Искусство Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

Периодизация Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.) Среднее царство

Периодизация
Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)
Среднее царство (XXI век

– начало XIX века до н.э.)
Новое царство (XVI–XII века до н.э)
Слайд 3

Территория Древнего Египта

Территория Древнего Египта

Слайд 4

Религия Древнего Египта – одна из древнейших письменно зафиксированных религий в

Религия Древнего Египта

– одна из древнейших письменно зафиксированных религий в мире

. Культура и религия Древнего Египта всегда были тесно связаны между собой. Роль религии огромна : она была ,по сути, тем, стержнем , вокруг которого выстраивалась жизнь общества в целом и каждого человека в отдельности.


Слайд 5

Культ животных Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении

Культ животных

Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков.
многие

иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств:
Слайд 6

Пантеон богов Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов.

Пантеон богов

Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они

стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Гор), с головой крокодила (бог Себек), с головой барана (бог Хнум), с головой шакала (бог Анубис).
Слайд 7

Боги Древнего Египта Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом.

Боги Древнего Египта

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это

связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра.
Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
Слайд 8

Ра Ра в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола,

Ра

Ра в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного

кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.
Ра почитался как царь и отец богов.
Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы.
Слайд 9

Осирис Бог жизненных сил природы и плодородия. Царствуя над всем Египтом,

Осирис

Бог жизненных сил природы и плодородия. Царствуя над всем Египтом, Осирис обучил людей

земледелию, виноделию и выращиванию плодовых деревьев, но был коварно убит своим братом, богом Сетом, который желал править в Египте вместо него. Божество в виде мумии, властитель загробного мира. Судья умерших.
Слайд 10

Исида Богиня семьи и домашнего очага. Жена Осириса, мать Гора. Исида

Исида

Богиня семьи и домашнего очага. Жена Осириса, мать Гора. Исида в

мифологии древнего Египта известна как одна из сильнейших и могущественных богинь. Это богиня Луны, мореплавания, плодородия и  супружеской верности, а кроме того, ей подчиняются вода и ветер. Но кроме того, Изида известна как покровительница магии и волшебства, к которой взывали в беде и обращались за защитой для детей и семьи.
Слайд 11

Сет Бог ярости, песчаных бурь, разрушения , хаоса, войны и смерти.

Сет

Бог ярости, песчаных бурь, разрушения , хаоса, войны и смерти. Его

изображали мифическим животным или человеком с головой демонического животного.  Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Гором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей. Во время нескольких сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее великим амулетом Уджат.
Слайд 12

Анубис Анубис — в мифологии древнего Египта был богом потустороннего мира,

Анубис

Анубис — в мифологии древнего Египта был богом  потустороннего мира, покровителем

и проводником умерших.
Анубиса изображали  в виде человека с шакальей или собачьей головой, держащим в руке иероглиф анх, который означал жизнь. Главной обязанностью Анубиса считается  подготовка тела покойного к бальзамированию, а затем  последующая мумификация. 
Слайд 13

Хатор Богиня- неба и любви, веселья, покровительница материнства. Представлялась в виде

Хатор

Богиня- неба и любви, веселья, покровительница материнства. Представлялась в виде небесной

коровы, которая каждый день рождала солнечный диск. Ее изображали в виде женщины с головой коровы. Она была супругой бога Гора. Хатор также считается покровительницей музыки, танцев, женской красоты.
Слайд 14

Гор Божество с головой сокола или изображавшееся в виде сокола. Могущественный

Гор

Божество с головой сокола или изображавшееся в виде сокола. Могущественный бог

неба и покровитель фараонов. Сын Осириса и Исиды. Однажды жестокий и Злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.
Слайд 15

Тот Древние египтяне почитали бога луны Тота так, же как верховного

Тот

Древние египтяне почитали бога луны Тота так, же как верховного бога

Ра. Однажды Ра попросил Тота побыть вместо него на небе, пока Ра ходил по подземному миру. Так появилась луна. Бог Тот был еще богом мудрости, письма и счета. Его обычно изображали с головой птицы ибиса на человеческом теле, часто с кистью для письма.
Слайд 16

Маат Богиня Маат олицетворяла порядок, справедливость и истину. Ее прическу украшало

Маат

Богиня Маат олицетворяла порядок, справедливость и истину. Ее прическу украшало перо

страуса, которое она бросала на чашу весов, когда взвешивали сердце умершего.
Слайд 17

Суд Осириса Долгий путь умершего к престолу Осириса подробно описан в религиозных текстах «Книги мёртвых»

Суд Осириса

Долгий путь умершего к престолу Осириса подробно описан в религиозных

текстах «Книги мёртвых»
Слайд 18

Суд Осириса- взвешивание сердца(души) покойного

Суд Осириса- взвешивание сердца(души) покойного

Слайд 19

Древнее царство Эпоха создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов

Древнее царство

Эпоха создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного

творчества- можно считать подлинно золотым веком египетского искусства.
Слайд 20

Палетка фараона Нармера Плита была изготовленна в ознаменование победы фараона Южного

Палетка фараона Нармера

Плита была изготовленна в ознаменование победы фараона Южного Египта

над фараоном Северного Египта. Сокол-Гор сидит на кусте папируса(символ Дельты) бог держит продетую сквозь ноздри человека веревку. Это означает . Что Гор доставил царю Нармеру победу над жителями Дельты. За Нармером идет сандаленосец царя, изображенный вдвое меньше фараона. Верх плиты увенчан головами богини-коровы Хатор, внизу представлены убегающие враги.
Слайд 21

На обратной стороне показано торжество по случаю победы. Палетка Нармера ,

На обратной стороне показано торжество по случаю победы.

Палетка Нармера , первый

памятник объединенного Египта. Черты египетского искусства:
-связь изображения с письмом
-разномаштабность
-условное изображение фигуры на плоскости( голова и ноги фараона показаны в профиль, а плечи и глаз в фас)
-последовательный показ разновременных событий.
Слайд 22

Египетские пирамиды Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся

Египетские пирамиды

Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в

качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы
Слайд 23

Пирамида Джоссера (зодчий Имхотеп) Это первая пирамида ступенчатого типа. Состоит из

Пирамида Джоссера (зодчий Имхотеп)

Это первая пирамида ступенчатого типа. Состоит из

нескольких уменьшающихся кверху мастаб (арабское слово скамья). Постройка датируется приблизительно 2670 годом до нашей эры. Пирамида Джосера расположена в Саккаре, к северо-востоку от древнего Мемфиса, в 15 км от Гизы. Её высота составляет 62 м.
Слайд 24

Пирамида фараона Хеопса. (зодчий Хемиун) Пирамида называется «Ахет - Хуфу» —

Пирамида фараона Хеопса. (зодчий Хемиун)

Пирамида называется «Ахет - Хуфу» — «Возрождение

Хуфу (Хеопса)». Построена на массивном природном скальном возвышении. Является самой высокой и самой объемной из всех египетских пирамид. Её высота к настоящее время достигает 138,8 м. Длина стороны пирамиды — 230 м.
Постройку пирамиды датируют XXVI веком до н. э. Предположительно, строительство длилось более 20 лет. Пирамида сложена из 2,3 миллионов каменных блоков. На строительстве пирамиды были заняты 100 000 рабов.
Слайд 25

Большой Сфинкс Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного

Большой Сфинкс

Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества.

С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов

Сфинкс - отдыхающий лев с головой человека, представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина - 73 метра, высота - 20 метров

Слайд 26

Скульптура в храмах и погребениях Огромную роль в искусстве играла скульптура.

Скульптура в храмах и погребениях

Огромную роль в искусстве играла скульптура. Храмы

и гробницы заполняли культовые статуи исполненные согласно канону- строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство.

Изваяния представляли собой скульптуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой или сидящие на троне с сомкнутыми ногами, руками прижатыми к груди или лежачими на коленях. Статуи умерших –отличались портретным сходством.

Слайд 27

Статуя фараона Хефрена Поза Хефрена статична, правая сторона симметрично повторяет левую.

Статуя фараона Хефрена

Поза Хефрена статична, правая сторона симметрично повторяет левую. Лицо

передано обобщенно . Несмотря на некоторую портретность статуи, в ней почти отсутствуют индивидуальные черты. Скульптор не передает ни характера, ни возраста изображенного. Согласно религии, душа человека после смерти продолжает пребывать в его теле, а в случае исчезновения последнего переходит в его статую- двойник умершего.Поэтому для того, чтобы человек вечно оставался молодым, его изображали в расцвете сил, могучим и здоровым. Ничто временное, случайное не должно было отразиться на идеализированном образе фараона.
Слайд 28

Триада Микерина Яркий образец официальной скульптуры своего времени. В центре изображен

Триада Микерина

Яркий образец официальной скульптуры своего времени. В центре изображен фараон

Микерин. Справа от него –богиня плодородия Хатор в длинном платье и головном уборе с солнечным диском,обрамленным рогами., слева –богиня-покровительница нома Собак.(Кинополиса) И фараон , и богини показаны в момент движения. Лицо Микерина , хотя и наделено портретными чертами (полные щеки, прямой , слегка вздернутый нос , широкий нос с пухлой нижней губой ) тем не менее явно идеализированно. Лицо фараона спокойно ,бесстрастно. Вся его фигура полна величия и достоинства.
Слайд 29

Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет В парных статуях царевича

Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет

В парных статуях царевича и

его супруги передано состояние младенчески наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Тела окрашены согласно канона : у Рахотепа в красновато-коричневый цвет, у Нофрет- светло-желтый. Нофрет изображена в белой облегающей одежде, в коротком черном парике и цветном ожерелье. Плотная фигура молодой женщины, ее круглое, несколько тяжеловатое лицо , глаза , инкрустированные прозрачным голубоватым кварцем. Подкупают непосредственной жизненностью
Слайд 30

Статуя вельможи Каапера Деревянная статуя вельможи Каапера – дородного, степенного пожилого

Статуя вельможи Каапера

Деревянная статуя вельможи Каапера – дородного, степенного пожилого египтянина

с посохом в руке- так поразила нашедших ее при раскопках рабочих сходством с их деревенский старостой ,что навсегда сохранила название «Сельский староста»
Слайд 31

Статуя писца Каи Завораживает писец Каи , сидящий с поджатыми ногами;

Статуя писца Каи

Завораживает писец Каи , сидящий с поджатыми ногами;

на коленях у него- развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он словно ловит каждое слово властелина.

(Известняк. Глаза из горного хрусталя).

И уже совсем человечна знаменитая статуя сидящего писца, чуть задумавшегося, с таким глубоким, выразительным взглядом.

Слайд 32

Ушебти Ушебти –специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными руками,

Ушебти

Ушебти –специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными руками, либо

с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того ,чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Назначение ушебти – обеспечение покойного пропитанием и освобождение от тяжелой работы.
Слайд 33

Ушебти Вот одна из стандартных надписей на ушебти: « О, ушебти!

Ушебти

Вот одна из стандартных надписей на ушебти: « О, ушебти! Если

повелят хозяину Осирису (то есть покойному, их хозяину) выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире,- смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. «Вот я!»- да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий , чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: «Вот я!»
Слайд 34

Рельефы в древнем Египте Рельеф – один из видов скульптуры. Подразделяется

Рельефы в древнем Египте

Рельеф – один из видов скульптуры.
Подразделяется на

типы:
выпуклый рельеф;
углублённый рельеф;
рельеф с врезанным контуром.
Иногда все типы рельефов соседствуют в одной композиции.
Рельефы и росписи подчинялись одним и тем же художественным канонам.
Со времён Древнего Царства большое распространение получили раскрашенные рельефы.
Слайд 35

Рельефы в древнем Египте Рельефы украшали, как и росписи, стены и

Рельефы в древнем Египте

Рельефы украшали, как и росписи, стены и колонны

египетских храмов и зданий, саркофаги, чаши, ларцы и многое другое.
Слайд 36

Жан-Франсуа Шампольон Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской державы,

Жан-Франсуа Шампольон

Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской державы,

было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Слайд 37

Розеттский камень Каменная плита из черного гранита найденная близ города Розетта

Розеттский камень

Каменная плита из черного гранита найденная близ города Розетта недалеко

от Александрии. Надпись внизу сделана на греческом языке. Использовав это обстоятельство, Шампольон сумел расшифровать древнеегипетский текст, помещенный выше.