Искусство Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

Тема: Эпоха Нового царства Грандиозное храмовое строительство Большая подвижность фигур; лирические

Тема: Эпоха Нового царства

Грандиозное храмовое строительство
Большая подвижность фигур;
лирические мотивы
в

росписях и рельефах
Роскошь в сочетании
с изысканной утонченностью,
стремление к изяществу

Запишите в тетрадь.

Основные черты ИЗО:

Слайд 3

Типы храмов Древнего Египта равнинные прискальные скальные Храм Амону-Ра в Карнаке

Типы храмов Древнего Египта

равнинные

прискальные

скальные

Храм Амону-Ра в Карнаке и Луксоре

храм богини Хатор,

построенного царицей Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Храм Амону-Ра в Абу-Симбеле фааона Рамзеса II

Запишите в тетрадь

Слайд 4

Равнинные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной

Равнинные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной

стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски.

Египетский храм — священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос.

Устройство храма в Др. Египте

обелиск

пилоны

изображение фараона

гипостильный зал

святилище

Зарисуйте в тетради.

Слайд 5

Храм в Луксоре Грандиозное строительство фараонов имеет по – прежнему целью

Храм в Луксоре
Грандиозное строительство фараонов имеет по – прежнему целью утверждение

божественного характера царской власти. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства является храм.
Слайд 6

Храм Амону-Ра в Карнаке. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор,

Храм Амону-Ра в Карнаке.

Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор,

заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына.

Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.
К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Слайд 7

1.Дорога, ведущая к храму, — аллея, вдоль которой иногда стояли сфинксы,

1.Дорога, ведущая к храму, — аллея, вдоль которой иногда стояли сфинксы,

иногда солнечные бараны или просто каменные глыбы.

2.Один или несколько пилонов. Они представляли двери, которые одновременно соединяют и разъединяют человеческий мир и мир божественного; это подступы к Священному.

Аллея сфинксов,
соединявшая храмы в Луксоре и Карнаке.

Слайд 8

3.Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами, на которых были высечены и расписаны

3.Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами, на которых были высечены и расписаны

сцены из жизни,
со всеми ее переживаниями,
победами и поражениями.
Слайд 9

Гипостильный (от греч. "хипости-лос" - "поддерживаемый колоннами") зал Карнакского ансамбля (XVI-XII

Гипостильный (от греч. "хипости-лос" - "поддерживаемый колоннами") зал Карнакского ансамбля

(XVI-XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами.
Слайд 10

Колонны храма олицетворяют жизнь, развитие, отраженную в образах цветов с раскрытыми


Колонны храма олицетворяют жизнь, развитие, отраженную в образах цветов с

раскрытыми и закрытыми бутонами-капителями, напоминают по форме растения Египта – пальму, папирус, лотос.

Колонны в виде стеблей папируса.
Храм в Луксоре.

Слайд 11

5. Зал Ладьи, где хранилась ритуальная ладья. Она переносила в другое

5. Зал Ладьи, где хранилась ритуальная ладья. Она переносила в другое

измерение.

6.Святилище. Здесь находилась статуя божества.
Это священное место, где высшими жрецами храма совершались тайные обряды, давались обеты служения Богу.

7. Отверстия в потолке, обычно выполненные в форме воронки и расположенные в особом порядке, позволяли лучам солнца в разное время дня освещать изображения разных богов или определенные участки пола, освещая скрытые знаки на полу.

Слайд 12

Колоннада храма в Карнаке Одним из главных архитекторов Карнакского храма был

Колоннада храма в Карнаке
Одним из главных архитекторов Карнакского храма был знаменитый

Инени. Храм этот строился в течение нескольких столетий. Колонный зал его - величайший в мире: 134 колонны, расположенные в 16 рядов; высота центральных достигает 23 метров, на капители каждой из них могло поместиться 100 человек.
Слайд 13

Храм в Карнаке. Картина Дэвида Робертса

Храм в Карнаке. Картина Дэвида Робертса

Слайд 14

Колонны храма в Луксоре В Луксорском храме тоже огромном, хоть и

Колонны храма в Луксоре

В Луксорском храме тоже огромном, хоть и несколько

меньшем, чем Карнакский, гармоничная ясность замысла скрашивает все «чрезмерности», а мощь и стройность колонн с капителями в виде раскрытых метелок папируса производит неизгладимое впечатление.
Слайд 15

Храм царицы Хатшепсут (зодчий Сенмут). Конец XVI в. до н.э. Три

Храм царицы Хатшепсут (зодчий Сенмут). Конец XVI в. до н.э.
Три террасы,

возвышаются одна над другой. На этих террасах помещались водоемы, густо обсаженные деревьями. Живопись и скульптура украшали залы храма, высеченные в скале. В одном святилище стояло более 200 статуй, а полы его были сплошь выложены золотыми и серебряными плитами.
Слайд 16

Фронтальный вид храма богини Хатор, построенного царицей Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (Фивы).

Фронтальный вид
храма богини Хатор,
построенного царицей
Хатшепсут
в Дейр-эль-Бахри

(Фивы).
Архитектор Сенмут.

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

Слайд 17

Храм в Дейр эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил

Храм в Дейр эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил

архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами (наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами.
Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал.

Храм царицы
Хатшепсут в
Дейр-эль-Бахри
(Фивы). Реконструкция.

Слайд 18

Пандус-наклонная площадка, заменяющая лестницу. Царица Хатшепсут. Строгий облик храма разнообразили статуи

Пандус-наклонная площадка, заменяющая лестницу.

Царица Хатшепсут.

Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут

в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья.
Слайд 19

Скальный храм Рамсеса II в Абу – Симбеле. Первая половина XIII

Скальный храм Рамсеса II в Абу – Симбеле. Первая половина XIII

века до н.э.
Гигантомания, по – видимому, действительно отличает многие памятники этой эпохи. Статуи фараона у входа в скальный храм поражают своими размерами – двадцать метров в высоту.
Слайд 20

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали

в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал
с образом жены Рамзеса II Нефертари.
Слайд 21

Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные

Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные

из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками.
У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари - они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста. Всё архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее власти и силы. Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался.
Расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами - торжественный и наивно-поэтический мотив в скульптуре Египта - приветствовали бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари.
Два раза в год, 22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в год - в день рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II.
Слайд 22

Вырубленный в скале храм Рамзеса II. Наружные и внутренние стены зданий,

Вырубленный в скале храм Рамзеса II.

Наружные и внутренние стены зданий, а

также колонны были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папируса, а также почки и цветки лотоса.

Иероглифы наносились для декоративных целей, а также для записи исторических событий или заклинаний. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия.

Слайд 23

Рельеф храма в Абу - Симбеле Фараон, повергающий своих врагов, -

Рельеф храма в Абу - Симбеле

Фараон, повергающий своих врагов, - один

из распространенных мотивов в искусстве Древнего Египта.
На рельефе из Большого храма в Абу – Симбеле юный Рамсес поражает копьем ливийского воина.
Слайд 24

Рельеф храма в Долине царей Рельеф в храме Мединет – Абу

Рельеф храма в Долине царей

Рельеф в храме Мединет – Абу в

Долине царей иллюстрирует египетский обычай: после победоносной битвы поверженным врагам отрубали кисти рук и складывали из них «курганы». Это делалось для того, чтобы сосчитать число убитых противников.
Слайд 25

Статуэтка, найденная в усыпальнице Рамсеса II Из покоренных стран египтяне пригоняли

Статуэтка, найденная в усыпальнице Рамсеса II

Из покоренных стран египтяне пригоняли

к себе на родину тысячи рабов. Эта статуэтка изображает пленного нубийского воина.
Слайд 26

Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа. Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина Парные

Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа. Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Парные статуэтки из

черного дерева жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, изображенные в рост. Поступь обоих легка, а весь облик исполнен благородства и грации, их фигуры изящны и в то же время царственно величавы.
Слайд 27

Рельеф «Плакальщики». Мемфис. XIV век до н.э. Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Рельеф «Плакальщики». Мемфис. XIV век до н.э. Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина

К эпохе

Нового царства относится такой шедевр, как рельеф «Плакальщики», где взвивающиеся вверх руки и закинутые назад головы скорбящих образуют композицию, исполненную подлинно музыкального звучания и захватывающего драматизма.
Слайд 28

Слайд 29

Задание: нарисуйте и раскрасьте колонны на бумаге ф.А4 (материалы по выбору)

Задание: нарисуйте и раскрасьте колонны
на бумаге ф.А4 (материалы по выбору)

Слайд 30

Список литературы и средств обучения. Интернет - ресурсы Любимов Л.Д. Искусство

Список литературы и средств обучения. Интернет - ресурсы

Любимов Л.Д. Искусство Древнего

мира. – М.: Просвещение, 1998
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. М.: «Академия», 2006
Видеостудия «Кварт» (фильмы на ДВД): «Художественная культура Древнего Египта»
Видеостудия ВВС «Всемирная история живописи» (1 часть)
library.bylibrary.by›shpargalka/belarus/art/001/art-006.htm
ru.wikipedia.orgru.wikipedia.org›wiki/Искусство Древнего Египта
my-article.netmy-article.net›get…Египет – Среднего - царства
newacropol.runewacropol.ru›Культуры› Египет› Искусство Древнего Египта
artprojekt.ru›Искусство Древнего Египта