Духовная культура древних обществ. Ранние религии

Содержание

Слайд 2

«Довольны все боги на небе, все боги на земле и в

«Довольны все боги на небе, все боги на земле и в

воде; довольны все боги севера и юга, запада и востока, все боги сел и городов»
Слайд 3

В этом тексте, написанном на одной из погребальных пирамид в Египте,

В этом тексте, написанном на одной из погребальных пирамид в Египте,

очень ярко отображено мировоззрение не только древнего египтянина, но и человека других древних цивилизаций (Шумеро-Аккадской в Месопотамии, Хараппской культуры на территории Индостана, Микенской культуры на о-ве Крит, Ольмекской культуры в Мезоамерике и др. культур где сложились сложные культовые системы, которые мы можем отнести к ранним религиям.

Политеизм – многобожие поклонение не одному, а многим богам.
Монотеизм – поклонение одному богу.

Слайд 4

Великие империи сложились во 4-1 тысячелетиях в долинах великих рек Нила,

Великие империи сложились во 4-1 тысячелетиях в долинах великих рек Нила,

Янцзы и Хуанхе, Тигра и Ефрата, в Мезоамерике, на о-ве Крит (Микенская культура). Одной из важнейших составляющих культуры этих древних государств были религиозные верования.
Слайд 5

Действительно количество богов, которым поклонялись египтяне, индийцы и индейцы, древние греки

Действительно количество богов, которым поклонялись египтяне, индийцы и индейцы, древние греки

и шумеры и аккадцы исчислялось сотнями.
Слайд 6

Существовали как верховные боги, так и боги, которых почитали только в

Существовали как верховные боги, так и боги, которых почитали только в

одной местности или даже населенным пункте.
В связи с этим божества были не равны между собой, существовали боги отцы и дети, «старшие, главные» боги, секретари небесного совета (например, египетский бог Тот), боги привратники, боги гонцы и т.д.
Слайд 7

Увеличению числа богов способствовали два обстоятельства. Первое это то, что в

Увеличению числа богов способствовали два обстоятельства. Первое это то, что в

разных населенных пунктах довольно обширных территорий древних государств богов с одинаковым смысловым обликом и покровительственными задачами называли по-разному.

Персефона и Майя

Слайд 8

Второе по разному называли нередко и одного и того же бога

Второе по разному называли нередко и одного и того же бога

в разные периоды времени, например, в Египте бог солнца в виде восходящего солнца назывался Хепри, солнце в зените называли Ра, а солнце перед закатом называлось Атум. Впрочем, политеизм для религий древних цивилизаций является скорее правилом, чем исключением.
Слайд 9

Монотеизм из всех древних цивилизаций характерен только для семитов и китайцев,

Монотеизм из всех древних цивилизаций характерен только для семитов и китайцев,

во всяком случае, у них не зафиксирован обширный пантеон богов, как у других народов.
Слайд 10

В центре ранних религиозных представлений лежит космогонический миф – мифологические представления

В центре ранних религиозных представлений лежит космогонический миф – мифологические представления

о возникновении земли, планет, океана и других природных реалий. Египтяне считали, что в начале существовал только Нун – водная стихия. Из нее возник бог Солнца Ра, а от него произошла первая пара богов бог воздуха Шу и его жена богиня влажности Тефнут, давшие затем жизнь таким богам как Геб – бог Земли, Нут – богиню неба, которые в свою очередь породили других богов.
Слайд 11

Представлениям о сотворение мира египтян близки и космогонические представления древних греков

Представлениям о сотворение мира египтян близки и космогонические представления древних греков

согласно им первоначально существовал Хаос – воплощение первобытного беспорядка и бессистемности, пустоты. Из первобытного Хаоса возникла богиня Земли Гея и подземный мир – Тартар. Небо Уран было порождено Геей, ей же от противоестественной для человека, но вполне приемлемой для богов связи в Ураном было рождено первое поколение богов – титаны, один из которых Кронос (т.е. время) воцарился над миром и правил им пока не пал жертвой своего младшего сына Зевса.

Битва олимпийцев и титанов

Слайд 12

Самым могущественным богом, богом создателем Вселенной и отцом других богов у

Самым могущественным богом, богом создателем Вселенной и отцом других богов у

народов древней Месопотамии был Ану – бог Неба.
Слайд 13

Бога неба Тян считался творцом мира и у древних китайцев. Взяв

Бога неба Тян считался творцом мира и у древних китайцев. Взяв

в жены Землю он дал начало жизни. А разделил супругов великан Пань гу
Слайд 14

Древние индийцы считали, что творцом вселенной и всех природных стихий был

Древние индийцы считали, что творцом вселенной и всех природных стихий был

бог Брахма, сам же он родился из золотого яйца, плававшего в огромном океане. Он разделил яйцо пополам силой своего разума и превратил его части в небо и землю, создал горы, реки, флору, фауну и людей.
Слайд 15

Тангароа - бога океана или моря и неба считают творцом вселенной

Тангароа - бога океана или моря и неба считают творцом вселенной

и жители полинезийских островов, причем добыть мир, в виде первичной суши удалось не с первой попытки, но, в конце концов, мир выныривает из морских глубин.
Слайд 16

Интересно сопоставление этого мифа с представлениями славян и большинства народов Урала

Интересно сопоставление этого мифа с представлениями славян и большинства народов Урала

и Сибири о том, что достать из морских глубин первую щепотку земли, послужившую началом земной тверди богу-творцу, имена которого различны, помогла водоплавающая птица. А сам бог творец земли был сыном первобытной, пустоты, хаоса, «тьмы кромешной».
Слайд 17

Всем нам я думаю известна библейская легенда о сотворении мира, имеющая

Всем нам я думаю известна библейская легенда о сотворении мира, имеющая

семитское происхождение о том, как бог сотворил Землю и все живое за 6 дней, а на 7-й отдыхал.
Слайд 18

В космогонических мифах разных древних народов можно искать общее и можно

В космогонических мифах разных древних народов можно искать общее и можно

видеть различия связанные с первобытными верованиями этих народов, но в каждой из ранних религий присутствует некая версия о происхождении мира и эта та общая их черта, которую мы должны отметить.
Слайд 19

Другой общей чертой ранних религий является одушевление ими природных стихий. Не

Другой общей чертой ранних религий является одушевление ими природных стихий. Не

имея возможности объяснить с научной точки зрения такие явления природы как дождь, ветер, существование земли и ее движение, существование неба, и движение по нему небесных светил, люди объясняли их исходя из анимистических представлений. Говоря о первобытности, мы отмечали, что различными духами по представлению первобытного человека было населено все вокруг.
Боги, олицетворявшие различные природные стихии и явления, стали как бы дальнейшим развитием темы, олицетворением этой идеи. Такие боги присутствуют в пантеонах различных народов и относятся к главнейшим, наиболее рано появившимся, наиболее почитаемым богам.
Слайд 20

В Месопотамии бог Солнца - Уту это и злой бог иссушающего

В Месопотамии бог Солнца - Уту это и злой бог иссушающего

зноя, и он же бог благодатного солнца. В культуре майя бог Солнца, властитель небес Ицамну олицетворял собой и мужское начало.
Слайд 21

Практически везде выделены боги и богини Луны: это бог Нанна в

Практически везде выделены боги и богини Луны: это бог Нанна в

Месопотамии, в Египте бог Тот, он же бог письменности, создавший алфавит, в Индии Сама – божество ветра и Луны, в Америке Ишчель – богиня Луны, медицины и покровительница женщин.
В древней Греции богиня Луны – Селена.

Богиня Ишчель

Бог Тот

Слайд 22

С отдельными, разными, а иногда и похожими в каждой культуре, богами,

С отдельными, разными, а иногда и похожими в каждой культуре, богами,

связаны огонь, ветер, заря, смена сезонов, океан, вода, земля, радуга, дождь и т.д. Бог солнца в Египте – это Ра, а земля – Кеб, бог Нила - Гапи. Всех этих богов можно объединить в группу под названием «боги природы».
Слайд 23

Но отдельные боги «заведуют» не только природными явлениями, но и возглавляют,

Но отдельные боги «заведуют» не только природными явлениями, но и возглавляют,

контролируют, являются создателями различных отраслей хозяйства или сфер общественных отношений. Это боги кузнечного дела и земледелия, покровители торговли и медицины, боги судьи, покровители различных искусств, семьи и плотской любви, наук и т.д.
Слайд 24

Наиболее полно такие боги представлены в греческом пантеоне, но они присутствуют

Наиболее полно такие боги представлены в греческом пантеоне, но они присутствуют

и в других культурах например, в Индии Пушан бог солнечного жара и покровитель стад, в Египте бог Мин -покровитель земледелия и каменоломен (горнодобывающего промысла).
Слайд 25

Народ майя почитали бога Йум Каам - бога кукурузы и т.д.

Народ майя почитали бога Йум Каам - бога кукурузы и т.д.


Слайд 26

Мы можем сделать вывод, что пантеон божеств в ранних религиях складывается

Мы можем сделать вывод, что пантеон божеств в ранних религиях складывается

не произвольно. Боги в нем, условно делятся на 2 группы одни из них олицетворяют собой важнейшие природные явления – «это боги природы», а другие важнейшие отросли хозяйства и сферы личной и общественной жизни – «боги покровители ремёсел».
Слайд 27

Выделяются в древних пантеонах и ведущие главные, верховные боги. Связаны эти

Выделяются в древних пантеонах и ведущие главные, верховные боги. Связаны эти

представления с тем, что и в мире людей, в следствие разложения первобытной общины, уже прочно утвердилось неравенство.

Наряду с властителями, распоряжающимися огромными населенными территориями и имеющими практически безграничную власть появляются рабы, низшие касты и другие категории лиц, не имеющие практически никаких прав.

Слайд 28

Естественно, что этот мир неравных возможностей переносится человеком и на богов.

Естественно, что этот мир неравных возможностей переносится человеком и на богов.


Слайд 29

К верховным богам младшие обращаются за помощью и решением споров, беспрекословно

К верховным богам младшие обращаются за помощью и решением споров, беспрекословно

подчиняются их воле и даже бывают наказаны ими.
Например, в древнегреческой мифологии верховный бог Зевс неоднократно наказывает своего сына (бога войны) Ареса и супругу Геру, Прометея.
Слайд 30

В Месопотамии в качестве такого бога постепенно утверждается Мардук (покровитель Вавилона),

В Месопотамии в качестве такого бога постепенно утверждается Мардук (покровитель Вавилона),

у майя – бог творец Хунаб Ку, в Индии - Брахма, в Египте бог солнца Ра, в Израиле - Яхве и т.д.
Слайд 31

Путь в вершине власти для верховного бога может быть простым и

Путь в вершине власти для верховного бога может быть простым и

тернистым, мирным и кровавым. Например, Брахма - является верховным богом уже благодаря тому, что он появился первым и создал мир, т.е по праву «первородства».
Слайд 32

Верховенство бога Мардука было признано другими богами, добровольно, после того как он победил кровожадное чудовище Тиамат.

Верховенство бога Мардука было признано другими богами, добровольно, после того как

он победил кровожадное чудовище Тиамат.
Слайд 33

Зевсу, чтобы стать верховным богом пришлось убить своего отца, одного из

Зевсу, чтобы стать верховным богом пришлось убить своего отца, одного из

титанов Кроноса.
Различны пути к трону и у других богов, но, так или иначе в пантеонах богов существует достаточно жесткая иерархия, низшие боги подчиняются высшим, боги дети подчиняются богам родителям, выполняют их просьбы и поручения.
Слайд 34

В образы и характеры своих богов люди вообще привносят очень много

В образы и характеры своих богов люди вообще привносят очень много

человеческого. Божествам как говориться « не чуждо ничто человеческое», они не равнодушны к богатству, поэтому их изображения стараются изготовлять из редких дорогостоящих материалов, золота, серебра, красного дерева, мрамора и т.д. и приносить им в жертвы различные драгоценные дары.

Поклонение богу Дионису.

Слайд 35

Богам присущи такие человеческие качества, как ненависть, зависть, любовь, дружба, тщеславие

Богам присущи такие человеческие качества, как ненависть, зависть, любовь, дружба, тщеславие

и др. Например, широко известен древнегреческий миф о том, как поссорились три греческие богини Афина, Гера и Афродита не сумев поделить яблоко на котором было написано «Прекраснейшей». После в Троянской войне боги Олимпа разделились на тех, кто симпатизировал троянцам и на тех, кто симпатизировал ахейцам.
Слайд 36

Египетский бог Сет (зноя и суховея) убил, движимый завистью, своего брата

Египетский бог Сет (зноя и суховея) убил, движимый завистью, своего брата

Осириса (бога воскресающей природы), но Осирис был воскрешен Изидой отомщен и своим сыном (богом света) Гором, который, вызвав на поединок Сета победил его. Мы можем констатировать, что богам из пантеонов ранних религий, в отличие от возникших позднее мировых религий присущи человеческие черты, страсти и поступки.
Слайд 37

Как и духи в представлении первобытных людей боги в ранних религиозных

Как и духи в представлении первобытных людей боги в ранних религиозных

системах бывают добрые и злые. Мы уже упоминали о двух солнечных богах Египта, Солнце как благо (свет и тепло) и Солнце - иссушающий зной. Некоторые боги двуедины в своем начале, т.е. могут приносить благо и зло.
Слайд 38

Например, как индийский бог огня Агни – огонь, - это очаг,

Например, как индийский бог огня Агни – огонь, - это очаг,

приготовление пищи, гончарное ремесло, металлообработка, но – это и пожар, воспринимавшийся как гнев бога. Также с водой и ветром. Ветер и дождь в умеренных количествах - необходимы, но в чрезмерных превращаются в стихийные бедствия – это воспринималось как гнев этих богов.
Слайд 39

Но были и боги постоянно вредные, злые, опасные для человека, т.е.

Но были и боги постоянно вредные, злые, опасные для человека, т.е.

боги, в образе которых преобладала черная краска. Например, в Греции – это бог Аид – хозяин мрачного подземного царства и бог смерти - Танатос, в Месопотамии Неграл – бог смерти и чумы, Ариман – предводитель целого сонма бесов и ведьм в зароостризме и т.д.

Бог смерти Танатос

Слайд 40

Таким образом, мир богов, как и мир духов двуедин, в нем

Таким образом, мир богов, как и мир духов двуедин, в нем

идет постоянная борьба добра и зла.
Традиционно большинство добрых милостивых к людям богов проживает на поверхности земли или на небе, а наиболее коварные и вредные боги живут под землей.
Слайд 41

С первобытными тотемными культами связано совмещение в образах некоторых богов черт

С первобытными тотемными культами связано совмещение в образах некоторых богов черт

человека и животного. Или восприятие некоего животного как воплощения какого-либо божества.
Например, в Египте Изида – богиня плодородия, олицетворявшая супружескую верность и материнство, изображалась в виде женщины с головой и рогами коровы. Бог света Гор изображался в облике сокола, а бог засухи и суховея Сет в виде человека с головой крокодила.
Слайд 42

В Мезоамерике бог ветра, воздуха и покровитель жрецов – Кетцаль Коаатль

В Мезоамерике бог ветра, воздуха и покровитель жрецов – Кетцаль Коаатль

изображался в виде человека с клювом птицы, а Тепейоллотль – бог подземных недр в виде человека-ягуара. Достаточно частным было воплощение божеств в различных животных и растениях.
Слайд 43

Особенно был развит культ божественных животных в Египте, где не только

Особенно был развит культ божественных животных в Египте, где не только

поклонялись живым животным, например, кошкам, змеям, быкам, но и мумифицировали и хоронили их трупы. Обнаружив эту древнюю традицию у египтян, римляне в свое время пытались объяснить это проявлением символизма.

Египет. Содержание кошек при храме Бастет

Им было трудно поверить, что египтяне вполне искренне поклоняются животным, считая их воплощением божества, потому, что в римской культуре этот период был уже пройден, пережит, исчерпан.

Слайд 44

Религиоведы, культурологи и этнографы совершенно справедливо полагают, что пантеон божеств сложился

Религиоведы, культурологи и этнографы совершенно справедливо полагают, что пантеон божеств сложился

из почитаемых в отдельных местностях страны духов предков и местных божеств, а место бога в иерархии божеств было связано с влиянием, могуществом и богатством той местности или города, где ему традиционно поклонялись. Как пример, можно привести месопотамского бога Мардука.
Слайд 45

Являясь покровителем Вавилона, постепенно усиливая свое влияние, вместе с ростом могущества

Являясь покровителем Вавилона, постепенно усиливая свое влияние, вместе с ростом могущества

города превратился в верховного бога. Но процесс «естественного отбора» божеств, процесс формирования пантеонов ранних религий был длительным, сопровождался возвышением и угасанием культов отдельных богов, сохранением и появлением новых свойств и зон влияния у других богов.
Слайд 46

В эпоху ранних религий не сложилось единого порядка ритуалов, единого культа

В эпоху ранних религий не сложилось единого порядка ритуалов, единого культа

в рамках одной страны. Большинство провинций, отдавая дань уважения верховному богу, продолжало поклоняться своим традиционным для этой местности или рода богам. Впрочем, это ничуть не возбранялось и поклонение нескольким богам, как исконно своим, так и чужим, было обыденной нормой и даже правилом.

Среди божеств существовало своеобразное «разделение труда» и обращаться с разными просьбами нужно было к разным богам.

Слайд 47

Отдельные божества покровительствовали определенным ремеслам. В ранних религиях не существовало такого

Отдельные божества покровительствовали определенным ремеслам. В ранних религиях не существовало такого

понятия как «неверный». Этим установкам на политеизм вполне соответствовало и чрезвычайное разнообразие культовых практик и обрядности, так характерное для ранних религий. Т.е. религиозный канон в культовых действиях и в искусстве только начал складываться.
Слайд 48

Практика многобожия господствует в ранних религиях, но вместе с тем потребность

Практика многобожия господствует в ранних религиях, но вместе с тем потребность

в монотеизме уже ощущается на уровне интуиции, как потребность в стабильности, мощной всеобъемлющей защите для отдельного человека.

Одновременно и для начавшегося процесса складывания единых централизованных государств необходим объединяющий фактор, идеологическая подпорка.

Слайд 49

В различных регионах мира эта потребность уже просвечивает, прослеживается, проявляется в

В различных регионах мира эта потребность уже просвечивает, прослеживается, проявляется в

виде усиления могущества отдельных божеств, добавления к традиционно контролируемым ими сферам, сфер влияния других богов, как-бы совмещение в одном облике двух и более божеств.
Слайд 50

Самыми яркие и последовательные представления о едином божественном существе, вездесущем и

Самыми яркие и последовательные представления о едином божественном существе, вездесущем и

не имеющем материального воплощение, сложились у древних китайцев и иудеев (бог Яхве, и Дао - духовное начало, путь, источник всего сущего, который невозможно постичь до конца). Не случайно в этих регионах сложились затем крупнейшие религиозно- философские системы.
Слайд 51

Попытка введения монотеизма была осуществлена в Египте в 14 в. до

Попытка введения монотеизма была осуществлена в Египте в 14 в. до

н.э. фараоном Аменхотепом IV. Он попытался утвердить на территории своей страны единый для всех жителей культ бога Солнца – Атона. Сам он придумал себе новое имя Эхнатон - т.е. «угодный Атону».
Несмотря на то, что солярный культ был весьма распространен по всему Египту, а бог Солнца весьма почитаем, попытка оказалась неудачной.
Слайд 52

Население, культура оказались неготовыми к принятию единого бога, сработала инертность массового

Население, культура оказались неготовыми к принятию единого бога, сработала инертность массового

сознания. Наряду с характеристиками типичными для первобытных верований тотемизмом, анимизмом, фетишизмом в ранних религиях появляются и некоторые новые черты.
Например, предчувствие, поиск верховного, нематериального божества и даже попытки религиозных реформ.
Слайд 53

Другим существенным отличием ранних религий является обожествление власти. В Египте, Индии,

Другим существенным отличием ранних религий является обожествление власти. В Египте, Индии,

Месопотамии, Америке и Китае, и других регионах планеты, где сложились древние цивилизации, власть была признана священной и божественной.
Божественность власти обычно объяснялась и мотивировалась ее божественным происхождением. Так император в Китае считался сыном неба и воплощением бога неба на земле.
Слайд 54

Обожествление фараонов, считавшихся сынами бога Ра занимало центральное место в религиозной

Обожествление фараонов, считавшихся сынами бога Ра занимало центральное место в религиозной

культуре Египта. Потомками богов, являются почти все легендарные представители греческих родов, и правители месопотамских государств.
Деление древнеиндийского общества на варны или касты, тоже было по представлениям древних индийцев, божественным промыслом. Варна жрецов брахманов, призванная озвучивать волю богов, произошла по преданию от уст бога, а все остальные касты от менее престижных частей тела. Таким образом, ранние религии призваны были способствовать укреплению верховной светской власти.
Слайд 55

Необходимо отметить и еще одну характерную и важную для понимания последующего

Необходимо отметить и еще одну характерную и важную для понимания последующего

материал особенность ранних религий. Это их внеэтничность и отсутствие каких-либо патриотических устремлений.
Наоборот, при завоевании, например, в 332 г. до н.э. Египта предводитель вражеского войска Александр Македонский был оперативно объявлен жречеством сыном бога и принят как новый правитель Египта.
Слайд 56

При завоевании Вавилона персами в 6 в. до н.э. все храмы

При завоевании Вавилона персами в 6 в. до н.э. все храмы

и культы были сохранены, что свидетельствует нам об отсутствии у жречества оппозиции новой власти. Ранние религии безнациональны или наднациональны, потому что и национальности еще не сложились, многие народы еще не осознали своей общности, своего единства и видели с жителями близлежащих областей больше различий, чем сходств. Поэтому ранние религии и лишены каких-либо патриотических представлений.
Слайд 57

Несмотря на наличие общих черт в ранних религиозных представлениях каждой культуры

Несмотря на наличие общих черт в ранних религиозных представлениях каждой культуры

есть что-то свое, особенное, связанное с местными традициями, образом жизни, природой и т.д. Например, в Египте это важнейшее значение погребального культа. С ним собственно и связано возведение всемирно известных египетских пирамид.
Слайд 58

В Индии – это складывание представлений о перерождении души, в Китае

В Индии – это складывание представлений о перерождении души, в Китае

– это значительное развитие колдовских обрядов, магических действий, в Греции связь богов с миром людей (пожалуй, нигде боги так постоянно и активно не участвуют в жизни и делах людей как в древнегреческой мифологии).
Слайд 59

В эпоху ранних религий начинает постепенное формирование единого постоянного пантеона богов

В эпоху ранних религий начинает постепенное формирование единого постоянного пантеона богов

для отдельной страны, территории, или группы стран. Поскольку войны, усиление одних держав, падение других идут в тот период постоянно. Так на территории Месопотамии государство шумеров сменилось государством аккадцев, а затем Вавилонским царством.
Постепенно со складыванием единообразных культов, складываться и определенный канон в искусстве и в погребальном обряде, который тесно связан с представлениями о загробной жизни и царстве мертвых. В религиозной практике жителей Месопотамии обеспечить себе лучшую загробную жизнь было почти невозможно, она рисовалась им весьма неприглядно, ни праведникам, ни грешника не обещалось никаких благ. Повезет только тем, у кого много сыновей, которые и будут облегчать жизнь умершим своими молитвами и жертвами богам, они хотя бы будут пить чистую воду.
Слайд 60

Хорошее перерождение в следующей жизни правоверный индус должен был заслужить всей

Хорошее перерождение в следующей жизни правоверный индус должен был заслужить всей

своей жизнью. В Египте довольство умершего зависело и от его личности и от правильного соблюдения погребального обряда.
Слайд 61

С расслоением общества и появлением знати появляется досуг. Привилегированные сословия стремятся

С расслоением общества и появлением знати появляется досуг. Привилегированные сословия стремятся

наполнить его и встать во главе духовной жизни общества. Складывается и незначительный слой профессиональных служителей культуры.
Слайд 62

Представляется, что слова культ и культура не случайно так схожи по

Представляется, что слова культ и культура не случайно так схожи по

звучанию именно из древних культов магических действий сочетавших заклинания, гимны с ритуальными плясками, музыкой, поклонением изображениям богов ведут свое начало светская и религиозная музыка, живопись и танец, песенное творчество, скульптура и другие виды искусства.
Слайд 63

В древней Греции было популярным драматическое искусство. На сценах театра ставились

В древней Греции было популярным драматическое искусство. На сценах театра ставились

трагедии и комедии, выступали ораторы и поэты. Произведения греческих авторов трагедий Эсхила, Софокла и Эврипида и комедиографов Аристофана вошли в сокровищницу мировой культуры. Самый большой в древнем мире театр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей был построен в Риме.
Слайд 64

В искусстве появляются произведения, которые направлены на укрепления авторитета богов, их

В искусстве появляются произведения, которые направлены на укрепления авторитета богов, их

величия и величия их наместников на земле, т.е. правителей.
Значительно развивается скульптура: это пирамиды в Египте, величественные зикураты в Месопотамии (в том числе и знаменитая Вавилонская башня), огромные каменные скульптуры, изображавшие богов и храмы в Мезоамерике.
Слайд 65

Сюда же можно отнести и статуи богов в древней Греции. Образы

Сюда же можно отнести и статуи богов в древней Греции. Образы

отражены в живописи, к сожалению дошедшей до нас только в небольших количествах на стенах гробниц, росписи ваз и других предметов. Образы богов остались и на различных каменных барельефах.
Слайд 66

Складываются поэтичные гимны, прославляющие богов, а также большая часть поэтического творчества

Складываются поэтичные гимны, прославляющие богов, а также большая часть поэтического творчества

связанная с проводами человека в мир мертвых, потусторонний мир. Это и просьбы к богам, изложенные в поэтической форме.
Слайд 67

Развивается и живопись, сохранившаяся в основном в виде настенных росписей. Для

Развивается и живопись, сохранившаяся в основном в виде настенных росписей. Для

пышных празднеств посвященных богам актуальны музыка и танец. Таким образом ранние религии древности становятся новой формой, творческой площадкой на которой человечество достигает новых успехов в различных видах искусств.
Слайд 68

Чрезвычайно развито было театральное искусство в древнем Китае. Бытовали различные жанры:

Чрезвычайно развито было театральное искусство в древнем Китае. Бытовали различные жанры:

пантомимы, акробатические танцы, музыкально-драматические произведения, театр теней и кукольные представления. Необходимо отметить, что театральное, да и другие виды искусства были уделом людей с невысоким социальным статусом. Более утонченная и состоятельная публика посвящала свой досуг занятию литературой, философией и естественными науками.

Традиции древнекитайского театра живы и сегодня

Слайд 69

К наиболее образованным слоям древнего города можно отнести жречество. Именно жрецы

К наиболее образованным слоям древнего города можно отнести жречество. Именно жрецы

занимались астрономией, пытаясь, как, например, в древнем Вавилоне по звездам предсказывать будущее. Они же составили первые календари и составляли списки правящих династий.
Слайд 70

В Египте традиция мумифицировать трупы позволила накопить обширные знания по анатомии.

В Египте традиция мумифицировать трупы позволила накопить обширные знания по анатомии.


Слайд 71

В Китае и древней Греции большое внимание наряду с прикладными естественными

В Китае и древней Греции большое внимание наряду с прикладными естественными

науками медициной, математикой, астрономией, уделялось наукам гуманитарным истории, философии, логике, ораторскому искусству. В древних городах Греции, Индии и Китая обычно при храмах и монастырях возникали первые школы. Во дворцах царей археологами были обнаружены остатки древних библиотек и собраний произведений искусства.
Слайд 72

Крупнейшими считаются библиотека в Александрии и библиотека ассирийского правителя Ашшурбанипала, которые

Крупнейшими считаются библиотека в Александрии и библиотека ассирийского правителя Ашшурбанипала, которые

не только хранили тысячи текстов, но и имели составленные каталоги.
Слайд 73

В Александрии же был создан Мусеон – (храм муз) – научный

В Александрии же был создан Мусеон – (храм муз) – научный

центр, где не только проводились научные изыскания, но и были собраны первые коллекции древностей, минералов и т.д. От названия этого центра науки произошло слова «музей».
Слайд 74

В городах как центрах ремесла и торговли, центре общественной жизни сложилась

В городах как центрах ремесла и торговли, центре общественной жизни сложилась

своеобразная, меняющаяся во времени культура. Причем более быстрый, насыщенный темп как раз и характерен для городской жизни.
Социально-экономический уклад древних государств, накопленный ими опыт в архитектуре, ремесле, торговле, науках и искусствах стал основой для последующих культур.
Опыт многих народов был обобщен и преумножен в эпоху Великой Римской империи, а после ее распада усвоенный затем народами Европы, стал основой для складывания градостроительного мастерства западноевропейской цивилизации.
Слайд 75

Самостоятельно по учебнику изучить Древний Египет и Древнее Междуречье, Индию и Китай.

Самостоятельно по учебнику изучить Древний Египет и Древнее Междуречье, Индию и

Китай.