Экономическая политика на Руси X-XI веков

Содержание

Слайд 2

Проблема торговли: Торговлю той эпохи можно назвать «немой», т.е. торговавшие между

Проблема торговли:

Торговлю той эпохи можно назвать «немой», т.е. торговавшие между

собой люди из разных племён не понимали друг друга. Добавлялся и фактор недоверия из-за постоянных взаимных нападений племён.
Слайд 3

Характер торговли Русские князья торгуют не из убеждения, что торговля необходима

Характер торговли

Русские князья торгуют не из убеждения, что торговля необходима

а потому, что у них скопляется много излишних продуктов. Полученные в результате сбора дани и оброков.
Слайд 4

В пользу низкого уровня товарообмена внутри Древней Руси: Использование меха вместо

В пользу низкого уровня товарообмена внутри Древней Руси:

Использование меха вместо денег


Высокий процент обращения должников в холопов
Кредитование монастырями и церквями
Слайд 5

Николай Рожков, «Обзор русской истории» «Торговая деятельность была занятием исключительно общественных

Николай Рожков, «Обзор русской истории»

«Торговая деятельность была занятием исключительно общественных верхов,

князей, их дружинников и небольшой группы состоятельных горожан; массаже населения не принимала в ней никакого участия, не продавала, а отдавала даром продукты охоты и пчеловодства»
Слайд 6

Сергей Мельгунов. Очерки по истории русской торговли «В эпоху Киевской Руси

Сергей Мельгунов. Очерки по истории русской торговли

«В эпоху Киевской Руси

торговля сделалась потребностью общества, что видно из того высокого положения, которое начинают занимать представители торговли и промышленности во взглядах общества и закона… В сознании общества является убеждение, что торговля необходима, и князья русские сами идут «на протолочь» защитить караваны от диких степняков. Торговля настолько делается необходимой, что сам князь занимается ею как выгодной операцией»
Слайд 7

Павел Милюков, «Очерки по истории русской культуры» «На успехах внешней торговли

Павел Милюков, «Очерки по истории русской культуры»

«На успехах внешней торговли основывался

и кратковременный блеск киевского юга, который быстро обеднел и потерял политический вес, как только расстроилась эта торговля»
Слайд 8

С кем торгуют в Киеве: 898 – евреи, греки, латины 986

С кем торгуют в Киеве:

898 – евреи, греки, латины
986 –

немцы
При Олеге русские купцы уже активно торгуют в Подунавье (воск, лошади, рабы)
В XI есть данные о контактах славян с Прагой и Краковым
Существовали регулярные связи с Регенсбургом-на-Дунае (современная Бавария)
Слайд 9

Налоги до налоговой Ольги Полюдье – ежегодный налог с мужского населения.

Налоги до налоговой Ольги

Полюдье – ежегодный налог с мужского населения.
Единицы налогообложения:

дым (двор) и плуг (рало)
«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию» – «Об управлении империей», Константин Багрянародный, 948-952
Слайд 10

Установление уроков и погостов Урок – количество собираемой дани Погост (становище)

Установление уроков и погостов

Урок – количество собираемой дани
Погост (становище)

– место сбора (скорее всего, было близко к местам культа или торговым площадям). Во время визита князя помимо сбора дани вершился суд. Однако погостом называли и округ, с которого дань собирается. Само название существовало и до реформы: так называли центральное место крупного населённого пункта
При погостах служили княжеские чиновники – тиуны, ответственные за сбор дани
Данники самостоятельно должны были привозить дань к погостам
Перевесища – обязанность племён содержать князя и дружину во время сбора дани (-> кормление)
Слайд 11

Следствие реформы: Упорядочение сбора дани, снижение количества социальных конфликтов на почве

Следствие реформы:

Упорядочение сбора дани, снижение количества социальных конфликтов на почве

неупорядоченности налогообложения
Улучшения дорожной инфраструктуры за счёт постоянных поставок дани в Киев из отдалённых местностей
Слайд 12

«Русская правда» Ярослава: «Пакы ли что будет татебны купил в торгу,

«Русская правда» Ярослава:

«Пакы ли что будет татебны купил в торгу,

или конь или порт или скотину, то введёт свободна мужа два или мытника» Если оказалось, что была куплена краденная вещь, то это должно быть зафиксирована в присутствии двух свидетелей и мытника (мыт – торговая пошлина). Дальше разбирались уже с продавцом.
В трактовке Карамзина гость из другого города приравнен к чужеземцам. Из чего мы можем сделать вывод, что про внутреннюю торговлю в Древнерусском государстве речь вести нельзя, каждый город с прилегающими территориями (агломерацией) – отдельное государство с точки зрения права
Слайд 13

«Русская правда» Ярослава Отличие поклажи (договор хранения) от займа и от

«Русская правда» Ярослава

Отличие поклажи (договор хранения) от займа и от торговой

комиссии
Разделение займов на краткосрочные и долгосрочные
Точный порядок взыскания долгов с «банкрота»: должника вели на торг и продавали, он становился закупом.
Последний факт характеризует экономическую ситуацию как «дорыночную», т.к. отсутствует разделение между личной и имущественной ответственностями
Регулирование займов от иноземных купцов и покупки в долг говорят об отсутствии у отечественных торговцев первоначального капитала. Причём нередко займы были в натуральной форме.
Слайд 14

Устав о резах Годовой процент установлен в 50% Владимир Мономах в

Устав о резах

Годовой процент установлен в 50%
Владимир Мономах в

1113 снижает до 40%
После смерти Мономаха вновь рост процентах до 60-80%
Слайд 15

Покорение племён 883-885 – древляне, радимичи, северяне 914 – подавление восстания

Покорение племён

883-885 – древляне, радимичи, северяне
914 – подавление восстания древлян
940

– покорение уличей, наложение на них дани «по чёрной куне от дыма». Куна – арабская монета.
Середина века – дулебы (бужане + волыняне)
964-969 – подчинение вятичей
Слайд 16

Покорение племён 981 – восстание вятичей подавлено 982 – восстание вятичей

Покорение племён

981 – восстание вятичей подавлено
982 – восстание вятичей подавлено


985 – подчинение муромы
1022 – покорение касогов
1026 – покорение ливов и чуди
1038 – покорение ятвягов
1071 – участие мери в Ростовском восстании
Слайд 17

1006 год – договор Владимира с волжскими Булгарами Русским и болгарам

1006 год – договор Владимира с волжскими Булгарами

Русским и болгарам

предоставлено торговать по Волге и Оке с выдачей и тем и другим печатей
Слайд 18

Место торга в городе Торг – место экономического обмена Торг –

Место торга в городе

Торг – место экономического обмена
Торг –

место народного собрания - Летопись по Лаврентьевскому списку: «В 1068 г. людие Киевстии прибегоша Кыеву и сотвориша вече на торговищи»
Торг – место распространения новостей: «Оже челядин крыется. А заключить и с торгу» (Русская правда)
Торг – всегда в связке с церковью, располагается, обычно, на площадью перед ней
Слайд 19

Место торга в городе По подсчётам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского в

Место торга в городе

По подсчётам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского в

Киеве в начале XI века 40 церквей и 8 рынков
В Новгороде торг разделялся на ряды в зависимости от типа товара. (например Вощный ряд – воск)
Слайд 20

Восстания: Суздаль – 1024 Причины Христианизация Феодализация Неурожай Ход событий Инициаторы

Восстания: Суздаль – 1024

Причины
Христианизация
Феодализация
Неурожай
Ход событий
Инициаторы – волхвы
Богатые (старая чадь)

от голода в отличие от «простой чади» не голодала в связи с наличием у первое запасов.
Механизм – рост цен -> вынужденные займы и/или уход в кабалу
Слайд 21

Восстания: Новгород – 1071 Причины Христианизация Рост зависимости от Киева Феодализация

Восстания: Новгород – 1071

Причины
Христианизация
Рост зависимости от Киева
Феодализация
Неурожай
Ход событий
Инициаторы –

волхвы
Призывы волхва убить епископа
Убийство волхва лично Глебом Святославичем
Слайд 22

Восстания: Белоозеро – 1071 (Ростовское) Причины Неурожай Христианизация Ход событий Волхвы

Восстания: Белоозеро – 1071 (Ростовское)

Причины
Неурожай
Христианизация
Ход событий
Волхвы из ростовской

земли приходят к Белоозеру, агитируя против богатых, убивая и грабя
В то время, как они дошли до Белоозера с отрядом в 300 человек из смердов, в городе оказался тысяцкий Ян Вышатич, собиравший дань для Святослава Ярославича
Жаловались Вышатичу из-за убийтсв, чинимых волхвами, т.к. «дани не на ком взяти»
Получив от Вышатича угрозу остаться на весь год, белозерцы выдали ему волхвов, которых впоследствии казнили.