Художественный канон в искусстве Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

Канон Канон (от греч. kanon - правило, предписание) - свод положений, имеющих догматический характер.

Канон

Канон (от греч. kanon - правило, предписание) - свод положений, имеющих

догматический характер.
Слайд 3

Канон — в изобразительном искусстве, совокупность твердо установленных правил, определяющих в

Канон — в изобразительном искусстве, совокупность твердо установленных правил, определяющих

в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения.
Каноном называется также произведение, служащее нормативным образцом. Системы канонов, связанные с религиозными предписаниями, господствовали в искусстве Древнего Востока и средних веков.
Слайд 4

Появление канона как явления искусства можно отнести к возникновению культур великих древних цивилизаций.

Появление канона как явления искусства можно отнести к возникновению культур великих

древних цивилизаций.
Слайд 5

Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали

Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали

по времени с существованием так называемых царств:
Древнего (28-23 столетия до н. э.),
Среднего (22-18 столетия до н. э.) и
Нового (17-11 века до н. э.).
Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой. Были выделены основные течения в искусстве: архитектура, скульптура, живопись, музыкальное и прикладное творчество.
Слайд 6

В это же время определились основополагающие каноны. В искусстве Древнего Египта

В это же время определились основополагающие каноны. В искусстве Древнего Египта

их соблюдению уделялось особое внимание.
В чём же они состояли?
Слайд 7

Во-первых, героями изображаемых событий всегда были боги, фараоны и члены их

Во-первых, героями изображаемых событий всегда были боги, фараоны и члены их

семей, а также жрецы. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д.).
Слайд 8

Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и предметы изображались в одной плоскости.

Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и

предметы изображались в одной плоскости.
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и

Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и

знатности. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался
Слайд 12

Древний Египет, искусство которого не ограничено только художественным творчеством, отличался от

Древний Египет, искусство которого не ограничено только художественным творчеством, отличался от

других государств, существовавших в тот же временной период, архитектурными сооружениями. За несколько десятков веков до н. э. в этом государстве строили величественные здания, предназначение и планировка которых также были строго канонизированы.
Слайд 13

Символический язык канона В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы,

Символический язык канона

В круг понятий, охваченных каноном, входили:
сюжеты, позы, жесты,

размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.
Слайд 14

Основные правила «канонического египетского стиля» Единство изображений и иероглифических надписей. Вертикальное

Основные правила «канонического египетского стиля»

Единство изображений и иероглифических надписей.
Вертикальное расположение предметов

и людей, менее значимое или то, что дальше, изображается на плоскости выше.
Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами.
Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения (фаснопрофильное) – принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.
Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.
Слайд 15

Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного и т. д.

Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного и

т. д.
Слайд 16

Слайд 17

Существовали каноны также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов.

Существовали каноны также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных

предметов.
Слайд 18

Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и

Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и

пространства. Искусство считалось носителем жизни вечной, и поэтому избавлялось от всего случайного, преходящего, иллюзорного.
Слайд 19

Например ,в погребальных камерах находится множество образов умершего человека, выполненных с учётом ряда правил − канонов:

Например ,в погребальных камерах находится множество образов умершего человека, выполненных с

учётом ряда правил − канонов:
Слайд 20

Все изображения в древнеегипетском искусстве полихромны, т.е. многоцветны. Художники старались точно

Все изображения в древнеегипетском искусстве полихромны, т.е. многоцветны. Художники старались точно

передать цвет всех вещей и изображений человека и животных. Все это должно было быть реально похожим;
Слайд 21

Художники старались показать человека узнаваемым, но никогда портреты не создавались с

Художники старались показать человека узнаваемым, но никогда портреты не создавались с

натуры. Они выполнялись по памяти или со специальных масок, специальных заготовок для скульптуры;
Слайд 22

На египетских портретах мы никогда не увидим никаких чувств и эмоций.

На египетских портретах мы никогда не увидим никаких чувств и эмоций.

Все земные переживания должны были остаться на земле. Портретам присуще безучастное выражение лица, обращенное в вечность;
Слайд 23

В изобразительном искусстве Древнего Египта человека живого и человека умершего изображали

В изобразительном искусстве Древнего Египта человека живого и человека умершего изображали

по-разному. Живого изображали с руками, опущенными в низ, а человека умершего изображали в виде мумии, т.е. со скрещенными на груди руками;
Слайд 24

Изображение человека на плоскости Изображение человека на плоскости непривычно с точки

Изображение человека на плоскости 

Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного

человека. Фигура дана одновременно и спереди и сбоку. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя трехмерную фигуру на плоскость, не прибегает к условному сокращению, а показывает ее с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи и глаза - в фас, тело и лицо - в профиль.