Иконопись XIX-XXI века в России

Содержание

Слайд 2

Васнецов. Церкови Спаса Нерукотворного в Абрамцево

Васнецов. Церкови Спаса Нерукотворного в Абрамцево

Слайд 3

Херувим. Церковь в Абрамцево. Спас Нерукотворный . И.Е.Репин

Херувим. Церковь в Абрамцево. Спас Нерукотворный . И.Е.Репин

Слайд 4

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) 12в. (1139г)

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) 
12в. (1139г)

Слайд 5

Врубель, «Богоматерь с младенцем», фрагмент, 1885. Врубель работал в Киеве с

Врубель, «Богоматерь с младенцем», фрагмент, 1885.

Врубель работал в Киеве с мая

по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.
Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.
Слайд 6

М.Врубель. Надгробный плач. Ангел со свечой. Эскизы акварель, для Владимирского собора Киева. 1880.

М.Врубель. Надгробный плач. Ангел со свечой. Эскизы акварель, для Владимирского собора

Киева. 1880.
Слайд 7

Врубель. Воскресение. Эскиз для Владимирского собора Киева..

Врубель. Воскресение. Эскиз для Владимирского собора Киева..

Слайд 8

Владимирский соборпамятник неовизантийской архитектуры в Киеве, 1862-1882

Владимирский соборпамятник неовизантийской архитектуры в Киеве, 1862-1882

Слайд 9

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова

Слайд 10

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898г.(?) Главная роль

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898г.(?)

Главная роль в

декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.
Слайд 11

Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части

Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части

алтаря

Существует такая легенда, что когда однажды утром Васнецов вместе с Праховым вошли в храм, то на стене были отчетливо видны очертания образа Божьей Матери с младенцем. Художник стремглав бросился обводить красками этот образ. 

 По завершении всех работ В.М.Васнецов сказал свою знаменитую фразу: "Я поставил свечку Богу".

Слайд 12

Евхаристия Бог Отец

Евхаристия
Бог Отец

Слайд 13

Бог - Сын (Крестная смерть)

Бог - Сын (Крестная смерть)

Слайд 14

В Васнецов. Крещение киевлян Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили в 1885

В Васнецов.
Крещение киевлян

Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили в 1885 году Виктора Васнецова,

а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.
Слайд 15

Русские епископы, фреска работы Виктора Васнецова Крещение Святого князя Владимира (1885—1896)

Русские епископы, фреска работы Виктора Васнецова

Крещение Святого князя Владимира (1885—1896)

Слайд 16

В.Васнецов Соблазнение Евы змеем (1885—1896)

В.Васнецов Соблазнение Евы змеем (1885—1896)

Слайд 17

Страшный суд

Страшный суд

Слайд 18

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

Слайд 19

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров,

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров,

который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.
Слайд 20

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет "Дни творения". Авторами этих композиций

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет "Дни творения". Авторами этих композиций

стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.
Слайд 21

Покровский храм Марфо-Мариинской обители.1912г. Арх. Алексей Викт..Щусев.

Покровский храм Марфо-Мариинской обители.1912г. Арх. Алексей Викт..Щусев.

Слайд 22

Коненков. Рельефы фасада

Коненков. Рельефы фасада

Слайд 23

Нестеров. Фрески

Нестеров. Фрески

Слайд 24

Нестеров. Марфа и Мария. Усиление иконных черт, уход от модерна Внизу

Нестеров. Марфа и Мария. Усиление иконных черт, уход от модерна Внизу – Павел

Корин. Святые жены. Роспись усыпальницы (несостоявшейся) в крипте (подвал Покровской церкви)
Слайд 25

Корин Павел. Эскиз «Русь уходящая» («Реквием») (Написана под впечатлением от похорон патриарха Тихона)

Корин Павел. Эскиз «Русь уходящая» («Реквием») (Написана под впечатлением от похорон патриарха

Тихона)
Слайд 26

1904г. Начало раскрытия Троицы (иконописец Василий Гурьянов)

1904г. Начало раскрытия Троицы (иконописец Василий Гурьянов)

Слайд 27

Реставрация 1904-05гг.

Реставрация 1904-05гг.

Слайд 28

1918. Полная расчистка иконы

1918. Полная расчистка иконы

Слайд 29

В.Гурьянов. Икона святых, соименных царской семье. 1913г.

В.Гурьянов. Икона святых, соименных царской семье. 1913г.

Слайд 30

Григо́рий Никола́евич Журавлёв (1858, село Утёвка, Бузулукский уезд, Самарская губерния —

Григо́рий Никола́евич Журавлёв (1858, село Утёвка, Бузулукский уезд, Самарская губерния — 15 февраля 1916, там же) —

русский художник, иконописец.
Слайд 31

1931г.

1931г.

Слайд 32

Б.Иофан. Проект Дворца Советов

Б.Иофан. Проект Дворца Советов

Слайд 33

Слайд 34

Храм Св Александра Невского, Париж

Храм Св Александра Невского, Париж

Слайд 35

Митр.Евлогий Свято-Сергиевское подворье

Митр.Евлогий Свято-Сергиевское подворье

Слайд 36

Иконостас свято-Сергиевск Поворья (Дм.Стеллецкий)

Иконостас свято-Сергиевск Поворья (Дм.Стеллецкий)

Слайд 37

Вл.Рябушинский. Общество иконы. Церковь Успения на кладб Сен-женевьв-де-Буа

Вл.Рябушинский. Общество иконы. Церковь Успения на кладб Сен-женевьв-де-Буа

Слайд 38

Мать Мария (Скобцова) Ангел с кадилом. Вышивка Матери Марии

Мать Мария (Скобцова) Ангел с кадилом. Вышивка Матери Марии

Слайд 39

Богоматерь с распятым Младенцем. Список с вышивки, сделанной Матерью Марией в

Богоматерь с распятым Младенцем. Список с вышивки, сделанной Матерью Марией в

концлагере Равенсбрюк в 1945г. (в Страстную пятницу добровольно пошла в газовую камеру за другого человека, а на Пасху лагерь был освобожден)
Слайд 40

Фелонь священномученика Димитрия Клепинина. Вышивка Матери Марии

Фелонь священномученика Димитрия Клепинина. Вышивка Матери Марии

Слайд 41

Сесира Иоанна (Рейтлингер) и Отец Сергий (Булгаков)

Сесира Иоанна (Рейтлингер) и Отец Сергий (Булгаков)

Слайд 42

Глава Иоаннна Крестителя Страстное Благовещение (сестра Иоанна

Глава Иоаннна Крестителя Страстное Благовещение (сестра Иоанна

Слайд 43

Престол Уготованнный Спаситель (сестра Иоанна)

Престол Уготованнный Спаситель (сестра Иоанна)

Слайд 44

Не рыдай мене Мати Сестра Иоанна В 1944 году отец Сергий

Не рыдай мене Мати Сестра Иоанна

В 1944 году отец Сергий перед своей

смертью наказал сестре Иоанне: «Возвращайся на Родину, Юля, и неси свой крест. И, слышишь, Юля, с радостью неси!»[3]. Она переезжает в Чехословакию и до 1955 года ожидает разрешения на въезд. В этот период она много работает — пишет иконы, копии с репродукций картин русских художников.
В 1955 году сестра Иоанна получает разрешение от советских властей пересечь границу СССР, при условии постоянного проживания в Ташкенте. Оторванная от творческой среды, сестра Иоанна занималась росписью платков, чтобы заработать на жизнь.
После оформления пенсии часто бывала в Москве. В начале 1970-х годов духовным отцом сестры Иоанны становится о. Александр Мень.
В последние годы жизни потеряла зрение и не могла писать иконы.
Умерла в 1988 году.
Слайд 45

https://www.pravmir.ru/most-mezhdu-mirami-lektsiya-irinyi-yazyikovoy-o-tvorchestve-ioannyi-reytlinger-video/

https://www.pravmir.ru/most-mezhdu-mirami-lektsiya-irinyi-yazyikovoy-o-tvorchestve-ioannyi-reytlinger-video/

Слайд 46

Иконописец инок Григорий Круг Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени.

Иконописец инок Григорий Круг

Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени.

Слайд 47

Главный труд его жизни – росписи церкви Святого Духа в Ле-Мениль-Сен-Дени,

Главный труд его жизни – росписи церкви Святого Духа  в Ле-Мениль-Сен-Дени, которые осуществлялись

с многочисленными переделками и усовершенствованиями с начала 50-х годов вплоть до 1968
Св.Женевьева Парижская
Слайд 48

Белое на белом

Белое на белом

Слайд 49

Скит Казанской иконы Божией Матери Православная церковь во Франции 70 км от Парижа

Скит Казанской иконы Божией Матери
Православная церковь во Франции 70 км от

Парижа
Слайд 50

Слайд 51

Многолетние записи иконописца легли в основу изданной после его кончины книги

Многолетние записи иконописца легли в основу изданной после его кончины книги

«Мысли об иконе». Творчество о. Григория Круга рассматривается как выражение опыта, для которого основой как в иконописании, так и в жизни было Преображение Христово на Фаворе. Некоторые фрески о. Григория своей огненностью, светлостью и прозрачностью близки к фрескам Феофана Грека. В произведениях отца Григория Круга, сочетающих строгий иконописный канон с современным языком живописи, отразился духовный опыт человека XX в., свидетеля и участника скорбных и трагических событий мировой истории. Отец Григорий Круг похоронен в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени, у алтаря расписанного им храма.

Многолетние записи иконописца легли в основу изданной после его кончины книги «Мысли об иконе». Творчество о. Григория Круга рассматривается как выражение опыта, для которого основой как в иконописании, так и в жизни было Преображение Христово на Фаворе. Некоторые фрески о. Григория своей огненностью, светлостью и прозрачностью близки к фрескам Феофана Грека. В произведениях отца Григория Круга, сочетающих строгий иконописный канон с современным языком живописи, отразился духовный опыт человека XX в., свидетеля и участника скорбных и трагических событий мировой истории.

Отец Григорий Круг похоронен в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени, у алтаря расписанного им храма.

Слайд 52

Леонид Алдр Успенский (1902-19870) Церковь Трех святителей Париж

Леонид Алдр Успенский (1902-19870) Церковь Трех святителей Париж

Слайд 53

Л.Успенский

Л.Успенский

Слайд 54

Мария Николаевна Соколова (1899-1981)

Мария Николаевна Соколова (1899-1981)

Слайд 55

Соколова М. Рисунки- копии древних фресок 20-30-е гг.

Соколова М. Рисунки- копии древних фресок 20-30-е гг.

Слайд 56

В 1946 году вновь открылась Троице-Сергиева лавра, и Мария Соколова посвятила

В 1946 году вновь открылась Троице-Сергиева лавра, и Мария Соколова посвятила себя иконописи, реставрации

и обучению молодёжи. Ею расписана Серапионова палата, написаны иконы для иконостаса Никоновского придела Троицкого собора и образ преподобного Сергия, помещённый у гробницы с его мощами, созданы иконы «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию», «Собор Русских святых», «Собор святых града Владимира», «Собор Ярославских святых», «Собор святых первосвятителей всея России», «Собор святителей, в земле Российской просиявших» и многие другие. В 1952—1954 годах создала трёхъярусный иконостас для Свято-Сергиевского храма в Фергане — копию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
С 1957 года на протяжении 23 лет Мария Николаевна руководила созданным ею иконописным кружком при Московской духовной академии, а с 1976 года — реставрационно-иконописной мастерской.
За десять лет до кончины приняла тайный постриг с именем мученицы Иулиании.
Скончалась 16 февраля 1981 года. Погребена на кладбище посёлка Семхоз близ Троице-Сергиевой лавры.

Монахиня Иулиания

Слайд 57

Собор русских святых в земле Российской просиявших. М.Соколова

Собор русских святых в земле Российской просиявших. М.Соколова

Слайд 58

Видение птиц прп. Сергию Радонежскому Внизу – Прп. Антоний Римлянин

Видение птиц прп. Сергию Радонежскому Внизу – Прп. Антоний Римлянин

Слайд 59

Современный этап Невьянск69000 руб 3 600 руб Выполнена по особой авторской технологии нашей мастерской.

Современный этап

Невьянск69000 руб

3 600 руб

Выполнена по особой авторской технологии нашей мастерской.

Слайд 60

В центре - Подарочная икона Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

В центре - Подарочная икона Святитель Николай, Архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

в технике перегородчатая эмаль с уголкамиПодготовка доски ► Написание святого образа► Изготовление и монтаж рельефных венца и ризы 35 000руб Внизу – 15 тыс руб.
Слайд 61

Семейная икона Святой преподобный Сергий Радонежский , святая Наталия Никомидийская, Святой

Семейная икона Святой преподобный Сергий Радонежский , святая Наталия Никомидийская, Святой

Илия Фесвитянин, пророк

мерная икона. Это старинный обычай, возрождаемый сегодня Православной Церковью. Мерной (или родимой) икона называется потому, что ее продольный размер (высота) совпадает с ростом новорожденного, а изображен на ней святой, чье имя маленькому человечку нарекли.

Слайд 62

Слайд 63

Ирина Ватагина (1924-2007) (Школа М.Н.Соколовой) 1988

Ирина Ватагина (1924-2007) (Школа М.Н.Соколовой) 1988

Слайд 64

Св.Праведный Алексей МечЕв с житием. И.Ватагина. 2000.

Св.Праведный Алексей МечЕв с житием. И.Ватагина. 2000.

Слайд 65

Архимандирт Зинон (Теодор) Архимандрит Алипий (Воронов) Псково-Печерский монастырь

Архимандирт Зинон (Теодор) Архимандрит Алипий (Воронов) Псково-Печерский монастырь

Слайд 66

ППМ. Иконостатс Корнилиевского придела Никольского собора. Арх.Зинон (ориентация на древнерусск. стиль нач. 16в.)

ППМ. Иконостатс Корнилиевского придела Никольского собора. Арх.Зинон (ориентация на древнерусск. стиль

нач. 16в.)
Слайд 67

Троицкий собор. Псков.Заложен в 10в. (Кн.Ольгой?)

Троицкий собор. Псков.Заложен в 10в. (Кн.Ольгой?)

Слайд 68

Серафимовский придел Троицкого собора Пскова. О.Зинон (ориентация на византийский стиль)

Серафимовский придел Троицкого собора Пскова. О.Зинон (ориентация на византийский стиль)

Слайд 69

Слайд 70

Мирожский монастырь. Псков. Межд. школа иконописи

Мирожский монастырь. Псков. Межд. школа иконописи

Слайд 71

Каменный иконостас (доиконоборческие мотивы, Равенна?)

Каменный иконостас (доиконоборческие мотивы, Равенна?)

Слайд 72

Слайд 73

Слайд 74

деревня Гверстонь, расположенной на границе Псковской области с Эстонией, под руководством

деревня Гверстонь, расположенной на границе Псковской области с Эстонией, под руководством иконописца,

небольшая община, сложившаяся вокруг архимандрита Зинона, в течение 5 лет построила небольшой каменный храм в романском стиле. Также были оборудованы столярная мастерская и мастерская иконописца.
Слайд 75

Слайд 76

Благовещение. 1999. О.Зинон. Церковь Алексия Человека Божия, Псков.

Благовещение. 1999. О.Зинон. Церковь Алексия Человека Божия, Псков.

Слайд 77

Миниатюра для жития

Миниатюра для жития

Слайд 78

Художник А.М.Соколов. (1960-2015) в храме иконы Божией матери Живоносный источник

Художник А.М.Соколов. (1960-2015) в храме иконы Божией матери Живоносный источник

Слайд 79

Художник А.М.Соколов. (1960-2015) в храме иконы Божией матери Живоносный источник, Царицыно

Художник А.М.Соколов. (1960-2015) в храме иконы Божией матери Живоносный источник, Царицыно

Слайд 80

Художник А.М.Соколов. (1960-2015)

Художник А.М.Соколов. (1960-2015)

Слайд 81

Художник А.М.Соколов. (1960-2015)

Художник А.М.Соколов. (1960-2015)

Слайд 82

Художник А.М.Соколов. (1960-2015)

Художник А.М.Соколов. (1960-2015)

Слайд 83

Художник А.М.Соколов. (1960-2015)

Художник А.М.Соколов. (1960-2015)

Слайд 84

Анатолий Эйтенейер — один из самых сложных, ярких, необычных и талантливых

 Анатолий Эйтенейер — один из самых сложных, ярких, необычных и талантливых

мастеров современной Москвы. В его творчестве можно проследить очевидную динамику от ориентации на классику древнерусского искусства XIV–XVI веков, прослеживающуюся в иконах Богоматери Владимирской и «Покров», находящихся в местном ряду иконостаса Владимирского придела, к более «авторским» белофонным иконам страстного цикла, находящимся в центральной части храма. Последние отличает особая  вытянутость пропорций, дидактичность силуэтов, тончайшие сочетания колористических оттенков. Благодаря их масштабу и близости к смотрящему, есть возможность оценить ритмическое чередование плавных линий, неожиданные сочетания цветов, оригинальные геометрические построения. Пожалуй, самая яркая работа — «Снятие с креста». Пропорции фигур кажутся бесконечными, здесь нет привязки к анатомической достоверности. И какие удивительные цвета! Нежнейший розовый, так удачно подобранный для изображения гор, не выглядит вычурным, но, напротив, изысканно перекликается с лиловыми одеждами Иосифа Аримофейского, бережно снимающего с Креста тело Спасителя. По словам художника, белый цвет фона в данном случае — один из символов Рая. Таким образом, этот Страстной цикл, в котором может еще появиться центральная икона — Распятие, окрашен в белый цвет, символизирующий близость Воскресения, победы вечной жизни над смертью.
Слайд 85

Анатолий Эйтенейер родился в 1949 году в рабочем поселке Горняк Рязанской

Анатолий Эйтенейер родился в 1949 году в рабочем поселке Горняк Рязанской

области, где отец, сосланный обрусевший немец, работал на шахте. В шестнадцатилетнем возрасте молодой человек уехал в Томск, работал на заводе, а в 1969 году с первого раза поступил в художественное училище. В 1975 году приехал в Москву, участвовал в выставках авангардистов. Его работы активно покупали как в СССР, так и за рубежом. Решающим для выбора пути стало знакомство художника в 1984 году с архимандритом Зиноном (Теодором), приехавшим в Москву для того, чтобы работать над росписями Свято-Данилова монастыря.Тогда Эйтенейер и познакомился с Александром Лавданским, Александром Соколовым, Андреем Давыдовым, Александром Чашкиным, ныне ведущими московскими иконописцами, с которыми в дальнейшем много работал. 
Слайд 86

Слайд 87

Первосвященник (Пророк) Аарон

Первосвященник (Пророк) Аарон

Слайд 88

Слайд 89

Слайд 90

Слайд 91

Иконописная мастерская Ново-Тихвинского монастыря, Екатеринбург Византийская традиция

Иконописная мастерская Ново-Тихвинского монастыря, Екатеринбург Византийская традиция

Слайд 92

Отцы умного делания Школа СТМ, Екатеринбург восемь светильников Русской Церкви: святитель

Отцы умного делания Школа СТМ, Екатеринбург

восемь светильников Русской Церкви: святитель Игнатий (Брянчанинов),

преподобные Нил Сорский, Паисий (Величковский) и Василий Поляномерульский, Зосима (Верховский) и Василиск Сибирский, Серафим Саровский и Филарет Глинский. Восемь святых – ровно столько, сколько слов в Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
написанной сестрами монастыря. Действительно, для современных русских людей эти святые стали настоящими учителями духовной жизни.
Слайд 93

Школа СТМ, Екатеринбург

Школа СТМ, Екатеринбург

Слайд 94

Иконописн школа ТСЛ. Руководитель Лука Головков

Иконописн школа ТСЛ. Руководитель Лука Головков

Слайд 95

Школа ТСЛ Исправление традиции (убраны волосы)

Школа ТСЛ Исправление традиции (убраны волосы)

Слайд 96

Спаситель тронный. Школа ТСЛ. Алдр. Солдатов

Спаситель тронный. Школа ТСЛ. Алдр. Солдатов

Слайд 97

А.Солдатов. Храм в Гамбурге

А.Солдатов. Храм в Гамбурге

Слайд 98

Ирина Зарон

Ирина Зарон

Слайд 99

Храм св.Андрея Стратилата. Ирина Зарон и Сергей Антонов (Традиция Др.Новгород-Псков палитра без синего)

Храм св.Андрея Стратилата. Ирина Зарон и Сергей Антонов (Традиция Др.Новгород-Псков палитра без синего)

Слайд 100

Слайд 101

Ирина Зарон

Ирина Зарон

Слайд 102

Ирина Зарон

Ирина Зарон

Слайд 103

Ирина Зарон иконописец

Ирина Зарон иконописец

Слайд 104

Ирина Зарон

Ирина Зарон

Слайд 105

Святая Преподобноисповедница ФамарьСхиигумения Фамарь Марджанова Ирина Зарон

Святая Преподобноисповедница ФамарьСхиигумения Фамарь Марджанова

Ирина Зарон

Слайд 106

Ирина Зарон

Ирина Зарон

Слайд 107

Максим Шешуков Работает и живет в Свияжске

Максим Шешуков

Работает и живет в Свияжске

Слайд 108

Максим Шешуков

Максим Шешуков

Слайд 109

Максим Шешуков

Максим Шешуков

Слайд 110

Чашкин Александр Иванович Александр Чашкин начал писать иконы в 1984 году

Чашкин Александр Иванович

Александр Чашкин начал писать иконы в 1984 году после

встречи с известным иконописцем архимандритом Зиноном. Он проявил себя не только как яркий художник, но и талантливый педагог, одиннадцать лет возглавляя факультет церковно-исторической живописи Российского православного института Св. Иоанна Богослова.
Слайд 111

Слайд 112

Богородица Умиление. Олег Шуркус

Богородица Умиление. Олег Шуркус

Слайд 113

Олег Шуркус

Олег Шуркус 

Слайд 114

Слайд 115

Слайд 116

Олег Шуркус

Олег Шуркус

Слайд 117

Роспись центрального придела Покрово-Никольского храма, Клайпеда О.Шуркус

Роспись центрального придела Покрово-Никольского храма, Клайпеда О.Шуркус

Слайд 118

Покрово-Никольский храм клайпеды Площадь росписи составила 1600 м2.

Покрово-Никольский храм клайпеды Площадь росписи составила 1600 м2.

Слайд 119

Новые образы

Новые образы

Слайд 120

Защитница сирых и брошенных Образ Богородицы "Заступница детей и оставленных"

Защитница сирых и брошенных

Образ Богородицы "Заступница детей и оставленных"

Слайд 121

Слайд 122

Образ новоявленной иконы Богоматери "Чаша терпения", 2008, 45х37, дерево, темпера, частное собрание.

Образ новоявленной иконы Богоматери "Чаша терпения", 2008, 45х37, дерево, темпера, частное

собрание.
Слайд 123

Всемилостивая икона Божией матери

Всемилостивая икона Божией матери

Слайд 124

Колыбельная (несущая в платке) икона Перуанская икона Божией матери

Колыбельная (несущая в платке) икона

Перуанская икона Божией матери

Слайд 125

Своим чередом идет урок в Воскресной школе (младшая группа). Как свойственно

Своим чередом идет урок в Воскресной школе (младшая группа).
Как свойственно детской

непосредственности, двое малышей отвлеклись и решили побеседовать друг с другом.
- А ты знаешь, как зовут Богородицу? 
- Да, Мама Мария.
- Нет, Ее зовут Дева Мама.

 
Материалы Воскресной школы для детей при храме «Трех Исповедников» г. Твер

"Первые шаги Иисуса." Икона находится в монастыре св. Герасима Иорданского.
Монастырь св. Герасима Иорданского образован в 5 веке на юге Иорданской долины около места впадения реки Иордан в Мертвое море и там, где останавливалось Святое Семейство по дороге в Египет, Герасимом, пришедшим в Святую Землю для поклонения и поселившемуся здесь отшельником.
К преподобному Герасиму присоединились другие монахи и для их жития была построена лавра. В монастыре две церкви - Верхняя и Нижняя. В нижней пещера, в которой ночевали младенец Иисус, Мария и Иосиф по пути в Египет.

Слайд 126

образе Богородицы "Трех Радостей" -придется сказать: сейчас многие источники дают неверные

образе Богородицы "Трех Радостей" -придется сказать: сейчас многие источники дают неверные сведения

о появлении этого образа в Русской церкви. Совершенно точно одно - прообразом иконы "Трех Радостей" послужила копия картины Рафаэля Санти "Сидящая Мадонна"
Слайд 127

К БОГОРОДИЦЕ Богородице, Богородице, Матерь света, любви и добра! Ты –

К БОГОРОДИЦЕ Богородице, Богородице, Матерь света, любви и добра! Ты –

надежда моя, Богородице и Руси возрождение пора.  Богородице, Богородице, как люблю я Тебя всей душой, Ты звезда моя, Ты заря моя, Ты луч света в жизни земной.  Пред иконою, пред лампадою низко в пояс тебе поклонюсь, Пред Владычецой и Отрадою со слезами опять помолюсь.  Ты прости меня, Ты спаси меня в этой скорбной жизни земной. От врагов моих защити меня, огради нерушимой стеной.  И о детях моих, Богородице, перед Сыном Твоим помолись, Ты прости нас всех, Богородице, и на Страшном Суде заступись.  Всех скорбящих – радость Небесная, всех погибших – взыскание вновь, И Невеста Ты Неневестная, и радость моя и любовь.  Ты – Знамение, Ты – Споручница, Ты – Помощница на пути, И Покров Ты мой, и Заступница, и Целитель, каких не найти.  Богородице, Богородице, Живоносный источник чудес! Вся Святая Русь Тебе молится: и долины, и горы, и лес.  И Донская Ты, и Казанская, и Ахтырская – все со мной, И Владимирская, Валаамская, и Державная над страной.  По Московии, Белоруссии, по Украинской стороне, От Амура до Новороссии посвящаются храмы Тебе.  Купола, купола – в небо синее! Колокольни считать не берусь, Благодатный звон над Россиею – возрождается Матушка Русь. Богородице, Богородице, Матерь света, любви и добра! Ты – надежда моя, Богородице и Руси возрождение пора.

Валерий Малышев – K Bogoroditse

Слайд 128

Олкг Шуркус

Олкг Шуркус