Песня Любимый город

Слайд 2

Песня «Любимый город» родилась в далеком 1939 году. Автор слов Е.

Песня «Любимый город» родилась в далеком 1939 году.
Автор слов Е.

Долматовский был приглашен в Киев для написания песни к новому кинофильму «Истребители».
«Поездка в Киев - всегда счастье, - вспоминал впоследствии Долматовский,
- а тут еще и пора цветения каштанов, беззаботная весна 1939 года. И еще невозможно себе представить, что придется лежать в истоптанной ржи с винтовкой на подступах к этому городу, а потом переплывать ледяной Днепр, а потом - не скоро, не скоро - проходить по разрушенному Крещатику»

Долматовский Евгений Аронович
(1915 – 1994)

Слайд 3

В поезде поэт познакомился с летчиком, которому предстояло лететь в Испанию.

В поезде поэт познакомился с летчиком, которому предстояло лететь в

Испанию. «Летчики, воевавшие в Испании, были нашими кумирами» - писал позже в своих мемуарах Долматовский. По счастливой случайности недавние попутчики поселились в соседних номерах киевской гостиницы «Континенталь».

Советский И-15
на аэродроме Ла-Сенера во время войны в Испании

Гостиница “Континенталь”

Слайд 4

Познакомившись на съемочной площадке с Марком Бернесом, исполнявшего в «Истребителях» главную

Познакомившись на съемочной площадке с Марком Бернесом, исполнявшего в «Истребителях»

главную роль, автор стихов «Любимого города» пишет композицию, которую по задумке режиссера поют школьники на выпускном вечере. Однако Марку Бернесу, играющему роль летчика, очень хочется спеть другую песню
– «свою, летчикову». Долматовский и Бернес долго спорят, какой должна быть эта песня.

Марк Бернес в роли Серегея Кожухарова
из к/ф “Истребители”

Слайд 5

«Режиссер вообще-то не против, но никак не определит, что за песня

«Режиссер вообще-то не против, но никак не определит, что за

песня нужна и нужна ли вообще - не затормозит ли она кинематографическое действие. Потом я делаю наброски. Бернес их бурно отвергает: «Напиши мировую песню. Вроде вот такой… Впрочем, тебе такую никогда не сочинить!» И он напевает песню "Дальняя сторожка ". Я нерешительно признаюсь, что это - мое сочинение. Тогда Бернес смиряется, хотя, кажется, не очень верит мне на слово. Поздно-поздно мы стучимся в дверь соседа по гостинице. Летчик собирает чемодан - он уже получил назначение , на рассвете улетает в свою часть. Прямо с порога мы начинаем интервью: «Представьте себе, что в кругу товарищей вы поете песню о себе, о своих раздумьях. Что эта за песня?». Тогда еще нельзя было много рассказывать об Испании. Но возникшая душевная близость располагает к откровенности. И мы слушаем, слушаем, вновь переживая и как молитву повторяя: Барселона, Картахена, Гвадалахара... Никита Богословский создал музыку, и поныне кажущуюся мне замечательной. Бернес морщится: он заказчик, ему так положено. Но песню он поет. Бежим на Брест - Литовское шоссе, на студию. Директору песня не нравится. Директор, оказывается, сам поет, у него тонкий театральный тенор, и в его исполнении песня не получается. - Нет мужества! - заключает он обсуждение. - Нужна эта песня или не нужна? Да она и опоздала. Снимать некогда – план есть план. Режиссер - "за", но у песни много противников. Мы с Богословским и Бернесом просим снять песню на кинопленку за наш счет. Идут дебаты. Я уезжаю в Москву в расстроенных чувствах - вопрос о "Любимом городе" не решен».

Из воспоминаний Долматовского:

Слайд 6

Позже Бернес напишет Долматовскому, что фильм подготовлен в двух вариантах –

Позже Бернес напишет Долматовскому, что фильм подготовлен в двух вариантах –

с песней и без, однако все работники киностудии песню поют. В конечном итоге все разрешилось благополучно, и песня триумфально вошла в киноленту «Истребители», а к весне 1941 года она звучала повсюду.

Плакаты 1939 года
к художественному фильму “Истребители”

Слайд 7

«К весне 1941 года песня «Любимый город» широко распространи­лась. И вдруг

«К весне 1941 года песня «Любимый город» широко распространи­лась. И вдруг

я узнаю, что есть чье-то распоряжение — песню запре­тить. Пользуясь старым знакомством, я звоню секретарю Московского комитета партии Щербакову (он еще недавно был секретарем Союза писателей).
— Песню запретить нельзя,— отвечает мне Щербаков и добавляет после паузы: — Смотри, как бы не устарело «Любимый город может спать спокойно»:
Много хлопот принесла мне потом эта строка. Во время жестокой бомбежки на Дону я был у десантников-парашютистов. Только пробрал­ся к ним — и сразу плашмя на землю на несколько часов. Самолеты идут волнами, бьют по переправе, по автоколоннам, по войскам. Я никого здесь не знаю, лежу среди незнакомых мне людей...
В секунду затишья кто-то из офицеров поднимает голову и под хохот десантников изрекает:
— Вот бы сейчас поэта сюда, того, что «Любимый город может спать спокойно» написал.
Настаивать на своем авторстве я не стал...
А все же мне думается, что слова о любимом городе никогда не звучали кощунственно. Вера в победу всегда была лейтмотивом нашей поэзии. Этой верой продиктована и песня о любимом городе. Трагические годы были испытанием всего народа. И его песен».
Евг. ДОЛМАТОВСКИЙ
Слайд 8

В далекий край товарищ улетает, Родные ветры вслед за ним летят.

В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.


Любимый город в синей дымке тает,
Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.
Пройдёт товарищ все бои и войны,
Не зная сна, не зная тишины.
Любимый город может спать спокойно
И видеть сны, и зеленеть среди весны.
Когда ж домой товарищ мой вернется,
За ним родные ветры прилетят.
Любимый город другу улыбнется,
Знакомый дом, зеленый сад, весёлый взгляд.

Любимый город