Дискурс о социокультурной и политической идентичности России: основные концептуальные ракурсы

Содержание

Слайд 2

Концептуальные модели: Традиционной авторитарности России 1.1. Теория «Русская система» 1.2. Теория

Концептуальные модели:
Традиционной авторитарности России
1.1. Теория «Русская система»
1.2. Теория

«вотчинного государства».
2. Постоянной борьбы демократической (либеральной) и авторитарной тенденций / концепция цикличности.
Теория «Рокового дуализма русской истории».
⇒ Структура лекции:
1. Концепция традиционной авторитарности России
2. Концепция постоянной борьбы двух тенденций: демократической авторитарной
Слайд 3

Основные направления в историографии: (Консервативно)-почвенническое (славянофилы, традиционалисты-почвенники, державники, православные государственники) (Либерально)-западническое

Основные направления в историографии:
(Консервативно)-почвенническое (славянофилы, традиционалисты-почвенники, державники, православные государственники)
(Либерально)-западническое

(западники, европеисты-западники)
либеральное почвенничество / славянофилы-либералы
Слайд 4

Концепция традиционной авторитарности России Идея о неевропейском характере русской политической традиции

Концепция традиционной авторитарности России

Идея о неевропейском характере
русской политической традиции
(Россия не Европа)
2

т.зр.:
Азиатская природа русской политической культуры, истоки которой связываются с многовековым татарским угнетением.
У «русской власти» («русской системы») нет аналогов ни на Западе, ни на Востоке, это исключительно русский феномен.
Слайд 5

Концепцию о принципиальной неевропейскости России разделяют: сторонники либерально-западных ценностей (либеральное почвенничество)

Концепцию о принципиальной неевропейскости России разделяют:
сторонники либерально-западных ценностей (либеральное

почвенничество)
(со знаком минус)
консервативные почвенники
(со знаком плюс )
западная историография
(Арнольд Тойнби, Ричард Пайпс и др.)
Слайд 6

Три основные идеи: Изначально авторитарный (самодержавный, деспотический…) характер российской (московской, московитской)

Три основные идеи:

Изначально авторитарный (самодержавный, деспотический…) характер российской (московской, московитской) государственности;
+

демократическая (либеральная) тенденция – заимствование с Запада.
Западная политическая культура с ее идеями системного ограничения произвола власти, конституцией, прав человека распространяется в российской культурной элите в постпетровский период.
2. Устойчивое несходство старых, новых и новейших русских порядков с европейской цивилизацией;
3. Принципиальное сходство всех русских порядков разных времен между собой.
Слайд 7

Специфика российской государственности Модели взаимодействия: Государства и общества (патернализм) 2. Государства

Специфика российской государственности

Модели взаимодействия:
Государства и общества
(патернализм)
2. Государства и человека
(этатизм)
3.

Государства и природной среды
(экстенсивизм)
4. Государства и окружающего мир
(мессианизм и/или державность)
Слайд 8

Концепты (теоретические конструкты) либерального дискурса (либеральное почвенничество) «Русская система» «Русская власть»

Концепты (теоретические конструкты) либерального дискурса (либеральное почвенничество)

«Русская система»
«Русская власть»
«Русский ген

власти»
«Русская матрица»
«Русский культурный код»
«Русская генетическая система»
Слайд 9

«Русская система» как традиционный для России тип государственной власти Ю. Пивоваров

«Русская система» как традиционный для России тип государственной власти Ю. Пивоваров

и А.Фурсов

Концепт позволяет понять особенности:
исторического пути России;
государственной власти;
национального менталитета;
российских реформ, в том числе и в эпоху постиндустриального прорыва.

Слайд 10

Концепт позволяет объяснить причины нынешнего возвращении к «Русской системе» и в

Концепт позволяет объяснить причины нынешнего возвращении к «Русской системе» и в целом

повторяемости такого явления в политической истории России

Почему «русский ген власти» после соединения с западными новшествами и краткого периода мутаций и гибридизации вновь проявляет свою твердую, неизменную природу и порождает структуры власти, сходные с прежними?
Почему русская система власти восстанавливается в новых обличьях, но с теми же сущностными характеристиками?

Слайд 11

Основные элементы «Русской системы» ⇓ ⇓ ⇓ власть население насилие

Основные элементы «Русской системы»
⇓ ⇓ ⇓
власть население насилие

Слайд 12

Власть (персонифицированная в личности царя/генсека/президента) Единственный значимый политический субъект Особенность реформа

Власть (персонифицированная в личности царя/генсека/президента)
Единственный значимый политический субъект
Особенность реформа «сверху»


как только реформы начинают покушаться на саму власть, на ее центральную роль в общественной жизни, все откатывается назад
Население /общество
не было самостоятельным политическим субъектом
Слайд 13

Идея «насилия» включает ⇒ насилие власти принудительные социальные взаимодействия с постоянно

Идея «насилия» включает

⇒ насилие власти
принудительные социальные взаимодействия с постоянно присутствующей

угрозой легитимированного государством насилия (побоев, ареста, конфискации имущества, лишения свободы, казни);
⇐ насилие, закрепившееся в культурной матрице народа
запечатленное в культуре символы и ценности «порядка» и «сильной руки», преобладание принуждения в установках сознания и поведения.
Слайд 14

Теория «вотчинного государства» К. Д. Кавелин В.О. Ключевский «государство-вотчина» Р. Пайпс

Теория «вотчинного государства»

К. Д. Кавелин В.О. Ключевский «государство-вотчина»

Р. Пайпс «вотчинное государство»
В.П. Макаренко «Русская власть»
Общее: Отрицание преемственности Киевской и Московской Руси
Отличие:
«Русская власть» – зарождается на северо-востоке в домонгольский период
«Русская власть» – зарождается в татарский период (влияние Золотой Орды)
Слайд 15

К.Д. Кавелин: разработал теоретическую модель Московского государства как «государства-вотчины» В.О. Ключевский:

К.Д. Кавелин: разработал теоретическую модель Московского государства как «государства-вотчины»
В.О. Ключевский: в

государстве вотчинного типа
– правитель и собственник (хозяин) слились в одном лице.
– люди утратили свободу и превратились в собственность правителя.
Слайд 16

Р. Пайпс «Россия при старом режиме» М., 1993 Особенности «вотчинного государства»

Р. Пайпс «Россия при старом режиме» М., 1993

Особенности «вотчинного государства»
1. Московские

князья, русские цари, а впоследствии советские вожди, обладавшие огромной властью, были убеждены в том, что вся страна является их собственностью, так как создавалась, строилась и перестраивалась по их повелению.
2. Исторически сложилось представление о том, что все живущие в России являются государевыми слугами, находящимися в прямой зависимости от царя и не имеющими возможности претендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые личные права.
Слайд 17

Признаки политического режима Московии: Абсолютная монополия государя на политическую власть 2.

Признаки политического режима Московии:

Абсолютная монополия государя на политическую власть
2. Собственность государя

на землю, торговлю, промышленность, с одной стороны и отсутствие частных собственников, с другой
3. Контроль за всеми сословиями общества (закрепощение общества)
4. Изоляция страны от внешнего мира, главным образом, католического Запада.
Слайд 18

Концепция постоянной борьбы двух тенденций В российской истории, культуре, государственности противостояли

Концепция постоянной борьбы двух тенденций

В российской истории, культуре, государственности
противостояли

друг другу две тенденции:
⇒ европейская (либерально-демократическая, западническая)
⇐ патерналистская (консервативная, авторитарая/самодержавно-принудительная/ деспотическая)
Слайд 19

Особенности интерпретация европейской / либерально-демократической традиции ♦ Авторитарная концепция: русский европеизм,

Особенности интерпретация европейской / либерально-демократической традиции

♦ Авторитарная концепция:
русский европеизм,

либерально-демократическая традиция сводится к внешнему влиянию
борьба тенденций … XVIII в. – нач. XX в.
♦ Концепция борьбы двух тенденций в русской истории:
европейский «ген» в российской истории (двухкорневая структура политической традиции)
– Европейские тенденции – не влияние Запада, не чуждое, а исконно русское явление
– Европейские (либерально-демократические традиции) древнее, изначальнее евразийского самодержавия
«Роковой дуализм русской истории»
Слайд 20

Главные тезисы: 1. Россия по рождению европейская страна 2. В российской

Главные тезисы:

1. Россия по рождению европейская страна
2. В российской истории,

культуре, государственности на протяжении веков противостояли друг другу две тенденции: самодержавная (авторитарная) и либерально-демократическая

3. Цикличность русской истории: реформы / контрреформы
П.Н.Милюков
А.Янов
М. Афанасьев
Слайд 21

П.Н.Милюков «Очерки истории русской культуры» в 4-х томах (1896-1903): обосновал взгляд

П.Н.Милюков «Очерки истории русской культуры» в 4-х томах (1896-1903):
обосновал

взгляд на европейство как на одно из начал русской политической культуры.
Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития
Тезис первый: по самой своей географии, ландшафтной и антропологической «преистории» и уже собственно истории этнической и национальной Россия является естественным продолжением Европы, заходящим в Азию.
Тезис второй: русская культура есть самобытный извод европейского корня, исторически запаздывающий и в сравнении с синхронной ему европейской культурой относительно примитивный; в русской культуре всегда соединены подражательное копирование, националистическое отталкивание и творческое развитие образцов и архетипов европейской культуры.
«Европеизм … не есть начало, чуждое русской жизни, начало, которое можно заимствовать только извне, но собственная стихия, одно из основных начал, на которых эта жизнь развивается, насколько в её “месторазвитии” даны общие Европе элементы развития. К этому представлению ведёт и самый термин “Евразия”, если употреблять его научно, а не тенденциозно. Евразия не есть Азия; а есть Европа, осложнённая Азией».
Слайд 22

А. Л. Янов «Славянофилы и западники»: два взгляда на историю России

А. Л. Янов

«Славянофилы и западники»: два взгляда на историю

России
За кажущейся противоположностью скрывалась их глубинная общность.
– Оба взгляда исходят из неверной посылки - наличия одной лишь политической традиции.
– Западники (глядя в Европу), славянофилы (отворачиваясь от Европы) не видят европейского гена в самой российской культуре.
Двухкорневая структура политической традиции России (два корня / два лица / две тенденции)
Европейские тенденции – не влияние Запада не чуждое, а исконно русское явление
Начало (истоки) русского европеизма / демократизма / либерализма Янин усматривает в XV веке
Слайд 23

А. Янов: ♦ Начало русского европеизма в XV веке «Европейское столетие»

А. Янов:

♦ Начало русского европеизма в XV веке «Европейское столетие» между

1460 и 1560 гг.
Основы европеизации заложены либеральными реформами Ивана III
♦ "Выпадения" России из Европы начались в 1565 г. («самодержавная революция» Ивана Грозного)
Европейская Русь превратилась в «антитезу» Европе.
♦ Демократическая тенденция (либеральная оппозиция) продолжала существовать …
Слайд 24

Отличие концепций П.Н. Милюкова, А. Янова, М. Афанасьева в фиксации политико-культурных

Отличие концепций П.Н. Милюкова, А. Янова, М. Афанасьева в фиксации политико-культурных точек

европеизма

М.Афанасьев:
Россия со времен Киево-Новгородской Руси – носитель европейской культуры, европейских ценностей» (европейская традиция не прерывалась)
Преемственность Киевской и Московской Руси
П.Н. Милюков, А. Янов: Московская Русь

Слайд 25

Литература Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или

Литература

Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое

начало? М.: Новое изд-во, 2005.
URL: http://www.4plus5.ru/ist/ahcontent.html
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: Истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997.
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000.
Ковалев В.А. «Русская система»: фантастический вариант // Россия и современный мир. 2006. № 1(50). С. 40-60.
Макаренко В.П. Русская власть (теоретико-социологические проблемы). Ростов-на-Дону. Издательство СКНЦ ВШ, 1998.
URL: polittheory.narod.ru/Makarenko/Russian_Power.doc
Оболонский А.В. Драма российской политической истории: Система против личности. М., 1994.
Возможна ли европеизация нашего исторического сознания? Обсуждение доклада М. Афанасьев «О древней и новой политической культуре в России». URL: http://www.liberal.ru/articles/4815
Пайпс Р. Россия при старом режиме / Пер. с англ. М., 1993.
URL: http URL: http:// URL: http://publ URL: http://publ. URL: http://publ.lib URL: http://publ.lib. URL: http://publ.lib.ru URL: http://publ.lib.ru/ URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/ URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/ URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_ URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_ URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_ URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_R URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_R.. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PAYPS_Richard/_Payps_R..html
Пивоваров Ю. Русская политическая культура и political culturе // Pro et Contra. 2002. Т.7. № 3. URL: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2002/3/ProEtContra_2002_3_02.pdf