Еретические течения: жидовствующие

Содержание

Слайд 2

Пятнадцатый век стал временем пробуждения религиозной мысли. Верующие задумывались над сущностью

Пятнадцатый век стал временем пробуждения религиозной мысли. Верующие задумывались над сущностью

религии‚ вследствие чего возникали всевозможные секты‚ которые отрицали церковные обряды‚ некоторые догматы и иерархию христианства, видели единственный выход из этого – возвращение к Библии. Так появляется ересь «жидовствующих». 
Слайд 3

Ересь жидовствующих считается одним из самых загадочных явлений русского Средневековья. Многие

Ересь жидовствующих считается одним из самых загадочных явлений русского Средневековья. Многие

историки задавались вопросом, как в такой сугубо православной стране, какой была Русь в XV веке, могло возникнуть еретическое движение иудейского толка, захватившее высшие круги духовной и светской власти, посеявшее сумятицу в умах и душах широких слоев населения и завершившееся показательными казнями на городских площадях?
Слайд 4

Жидовствующие - религиозное движение, существовавшее в последней трети XV - начале

Жидовствующие - религиозное движение, существовавшее в последней трети XV - начале

XVI в. в Новгороде и в Москве.

Свое название оно получило от слова «жидовство» (название иудейской религии, иудаизма).
Ересь распространялась преимущественно между образованными классами и в частности – среди духовенства, как передового в то время сословия по образованию.
Ересь  — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. 

Дух критики церковных устоев, утвердившийся в новгородских и псковских землях после разгрома стригольников, породил новое движение — жидовствующих.

Слайд 5

Новгородско-московская ересь (жидовствующие) Основные положения учения жидовствующих: отдавали преимущество Библии перед

Новгородско-московская ересь (жидовствующие)

Основные положения учения жидовствующих:
отдавали преимущество Библии перед

Новым Заветом;
отрицали Троицу, святость икон, таинств;
отрицали монашество;
отрицали церковную иерархию;
выступали против церкви как института;
не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею;
при счислении лет от сотворения мира опирались на еврейский календарь, а не на принятый на Руси счёт, воспринятый от византийских хронографов;
не верили в загробную жизнь.

Родоначальником ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария.

Слайд 6

Участники движения: Схария (Захария); Елена Стефановна (Волошанка); Иван Волк Курицин; Федор

Участники движения:

Схария (Захария);
Елена Стефановна (Волошанка);
Иван Волк Курицин;
Федор Курицин;
Архимандрит Зосима;
дьячки Истома и Сверчок;
купец

Кленов;
Иван Максимов;
Михаил Коноплев;
Некрас Рукавов;
монах Кассиан.
Слайд 7

Главными первоисточниками наших сведений об этом важном и интересном движении являются

Главными первоисточниками наших сведений об этом важном и интересном движении являются

современные ему исторические памятники и документы, а именно:
свидетельства Софийской Новгородской летописи;
одновременные и тождественные послания великого князя Иоанна III и митрополита Геронтия к новгородскому владыке Геннадию;
письма новгородского епископа Геннадия к Ростовскому архиепископу Иоасафу и митрополиту Зосиме;
обширный, специальный историко-полемический труд Иосифа Волоцкого «Просветитель» - главный источник сведений о ереси жидовствующих.
Слайд 8

В 1470 году в свите знатного вельможи Михаила Олельковича, брата киевского

В 1470 году в свите знатного вельможи Михаила Олельковича, брата киевского

князя Симеона, в Новгороде, появился некий еврей Схария — не то купец, не то кто-то другой, выдававший себя за купца. Он вкрадчиво, но настойчиво начал знакомить некоторых представителей новгородской верхушки с неслыханным здесь доселе учением.
Слайд 9

Его суть заключалась в четырех основных положениях. Первое: главный догмат Православия

Его суть заключалась в четырех основных положениях.
Первое: главный догмат Православия

о троичности Бога есть нелепость, поскольку никому и ничему невозможно быть одновременно единицей и троицей.
Второе: поскольку Божество не может быть Троицей, то в Его составе не может быть Сына, следовательно, Иисус, называвший Себя “Сыном Божиим”, на самом деле не был таковым, а просто был человеком.
Третье: из той же невозможности Богу быть Троицей вытекает отсутствие в Нем не только Второго, но и Третьего лица, то есть Святого Духа, Который, таким образом, оказывается фикцией, а значит, фикцией являются и церковные таинства, в которых святой Дух якобы соединяет нас с горним миром, а этого мира вовсе не существует.
Четвертое: раз горнего мира нет, значит, молитвы подвижников, обращенные к якобы обитающим в этом мире святым существам, тщетны, поэтому институт монашества вместе с монастырями должен быть упразднен как паразитарный, и освободившиеся людские ресурсы и денежные средства должны быть направлены на улучшение нашего земного обустройства.
Слайд 10

Подоплека жидовствующей ереси Анализируя приведенные выше четыре положения, нетрудно увидеть, что

Подоплека жидовствующей ереси
Анализируя приведенные выше четыре положения, нетрудно увидеть, что каждое из

них выражает определенное философское верование. В разные эпохи они то становились очень влиятельными, то, наоборот, уходили в тень, однако полностью не исчезали из людского сознания, всегда имея своих приверженцев.
Ни лично Схария, ни вся секта в целом не могли бы их придумать: они всегда “висели в воздухе”, и их можно было лишь впускать к себе в душу или не впускать. Отрицание Троицы есть рационализм, отрицание Божественности Христа — антропоцентризм, отрицание инобытия — материализм, призыв к роспуску монашества — прагматизм. По отдельности эти установки хорошо известны историкам философии: рационализм господствовал в Европе в XVII веке, антропоцентризм — в итальянском Ренессансе на два столетия раньше, материализм пронизывал мышление европейцев в XIX веке, прагматизм был выдвинут как философское течение в начале XX века.
Слайд 11

Подоплека жидовствующей ереси Но все вместе эти доктрины соединились в иудаизме.

Подоплека жидовствующей ереси
Но все вместе эти доктрины соединились в иудаизме.

Этот феномен хорошо объяснил знаменитый историк еврейства Соломон Лурье: не признавая Иисуса Мессией и ожидая “настоящего” Мессию, который явится из Данова колена, иудеи не признают Новозаветного Откровения, и не нуждаются в личном спасении, а значит, и в Небесном Царстве, поскольку, по их мнению, спасен будет весь еврейский народ в целом, а он бессмертен здесь на земле. Ну, а рационализм и прагматизм евреев, выработавшиеся в них за столетия внедрения в чужие культуры и коммерческой деятельности, хорошо всем известны. Так что этот мировоззренческий букет вполне справедливо можно назвать идеологией иудеев или тех, кто мыслит так же, как они, то есть “жидовствующих”.
Слайд 12

Вскоре к Схарии присоединились и еще какие-то литовские выходцы – жиды

Вскоре к Схарии присоединились и еще какие-то литовские выходцы – жиды

Иосиф Шмойло-Скорявей и Моисей Ханум. Свою деятельность Схария и его союзники начали с того, что «прельстили в жидовство» двух влиятельных новгородских священников – Дионисия и Алексия, причем последнего тайно нарекли Авраамом, а его жену – Саррой.
Слайд 13

В конце 1479 г. великий кн. Иван Васильевич посетил Новгород, где

В конце 1479 г. великий кн. Иван Васильевич посетил Новгород, где

ересиархи жидовства – попы Дионисий и Алексий произвели на князя настолько благоприятное впечатление, что он взял их с собой на Москву и поставил Алексия протопопом Успенского собора, а Дионисия – священником Архангельского. Таким путем ересь жидовства из Новгорода была занесена и в Москву, где пропаганда ее пошла еще успешнее, так как свила себе прочное гнездо при великокняжеском дворе. 
Слайд 14

Сторонники "ереси жидовствующих" по вполне понятным причинам держали в тайне свою

Сторонники "ереси жидовствующих" по вполне понятным причинам держали в тайне свою

веру, и потому не сохранилось с той поры никаких письменных свидетельств, которые бы объясняли их учение. А ее противники были чрезвычайно пристрастны в своих обличениях, и очень трудно теперь полагаться на их оценки. Некий монах Самсонка под пыткой показал, что еретики изрекали хулу на Христа и на всех святых, расщепляли иконы, показывали иконам кукиш, спали на них, мылись на них, плевали на них, поливали "скверной водой" и кидали иконы в лохань, — даже в те времена далеко не все верили показаниям, полученным под пыткой.
О ереси стало известно совершенно случайно спустя только семнадцать лет с момента её возникновения. В 1487 году в Новгороде два пьяных еретика Григорий и Герасим, утратив бдительность и осторожность, принялись хулить православие. Об этом было доложено архиепископу Геннадию, который провёл расследование этого дела, и установил наличие ереси в своей епархии.
Слайд 15

На допросах еретики называли себя православными, но выяснилось, что втайне они

На допросах еретики называли себя православными, но выяснилось, что втайне они

держались своей ереси и распространяли ее в городах и селах, где у них было много приверженцев среди попов. Заподозренные в ереси — поп Григорий с сыном Самсонкой, поп Ереса и дьяк Гридя — сбежали в Москву к своим покровителям, но Геннадий отправил туда собранные при розыске материалы. Беглецы были схвачены, осуждены на соборе, их били кнутом и вернули назад, в Новгород, — но оттуда они снова сбежали в Москву и даже пожаловались великому князю, что архиепископ их "имал, и ковал, и мучил, да грабил животы". При великом князе Иване III еретики жили в Москве вольготно, "в ослабе".
Слайд 16

В 1489 году новым митрополитом Руси стал симоновский архимандрит Зосима. Геннадий

В 1489 году новым митрополитом Руси стал симоновский архимандрит Зосима. Геннадий

из Новгорода потребовал от него, чтобы он вместе с церковным собором предал еретиков проклятию.
Зосима вынужден был созвать собор в 1490 году, и из его приговора над еретиками следует, что жидовствующие не признавали Иисуса Христа сыном Божьим, отвергали его божественность и святую троицу, "хулы изрекали на Иисуса и Марию", отрицали почитание креста, икон, святых и чудотворцев, отвергали монашество и считали, что Мессия еще не явился. Все они почитали "субботу паче воскресения Христова", признавали лишь единого Бога — "Творца неба и земли" и праздновали еврейскую Пасху.
Слайд 17

Еретики упорно отрицали свою вину, но собор лишил их духовного сана,

Еретики упорно отрицали свою вину, но собор лишил их духовного сана,

предал проклятию и осудил на заточение. Некоторых из них отправили к Геннадию в Новгород, и архиепископ велел встретить их за сорок верст от города, надеть на них вывороченную одежду, шлемы из бересты с мочальными кистями и соломенные венцы с надписью "се есть сатанино воинство". Их посадили на лошадей лицом к хвосту, а народу велено было плевать на них и кричать: "Вот враги Божий, хулители Христа!" Затем на их головах зажгли шлемы из бересты, некоторые из осужденных лишились после этого рассудка и умерли.
Принципы «карающего меча Церкви» не менее последовательно проводил и Иосиф Волоцкий. В своих литературных сочинениях он неоднократно призывал «казнем лютым предавати» инакомыслящих, потому что руками палачей карает сам «святой дух». Под его обвинения попадали даже «не свидетельствовавшие» против еретиков.
Слайд 18

Но ересь продолжала распространяться при дворе великого князя, и этому способствовало

Но ересь продолжала распространяться при дворе великого князя, и этому способствовало

одно обстоятельство. В 1492 году окончились семь тысяч лет от сотворения мира — по православному христианскому исчислению. Уже давно считали на православном Востоке, что мир будет существовать ровно семь тысяч лет, но срок этот прошел, а конец мира не наступил. Это обстоятельство вызывало всякие еретические мысли, сомнения в вере, всевозможные толкования Библии, — это подтолкнуло и "ересь жидовствующих". "Если Христос был Мессия, — говорили еретики православным, — то почему же он не является в славе, по вашим ожиданиям?" По еврейскому летосчислению шел тогда всего лишь 6252 год, и это был еще один сильный аргумент в пользу учения жидовствующих.
В 1494 году Зосима, заподозренный в ереси, отрекся от митрополии — "по немощи своей". В летописях объясняется это так: Зосима был удален за страсть к вину и за нерадение о церкви.
Слайд 19

Удаление Зосимы не помешало еретикам в Москве. Более того, они добились

Удаление Зосимы не помешало еретикам в Москве. Более того, они добились

назначения в новгородский Юрьев монастырь архимандритом монаха Кассиана, который тоже держался ереси. Это было сделано стараниями всесильного дьяка Федора Курицына. Кассиан собрал вокруг себя новгородских еретиков, и в кельях его монастыря они сходились на тайные свои собрания. Но архиепископ Новгорода Геннадий нашел их и тут, и тогда некоторые из них бежали в Литву и к немцам, где окончательно перешли в иудаизм.
Слайд 20

Невестка великого князя Елена была на стороне еретиков, ее поддерживали могущественные

Невестка великого князя Елена была на стороне еретиков, ее поддерживали могущественные

сановники, а Иван III торжественно провозгласил Дмитрия, сына Елены, наследником великокняжеского престола. Кто знает, что могло бы случиться в русском государстве, если бы Дмитрий стал великим князем, а вокруг него сгруппировались бы люди, придерживавшиеся "ереси жидовствующих"? Об этом много писали и говорили в России. Это напугало в свое время и церковь, и правителей. Существует даже предположение, что резко отрицательное отношение к иудаизму и к евреям в Московской Руси, неизвестное там до начала шестнадцатого века, началось именно тогда, в период борьбы с "ересью жидовствующих".
Слайд 21

Но все обошлось в Московском государстве. Торжество Елены и ее приверженцев

Но все обошлось в Московском государстве. Торжество Елены и ее приверженцев

было непродолжительным. Влиятельного дьяка Федора Курицына не было уже в живых. Иван III из-за разных семейных неурядиц охладел к своей невестке Елене, заключил ее с сыном в темницу и назначил в 1502 году своего сына Василия наследником. Вместе с этим пришел конец влиянию жидовствующих при дворе великого князя.
Слайд 22

Нового наследника Василия поддерживал Иосиф Волоцкий, который требовал от Ивана III

Нового наследника Василия поддерживал Иосиф Волоцкий, который требовал от Ивана III

немедленных крутых мер против еретиков. Великий князь обещал это сделать, но долго колебался, не грешно ли предавать их казни. Он признался Иосифу, что "ведал новгородскую ересь, которую держал Алексей протопоп и которую держал Федор Курицын"; знал также великий князь, что его невестку совратили в жидовство, и просил простить ему его прегрешения. "Государь, — ответил на это Иосиф Волоцкий, — подвинься только на нынешних еретиков, а за прежних тебе Бог простит".
Слайд 23

Борьба с ересью завершилась только в 1504 году, когда Иван III,

Борьба с ересью завершилась только в 1504 году, когда Иван III,

во многом благодаря Иосифу Волоцкому, понял свою ошибку, перестал покровительствовать еретикам, и созвал новый церковный собор. Собор постановил предать казни главных еретиков через сожжение. Жгли в специально построенных деревянных срубах, вероятно не желая демонстрировать собравшимся ужасы предсмертной агонии. В Москве казнены были брат Фёдора Курицына Иван Волк Курицын, Иван Максимов, Дмитрий Пустосёлов. Некраса Рукавова по урезанию языка отослали в Новгород, где его сожгли вместе с юрьевским архимандритом Касьяном, братом Иваном Самочёрным и другими. Остальных разослали по монастырям.
После этого собора с ересью жидовствующих было покончено уже окончательно. Хотя конечно, без сомнения остатки её учения продолжали существовать ещё некоторое время тайно.
Слайд 24

Казни еретиков жидовствующих в 1504 году. Казнь московских еретиков

Казни еретиков жидовствующих в 1504 году. 

Казнь московских еретиков

Слайд 25

Выводы Историки неоднозначно оценивают явление «ереси жидовствующих». Документов, излагающих учение еретиков

Выводы

Историки неоднозначно оценивают явление «ереси жидовствующих». Документов, излагающих учение еретиков или

обвиняющих их в антигосударственных действиях, так и не обнаружено. А признания, данные ими под пытками, ставятся под сомнение.
Так, Олег Стародубцев, доцент Сретенской Духовной семинарии пишет, что политические и религиозные воззрения еретиков до сих пор во многом неясны, нельзя определить и преследуемые ими цели.
Слайд 26

Выводы Советская историография в «ереси жидовствующих» видит в первую очередь антифеодальную

Выводы

Советская историография в «ереси жидовствующих» видит в первую очередь антифеодальную направленность

и оценивает ее характер скорее как реформационно-гумманистический. Митрополит Макарий называет это движение «чистейшим иудаизмом», но для богослова Григория Флоровского это не более чем вольнодумство. Взгляды исследователей расходятся, но сущность этого движения как первой серьезной оппозиции в России останется неизменной.
Слайд 27

Выводы Необходимо помнить, что ересь жидовствующих имела две основных формы: откровенное,

Выводы

Необходимо помнить, что ересь жидовствующих имела две основных формы: откровенное, чистое

жидовство и христианское вольномыслие, лишь тронутое жидовством. Как большое и сильное движение в русском обществе, ересь имела весьма важное и положительное значение: она дала сильный возбудительный толчок русскому просвещению, открыла глаза на господство невежества и суеверия, пробудила нужду в более серьезном образовании, привела к систематизации первого полного списка Библии, выдвинула некоторые весьма важные новые вопросы (о казни еретиков, о принятии кающихся и пр.) и вызвала на свет Божий появление нашего первого полемико-догматического трактата – «Просветителя».
Слайд 28

В отличие от новгородских жидовствующих, для которых преобладающее значение имела борьба

В отличие от новгородских жидовствующих, для которых преобладающее значение имела

борьба с христианским вероучением и Церковью, московский кружок еретиков был объединен не вероисповедной общностью, но в первую очередь близостью к правителю и являлся своего рода придворной партией, зависимой от взглядов Иоанна III. Различия между новгородским и московским кружками жидовствующих, существовавшими в течение некоторого времени параллельно, проявились в их судьбах. Новгородский кружок был разгромлен благодаря усилиям церковных иерархов, в первую очередь св. Геннадия. Конец московского кружка жидовствующих был обусловлен политическими причинами - победой враждебной жидовствующим придворной партии великой княгини Софии и ее сына князя Василия и изменением династических планов великого князя Иоанна III.

Выводы

Слайд 29

Список литературы Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки

Список литературы

Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической

истории). М., 1982. 
Кандель Ф. Очерки времен и событий из истории российских евреев. Очерк седьмой.
Лопухин А.П. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V
Скрынников Р. Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX–XVII вв. СПб., 2000. 463 с
http://www.pravenc.ru/text/182289.html
https://history.wikireading.ru/242945
https://russian7.ru/post/zhidovstvuyushhie-sudba-pervojj-oppozic/