Древнегреческая философия

Содержание

Слайд 2

Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии. Натурфилософские ориентации досократовской философии. Классический период древнегреческой философии.

Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии.
Натурфилософские ориентации досократовской философии.
Классический

период древнегреческой философии.
Слайд 3

Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии. Философия возникла в

Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии.
Философия возникла в VII-

VI веке до н.э. в Греции.
Слайд 4

Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции: Удобное географическое положение Переход

Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции:
Удобное географическое положение
Переход от бронзы

к железу усилил производство
Экономические изменения: развитие ремесла, разделение труда
Товарно-денежные отношения
Оформление политической системы – античного полиса
Отсутствие религиозного доминирования
Слайд 5

Основные этапы древнегреческой философии: VII- V вв. до н.э. – период

Основные этапы древнегреческой философии:
VII- V вв. до н.э. – период зарождения

или период досократический.
В центре внимания – проблема космоса, природы (натурфилософия)
2. V- IV вв. до н.э. – классический период
Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности
3. IV в.до н.э. – III в.н.э. – эллинистический период.
Приоритет этических проблем.
Слайд 6

2.Натурфилософские ориентации досократовской философии.

2.Натурфилософские ориентации досократовской философии.

Слайд 7

Первые философские школы в г. Милет и Эфес. Космоцентрическая ориентация –

Первые философские школы в г. Милет и Эфес.
Космоцентрическая ориентация – стремление

понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции).
Слайд 8

ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА МАКРОКОСМОСА И МИКРОКОСМОСА То, что имеется в космосе, имеется

ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА МАКРОКОСМОСА И МИКРОКОСМОСА

То, что имеется в космосе, имеется и

в человеке. А то, что есть в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм – одно и тоже.
Первоначально принцип был сформулирован в форме вопроса «Что есть все?».
По сути, этот принцип положил начало философскому мышлению, которое, в отличие от мифологического мышления с его установкой на персонификацию (обожествление) каких бы то ни было явлений, предполагал нечто совершенно новое, а именно, поиск во всем многообразии единого, первоначала, «архэ».
Слайд 9

Первооснова мира: Фалес – вода Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное

Первооснова мира:
Фалес – вода
Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное вещество)
Анаксимен –

воздух
Гераклит – огонь
Пифагор – число
Слайд 10

ФАЛЕС "Бог древнее всего, ибо он не сотворен" "Всё полно богов»

ФАЛЕС
"Бог древнее всего, ибо он не сотворен"
"Всё полно богов»
"Начало

всего есть вода"
"Душа присуща даже неодушевленным телам"
Слайд 11

АНАКСИМЕН Дыхание и воздух объемлют весь космос. Из них все возникает,

АНАКСИМЕН
Дыхание и воздух объемлют весь космос. Из них все возникает, и

в них все разрешается.
Воздух - начало души, богов и божеств - прозрачная невидимая субстанция.
Воздух порождает все вещи ... путем сгущения и разрежения.
Воздух однороден, недоступен чувствам и беспределен.
Слайд 12

АНАКСИМАНДР "Рождение происходит не через изменение стихии, а через обособление благодаря

АНАКСИМАНДР

"Рождение происходит не через изменение стихии, а через обособление благодаря вечному

движению противоположностей«
"Есть рожденные боги, которые периодически возникают и исчезают» "
"Из чего вещи получают своё рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости "
"Части изменяются, целое же остается неизменным"
"Вся материя живая "
Апейрон - это не вода, "но какая-то иная, неограниченная природность "
Слайд 13

ДЕМОКРИТ "Начала вселенной " - атомы и пустота "Атомы - это

ДЕМОКРИТ

"Начала вселенной " - атомы и пустота
"Атомы - это некие тела,

невидимые из-за малой величины "
"Количество атомов и пустота - бесконечны "
"Движение вечно "
"Ничто не происходит случайно "
"Ни одна вещь не возникает беспричинно "
"Миров бесчисленное множество "
"Мир не одушевлен и управляется не провидением, а некоей бессознательной природой "
"Душа и разум - одно и тоже "
Слайд 14

Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего существующего

Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего существующего

в мире)
Анаксимандр – Вечное движение материи создает отдельные вещи путем порождения противоположностей.
Гераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в свою противоположность. Все течет, все изменяется.
Слайд 15

Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон) Континуальный образ мысли – представление

Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон)
Континуальный образ мысли – представление о

непрерывности, единственности и неразрывности бытия.
Бытие – вечно, неизменно, неподвижно.
Слайд 16

ПАРМЕНИД И ПРОБЛЕМА БЫТИЯ Благодаря Пармениду, происходит переориентация космологической направленности философии

ПАРМЕНИД И ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

Благодаря Пармениду, происходит переориентация
космологической направленности философии в

онтологию.
Он первый, кто четко формулирует главную философскую
проблему, проблему Бытия.
«Есть – это то, что не может не быть,
т.е. это Бытие, Сущее.
Не есть – это то, что необходимо не
может быть, т.е. не-бытие, не-сущее»
«Мыслить можно только бытие, т.е. то,
что есть, ибо то, чего нет, никоим
образом не может быть мыслимым».
«Одно и то же – мышление и то, о чем мысль.
Ибо без сущего, в котором она
высказана, Тебе не застать мышления»
Слайд 17

2.Философия античности классического периода Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных

2.Философия античности классического периода

Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских

систем, включающих анализ природы, человека и общества.
Основные представители:
Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий)
Сократ
Платон
Аристотель
Слайд 18

Софисты Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора. Основные идеи: Учение о принципиальной

Софисты

Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора.
Основные идеи:
Учение о принципиальной непознаваемости мира:

«Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);
Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор);
Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.
Слайд 19

Сократ (470-399 до н.э.)

Сократ (470-399 до н.э.)

Слайд 20

Философии Сократа – направлена на человека, которого он понимал как нравственное

Философии Сократа – направлена на человека, которого он понимал как нравственное

существо, познающее самого себя.

Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.
Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.

Слайд 21

Платон (427-347 до н.э.)

Платон (427-347 до н.э.)

Слайд 22

Учение об идеях: Концепция объективного идеализма. Всякий существующий предмет, явление или

Учение об идеях: Концепция объективного идеализма.

Всякий существующий предмет, явление или процесс имеет

свою идею.
Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.
Идеи – источник существования всех вещей предметного мира.
Вторым источником существования вещей является материя, как бесформенная масса вещества.
В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие.
Слайд 23

Учение о познании Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей. Осуществляется

Учение о познании
Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей.
Осуществляется в два

этапа.
При восприятие вещей ( подобий идей) – формируется только мнение.
При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей.
Слайд 24

Учение о человеке Человек – единство души и тела. Душа –

Учение о человеке

Человек – единство души и тела.
Душа –

идея человека.
Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей:
разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира)
воля (ориентация на достижение поставленных целей)
чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).
Слайд 25

Учение о государстве. Идеальное государство - это общество, состоящее из трех

Учение о государстве.

Идеальное государство - это общество, состоящее из трех сословий:

- правители (функция управления);
- воины (функция обороны);
- производители (функция производительного труда).
Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию).
Слайд 26

Формы идеального государства Монархия Аристократия Полития

Формы идеального государства

Монархия
Аристократия
Полития

Слайд 27

Аристотель (384–322 до н.э.)

Аристотель (384–322 до н.э.)

Слайд 28

Промежуточная форма между материализмом и идеализмом. Подлинной реальностью обладают единичные вещи.

Промежуточная форма между материализмом и идеализмом.

Подлинной реальностью обладают единичные вещи.
Единичное бытие

вещи есть сочетание формы и материи.
Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы).
Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).
Слайд 29

Учение о познании. Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание. Чувственное восприятие

Учение о познании.

Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.
Чувственное восприятие является основой

познания. Оно дает знание о единичных вещах.
Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.
Слайд 30

Учение о человеке. Человек – единство души и тела. Душа и

Учение о человеке.

Человек – единство души и тела. Душа и тело

неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно.
Сущность человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели.