «Азовского сидения» казаки

особенно чтят праздник Покрова Божией Матери.
Слайд 26

В 1471 году город захватили турки и превратили его в мощную

В 1471 году город захватили турки и превратили его в мощную крепость,

которая контролировала степные просторы Нижнего Дона и Северного Кавказа. Высокая каменная стена с 11 башнями опоясывала холм. Предместья прикрывались рвами и земляными валами. Крепость защищал четырёхтысячный гарнизон пехоты, имевший свыше 200 пушек.
Из Азова турками совершались грабительские набеги. В Азове они продавали пленников в рабство восточным купцам.

В шестнадцати километрах от устья Дона, на левом берегу реки, возвышается высокий холм. Удобное место для того, чтобы закрыть выход к Азовскому морю.
Ещё в VI веке до н. э. греки основали здесь город Танаис.
в X—XI веках этот город входил в состав Тмутараканского княжества Киевской Руси, затем был захвачен половцами, потом стал одним из городов Золотой Орды.
В XIII—XV веках здесь располагалась богатая итальянская колония Тана.

Азовская предыстория:

Слайд 27

21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков

21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков

во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали крепость до 1642 года.

Предыстория. 1637 г. - взятие Азова

Слайд 28

Азовское сиденье Рис. Николая Гусарова «Последний час Азовского осадного сиденья» 24

Азовское сиденье

Рис. Николая Гусарова
«Последний час Азовского осадного сиденья»

24 июня 1641

года турки начали первый из 24 штурмов Азова. Неудачи и турецкая армия таяла изо дня в день. Но большего горя хлебнули защитники Азова. Живыми оставалось не более 3 тыс. воинов. В неравной борьбе почти две трети гарнизона сложили головы. Кончалось продовольствие и боевые припасы.
Казаки приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить по турецкому лагерю и биться до последнего. «И начали мы, бедные, прощатися. Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не лавливати» («Повесть об Азовском осадном сидении», написанная одним из участников обороны).
Слайд 29

Слайд 30

Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова Пресвятой Богородицы, казаки молча,

Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова Пресвятой Богородицы, казаки молча,

строем выступили из крепости.
Некоторым казакам было видение — что сама Богородица идет перед ними, показывает путь и защищает своим Покровом. И действительно, когда начало светать, земля оказалась укрыта густейшим туманом. Под его прикрытием казаки вышли к позициям врага и… нашли турецкий лагерь пустым. Оказалось, что в эту же ночь паша снял осаду и начал отводить армию к кораблям. Это было чудо. И оно настолько воодушевило казаков, что изможденная и израненная горстка людей, выдержавших 3 месяца осады и 24 штурма, ринулась в погоню!
Для турок поход обернулся полным разгромом, по разным оценкам, их армия потеряла 60—100 тыс. человек, на родину вернулась лишь треть. Количество защищавших Азов было не более 8 тыс. мужчин и около 800 женщин. Казаков в «осадном сидении» полегло 3 тыс.
Слайд 31

Николай Туроверов. Покров. Эту землю снова и снова Поливала горячая кровь.

Николай Туроверов. Покров.

 

Эту землю снова и снова      Поливала горячая кровь.      Ты

стояла на башне Азова      Меж встречающих смерть казаков.            И на ранней заре, средь тумана,      Как молитва звучали слова:      За Христа, за святого Ивана,      За казачий престол Покрова,            За свободу родную, как ветер,      За простую степную любовь,      И за всех православных на свете,      И за свой прародительский кров.            Не смолкало церковное пенье;      Бушевал за спиною пожар;      Со стены ты кидала каменья      В недалеких уже янычар            И хлестала кипящей смолою,      Обжигаясь сама и крича...      Дикий ветер гулял над тобою      И по-братски касался плеча:      

За святого Ивана, за волю,      За казачью любовь навсегда!..      Отступала, бежала по полю      И тонула на взморье орда.            Точно пьяная ты оглянулась, -      Твой сосед был уродлив и груб;      Но ты смело губами коснулась      Его черных, запекшихся губ.

Слайд 32

Покровские храмы Удмуртии (в данной презентации представлены не все)

Покровские храмы Удмуртии (в данной презентации представлены не все)

Слайд 33

Покровский собор, г. Сарапул. Архитектор Ф.М. Росляков Покровская церковь существовала в

Покровский собор, г. Сарапул. Архитектор Ф.М. Росляков

Покровская церковь существовала в Сарапуле

с начала XVIII века. После обветшания и двух пожаров, бывшая деревянная церковь на средства прихожан в 1791 году вновь отстраивается из камня. 
Церковь была закрыта в 1932 году по распоряжению Удмуртского облисполкома. Здание переоборудовано в хлебопекарню.
Здание возвращено Русской православной церкви в середине 1990-х годов в заброшенном состоянии. В 2012 году храм был восстановлен на средства ОАО «Русснефть».
Слайд 34

Покровский старообрядческий храм в г. Ижевске. Покровский старообрядческий храм в г.

Покровский старообрядческий храм в г. Ижевске.

Покровский старообрядческий храм в г. Ижевске,

ХХ век .
Первоначально располагался на углу улиц Троицкой (ныне – Советская) и Девятой, (Революционная) после разрушения перестроенный на улице 10 лет Октября.
Архитектором первого храма был И. А. Чарушин. (фото справа)
Слайд 35

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Воткинский район, с. Июльское Год постройки: Между

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Воткинский район, с. Июльское

Год постройки: Между 1901

и 1907. Архитектор: И.А. Чарушин (автор оригинального проекта), П.И. Фомин (реконструкция)
Слайд 36

Покровский женский монастырь. Балезинский район, с. Каменное Заделье. Год основания: 1993.

Покровский женский монастырь. Балезинский район, с.  Каменное Заделье.

Год основания: 1993.

Слайд 37

Храм Покрова Пресвятой Богородицы , с. Красногорское Год постройки: Между 1890

Храм Покрова Пресвятой Богородицы , с. Красногорское

Год постройки: Между 1890 и 1900. Архитектор:

В.М. Дружинин (основа, малые главки) и И.А. Чарушин (колокольня, барабан)
Слайд 38

1. Какой храм (или храмы) празднуют в Игринском районе престольный праздник

1. Какой храм (или храмы) празднуют в Игринском районе престольный праздник

на Покров?;
2. Андрей юродивый, увидевший явление Покрова Пресвятой Богородицы, был по происхождению:
а. Греком
 б.Славянином  в. Скифом г. Крещеным евреем;
3. В числе первых священников в сер. XIX века в этом Покровском храме Удмуртии служил один из представителей рода Васнецовых – большой семьи вятских священнослужителей, из которой также вышли известные русские художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. Какой это храм?
4. В каком кадетском заведении учился художник Василий Васильевич Верещагин?

Задания (ответы пишем в комментариях на стене Вк):

Слайд 39

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРИМ
ЗА ВНИМАНИЕ!