Экономические учения средневековья

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Фома Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена»», процент

Фома Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена»»,

процент
Слайд 4

Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии".

Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии".

Слайд 5

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами Фома Аквинский

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами Фома Аквинский

занимает так же по поводу таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость, деньги, торговая прибыль, ростовщический процент
Слайд 6

Богатство. В отличие от предшественников, которые считали греховным любое накопление золота

 Богатство. В отличие от предшественников, которые считали греховным любое накопление золота

и серебра (то есть богатства), Фома Аквинский утверждает, что рост частной собственности, источником которого является «справедливая цена» грехом не является.
Слайд 7

Обмен в средние века воспринимался как акт волеизъявления людей, результат которого

 Обмен в средние века воспринимался как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален

и эквивалентен. Фома Аквинский обращает внимание на то, что обмен это субъективный процесс, обеспечивающий равенство при неэквивалентном казалось бы обмене. Иными словами: «условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».
Слайд 8

Справедливая цена. В отличие от более ранних канонических учений, трактовавших «справедливую

  Справедливая цена. В отличие от более ранних канонических учений, трактовавших «справедливую

цену» как трудовые и материальные затраты в процессе производства, Фома Аквинский утверждал, что «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе». В противном случае, по Аквинскому, ущерб был бы нанесён и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и «всей общественной жизни».
Слайд 9

Деньги. Причина возникновения денег – волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой»

  Деньги. Причина возникновения денег – волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой»

в «торговле и обороте». Фома Аквинский признаёт, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство вправе допускать некоторое отклонение от неё ценности монет
Слайд 10

Торговая прибыль и ростовщический процент. Ранее и то и другое осуждалось

  Торговая прибыль и ростовщический процент. Ранее и то и другое осуждалось как небогоугодные,

греховные явления. Фома Аквинский так же осуждал и то и другое, но с оговорками. Торговая прибыль и процент должны были присваиваться, по его мнению, торговцем и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают благопристойные деяния. Другими словами, торговая прибыль и процент – это плата за сопутствующий труд, риск и другие издержки.    Фома Аквинский пытался найти компромиссное решение вопроса по многим, казалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям.
Слайд 11

Последователи Фомы Аквинского – средневековые схоласты – больше опирались не на

Последователи Фомы Аквинского – средневековые схоласты – больше опирались не

на опыт и практику, а на авторитет источников. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и толкование понятий, методы формальной логики.