Искусство Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

Содержание Общая характеристика и периодизация……………………………………………..3 Наиболее известные произведения искусства………………………………………………..….81 Архитектура и

Содержание

Общая характеристика и периодизация……………………………………………..3
Наиболее известные произведения искусства………………………………………………..….81
Архитектура и декоративно-прикладное искусство………………………………………………….109
Эволюция

формы царской гробницы…….110
Декоративно-прикладное искусство……..120
Храмы Нового царства……………………………142
Слайд 3

Общая характеристика и периодизация

Общая характеристика и периодизация

Слайд 4

Искусство Древнего Египта не только прочно связано с заупокойным культом, но

Искусство Древнего Египта не только прочно связано с заупокойным культом, но

являлось его неотъемлемой частью.
Заупокойный культ – система верований и обрядов древних египтян, основанная на их убеждении в том, что за порогом смерти возможна вечная жизнь умершего при выполнении определённых условий (сохранение тела, наличие «вечного жилища» – гробницы и иных предметов в ней для обеспечения вечной жизни) и совершении определённых ритуалов (молитв, действий ритуального характера и т.п.).
Именно в гробницах древних египтян археологи находили и находят произведения искусства. Именно искусство должно было, по мнению живущих, обеспечить умершему вечную жизнь, а его оставшимся в этой жизни близким дать благополучие и процветание. Особенно это касалось ушедшего в мир иной верховного правителя Древнего Египта – фараона. Фараон при жизни считался наместником бога Осириса, богом он почитался поданными и после смерти. Фараонам строили гробницы из «вечного материала» – камня. В период Древнего царства это огромные пирамиды из хорошо обработанных каменных блоков. Наиболее великим фараонам-правителям периода Нового царства ещё при их жизни возводили заупокойные храмы. Таков, например, заупокойный храм фараона Рамзеса II.
Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Тело умершего бальзамировали и помещали в саркофаг – гроб, повторяющий контуры

Тело умершего бальзамировали и помещали в саркофаг – гроб, повторяющий контуры

тела. Наружные стенки саркофага снабжались изображением лица умершего и различными сценами, повествующими о совершении похоронного обряда, о пребывании в загробном мире.
Поскольку в ранний период ещё не было надёжных способов бальзамирования, то в гробницу помещались также портретные статуи умерших – как запасное вместилище для духовной субстанции человека, которая в момент воскрешения к вечной жизни должна была вновь соединиться с телесной оболочкой. Портретные статуи, таким образом, мыслились египтянами в качестве внешней наружной оболочки человека. Поэтому ваятели стремились «очистить» скульптурное изображение человека от видимых проявлений его чувств, эмоций. Однако лучшие скульптурные произведения древних египтян настолько выразительны, что невольно несут нам информацию о характере изображённого человека.
Слайд 11

САРКОФАГИ

САРКОФАГИ

Слайд 12

Статуи принца Рахотепа и его супруги Нофрет

Статуи принца Рахотепа
и его супруги Нофрет

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Статуя вельможи Каапера ( так называемый «Сельский староста»)

Статуя вельможи Каапера
( так называемый «Сельский староста»)

Слайд 18

Слайд 19

Статуя писца Каи

Статуя писца Каи

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

На стенах и сводчатых потолках гробниц помещались росписи и рельефы ,

На стенах и сводчатых потолках гробниц помещались росписи и рельефы ,

рассказывающие о загробной жизни владельцев гробниц. Помимо композиций с участием богов (Осириса, Анубиса и других) воплощались сюжеты, похожие на сцены из обыденной земной жизни: крестьяне трудились на полях и в садах, выращивали скот и птицу, платили дань умершему вельможе или фараону, на него работали рыбаки и плотники, его развлекали музыканты и прекрасные танцовщицы, он по-прежнему наслаждался охотой… Именно такие изображения должны были «магическим способом», по мнению древних египтян, обеспечить умершему благополучную жизнь в загробном мире.
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

В гробницы помещались роскошных бытовые предметы, которые по мнению древних египтян

В гробницы помещались роскошных бытовые предметы, которые по мнению древних египтян

необходимы были умершему в загробном мире. Многие из них являлись очень ценными в материальном и художественном отношении произведениями декоративно-прикладного искусства. Например, очень много подобных артефактов было обнаружено уже в ХХ веке в гробнице фараона Тутанхамона.
Сюда же помещались произведения мелкой пластики: статуэтки слуг и служанок, работающих на своего господина, а также статуэтки-ушебти – это ритуальные двойники умершего, изображаемого уже в саркофаге. При неблагоприятном для умершего завершении процесса на суде Осириса ушебти должны были отбывать за него наказание в царстве мрака и смерти, сам же владелец гробницы возвращался к своей телесной оболочке и воскрешал для вечной счастливой и обеспеченной жизни в своём «вечном жилище» – в гробнице.
Слайд 35

СТАТУЭТКИ СЛУГ

СТАТУЭТКИ СЛУГ

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

СТАТУЭТКИ – «УШЕБТИ»

СТАТУЭТКИ – «УШЕБТИ»

Слайд 40

Слайд 41

КАНОН В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ИСКУССТВЕ Канон – это система обязательных правил, которыми

КАНОН В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ИСКУССТВЕ

Канон – это система обязательных правил, которыми

в своей деятельности руководствовался древнеегипетский художник или скульптор

Поскольку искусство в Древнем Египте являлось частью заупокойного
культа, то художник воспринимался как жрец, служитель культа.
Слово «скульптор» переводилось как «дарующий бессмертие».
Именно поэтому деятельность художника жёстко регламентировалась.

Слайд 42

КАНОН В ПЛОСКОСТНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

КАНОН В ПЛОСКОСТНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Слайд 43

Канон в плоскостных видах искусства (настенных росписях, рельефах) проявляется в 3-х

Канон в плоскостных видах искусства (настенных росписях, рельефах)
проявляется в 3-х

признаках: построчность композиции; разномасштабность фигур ;
особый способ изображения фигуры человека. Далее наглядно всё это рассмотрим.
Слайд 44

Слайд 45

Фрагмент рельефа из гробницы Мерерука в Саккара

Фрагмент рельефа из гробницы Мерерука в Саккара

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Разномасштабность (разные величины фигур в композиции) зависела от социального статуса изображённых людей.

Разномасштабность (разные величины фигур в композиции) зависела от социального статуса

изображённых людей.
Слайд 49

При изображении ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА совмещались различные точки зрения: Голова – в

При изображении ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА совмещались различные точки зрения:
Голова – в

профиль
Плечи – в фас
Живот – разворот в ¾
Ноги – в профиль.
Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

ОДНАКО КАНОН НЕ ВСЕГДА ПРИМЕНЯЛСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕ: при изображении людей низшего сословия канон не применялся

ОДНАКО
КАНОН НЕ ВСЕГДА
ПРИМЕНЯЛСЯ
ИСКЛЮЧЕНИЕ:
при изображении
людей низшего
сословия канон

не
применялся
Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

КАНОН В КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЕ

КАНОН В КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЕ

Слайд 63

Канон в круглой скульптуре проявился в строгом отборе положений человеческого тела, «пригодных» для изображения.

Канон в круглой скульптуре проявился в строгом отборе положений человеческого тела,

«пригодных» для изображения.
Слайд 64

Одна из таких канонических поз – это поза стоящего с отставленной ногой

Одна из таких канонических поз – это поза стоящего с

отставленной ногой
Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Ещё одна из подобных канонических поз – это поза сидящего с различным положением рук.

Ещё одна из подобных канонических поз – это поза сидящего

с различным положением рук.
Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Слайд 71

И снова канон в круглой скульптуре не применялся при изображении людей

И снова канон в круглой скульптуре не применялся при изображении

людей низшего сословия – работающих слуг. Подобные статуэтки очень живые, непосредственные. Они правдиво передают движения людей в трудовых процессах.
Слайд 72

Слайд 73

Слайд 74

ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЫ

ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Слайд 75

Какой бы не была поза изображенного человека она как бы сохраняет

Какой бы не была поза изображенного человека она как бы

сохраняет пластическую связь с первоначальным каменным блоком, из которого сделана скульптура.
Слайд 76

Слайд 77

Слайд 78

Слайд 79

Слайд 80

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Древнее царство 29 – 23 века до н.э. Среднее царство

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Древнее царство 29 – 23 века до н.э.
Среднее царство 21

– 17 века до н.э.
Новое царство 16 – 11 века до н.э.
Слайд 81

Наиболее известные произведения искусства

Наиболее известные произведения искусства

Слайд 82

Статуи принца Рахотепа и его супруги Нофрет. Эти статуи относятся к периоду Древнего царства.

Статуи принца Рахотепа
и его супруги Нофрет.
Эти статуи относятся к


периоду
Древнего царства.
Слайд 83

Статуя принцессы Нофрет. Фрагмент.

Статуя принцессы Нофрет.
Фрагмент.

Слайд 84

Статуя принца Рахотепа. Фрагмент.

Статуя принца Рахотепа.
Фрагмент.

Слайд 85

Статуя вельможи Каапера (так называемый «Сельский староста» ) Эта статуя относится к периоду Древнего царства.

Статуя вельможи Каапера
(так называемый
«Сельский староста» )
Эта статуя относится

к
периоду
Древнего царства.
Слайд 86

Статуя вельможи Каапера. Фрагмент.

Статуя вельможи Каапера.
Фрагмент.

Слайд 87

Слайд 88

Статуя писца Каи. Эта статуя относится к периоду Древнее царство

Статуя писца Каи.
Эта статуя относится к периоду Древнее царство

Слайд 89

Слайд 90

Статуя писца Каи. Фрагмент.

Статуя писца Каи.
Фрагмент.

Слайд 91

Плита (палетка) фараона Нармера. Рельеф относится к Древнему царству.

Плита (палетка) фараона Нармера. Рельеф относится к Древнему царству.

Слайд 92

Плита (палетка) фараона Нармера. Основная сторона плиты.

Плита (палетка) фараона
Нармера.
Основная сторона плиты.

Слайд 93

Плита (палетка) фараона Нармера. Обратная сторона плиты.

Плита (палетка) фараона
Нармера.
Обратная сторона плиты.

Слайд 94

Зодчий Хесира. Рельеф из его гробницы. Этот рельеф относится к периоду Древнее царство

Зодчий Хесира.
Рельеф из его гробницы.
Этот рельеф относится к периоду Древнее царство


Слайд 95

Рельефы из храма Рамзеса II в Абу-Симбеле

Рельефы из храма Рамзеса II в Абу-Симбеле

Слайд 96

Заупокойный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле был построен в честь победы

Заупокойный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле был построен в честь

победы фараона над хеттами и взятия им в крепости Кадеш. Рельефы этого скального храма изображают битву и божественное величие фараона.
Рельефы храма в Абу-Симбеле относятся к периоду Новое царство.
Это контррельеф – то есть обратный рельеф.
Слайд 97

Слайд 98

Слайд 99

П-т фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) Амарнское искусство - это древнеегипетское искусство

П-т фараона Аменхотепа IV
(Эхнатона)

Амарнское искусство - это древнеегипетское искусство т.н. амарнского

периода (время правления  фараона Эхнатона(1351—1334 до н. э.) в конце XVIII династии Нового царства).
Слайд 100

Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) боролся со жрецами Амона. Он упразднил культ

Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) боролся со жрецами Амона. Он упразднил

культ бога Амона и ввёл новый культ Атона, солнечного диска. Эхнатон отстроил новую столицу – город Ахетатон и переселил туда весь царский двор. Древний Ахетатон был обнаружен археологами близ арабской деревни Тель-эль-Амарна, поэтому искусство этого периода называют амарнским.

Поклонение семьи Эхнатона солнечному диску. Ниже: семья Эхнатона.
Рельефы из Ахетатона.

Слайд 101

Слайд 102

В этот период древнеегипетское искусство было менее всего подвержено канону. В

В этот период древнеегипетское искусство было менее всего подвержено канону.

В росписях

и рельефах подчёркивается чувство привязанности между членами царской семьи.
Развивается скульптурный портрет: скульптор Тутмес стремится передать возрастные особенности человека, эмоциональные черты его личности.
Слайд 103

Слайд 104

Рельефы с изображением Эхнатона и Нефертити

Рельефы с изображением Эхнатона и Нефертити

Слайд 105

Портреты царицы Нефертити

Портреты царицы Нефертити

Слайд 106

Слайд 107

Слайд 108

Слайд 109

Архитектура и декоративно-прикладное искусство

Архитектура и декоративно-прикладное искусство

Слайд 110

Эволюция формы царской гробницы

Эволюция формы царской гробницы

Слайд 111

Слайд 112

1 этап: МАСТАБА

1 этап: МАСТАБА

Слайд 113

3 этап: Пирамида фараона Снофру в Медуме

3 этап: Пирамида фараона
Снофру в Медуме

Слайд 114

Согнутая пирамида в Дашуре

Согнутая пирамида в Дашуре

Слайд 115

«Красная» пирамида

«Красная» пирамида

Слайд 116

4 этап: три пирамиды в Гизе

4 этап: три пирамиды в Гизе

Слайд 117

Слайд 118

заключительный этап: скальные шахтовые гробницы Среднего и Нового царства

заключительный этап:
скальные шахтовые гробницы Среднего и Нового царства

Слайд 119

Слайд 120

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 121

Много драгоценных находок – произведений декоративно-прикладного искусства было обнаружено в 1922

Много драгоценных находок – произведений декоративно-прикладного искусства было обнаружено в

1922 году в гробнице фараона Тутанхамона (царский некрополь в Долине царей). Её нашли археолог Говард Картер и лорд Корнарвон, финансирующий экспедицию.

План скальной гробницы
Тутанхамона

Слайд 122

Слайд 123

Мумия фараона Тутанхамона находилась в трёх саркофагах. Здесь: первый каменный саркофаг.

Мумия фараона Тутанхамона находилась в трёх саркофагах.
Здесь:
первый

каменный саркофаг.
Ниже на слайде: деревянный саркофаг, обитый листовым золотом (второй по счёту).
Слайд 124

Слайд 125

Здесь: последний третий саркофаг из золота. На четырёх нижерасположенных слайдах: последний

Здесь: последний третий саркофаг из золота.
На четырёх нижерасположенных слайдах:

последний открытый саркофаг с золотой маской на мумии фараона.
Слайд 126

Слайд 127

Слайд 128

Слайд 129

Слайд 130

Слайд 131

На нижерасположенных слайдах: находки из гробницы Тутанхамона (золотой трон с изображением

На нижерасположенных слайдах: находки из гробницы Тутанхамона (золотой трон с

изображением фараона с супругой в саду, кровать, карета, браслеты и нагрудные украшения, малая пластика)
Слайд 132

Слайд 133

Слайд 134

Слайд 135

Слайд 136

Слайд 137

Слайд 138

Слайд 139

Слайд 140

Слайд 141

Слайд 142

Храмы Нового царства

Храмы Нового царства

Слайд 143

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Храм царицы Хатшепсут
в Дейр-эль-Бахри

Слайд 144

Слайд 145

Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле

Храм Рамзеса II
в Абу-Симбеле

Слайд 146