Древнерусское храмовое пение
Знаменный распев (истоки, черты, эволюция)
Основной вид богослужебного пения,
развивался на Руси с XI по XVI Iвек. Источник – византийские песнопения.
Песнопение – результат коллективного творчества, интерпретация гимна.
Одноголосное изложение (монодия) – как воплощение возвышенности, «неотмирности».
Ладовая организация – обиходный звукоряд. (четыре согласия), модальность.
Песнопения чередовались в течение года в определенном порядке согласно системе осьмогласия (Иоанн Дамаскин VIII в.)
Глас – совокупность мелодических формул-попевок. Один глас мог включать до 90 попевок.
Знаменная письменность – вид безлинейного письма (нотации) в виде знамен (крюков), указывающих направление движения одноголосной мелодии (знаки в основном произошли от греческих).
Церковно-певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической, это «богословие в звуках».
Средства выразительности подчинялись строгим установкам.
Духовную суть православия выражает знаменное пение.