Искусство Древнего Рима

Содержание

Слайд 2

Капитолийская волчица

Капитолийская волчица

Слайд 3

Слайд 4

Рим был крупнейшим городом империи, с начала нашей эры его стали называть Вечным.

Рим был крупнейшим городом империи, с начала нашей эры
его стали

называть Вечным.
Слайд 5

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РИМА Период царского правления - 8-6 вв. до

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РИМА

Период царского правления - 8-6 вв. до н.

э.
Период Римской республики – 6-1 вв. до н. э.
Период Римской империи –
с 31 г. до н. э. - до 5в. н.э.
Слайд 6

Черты римской художественной культуры практицизм упор на гражданское, а не храмовое

Черты римской художественной культуры
практицизм
упор на гражданское, а не храмовое

строительство (дороги, акведуки, форумы, термы)
прославление императоров (триумфальные арки, амфитеатры)
Виды римского искусства:
архитектура
скульптурный портрет
исторический рельеф (сцены боев и побед императоров )
В римском искусстве нет той поэтичности и красоты, как в греческом, оно более сухое и прозаичное.
Слайд 7

Для Греции главным архитектурным сооружением был храм, для Рима - сооружения,

Для Греции главным архитектурным сооружением был храм, для Рима - сооружения,

прославляющие могущество римского государства, а позже и императора.
Характерная черта гражданской римской архитектуры - это дуга, арка, свод, купол, то есть криволинейная поверхность
Слайд 8

АРХИТЕКТУРА РИМСКИЙ ФОРУМ – ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ - С

АРХИТЕКТУРА РИМСКИЙ ФОРУМ – ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ

- С 6 в

до н э центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум.
Слайд 9

Самый большой и роскошный из императорских форумов Форум Траяна (1-2 вв.

Самый большой и роскошный из императорских форумов

Форум Траяна (1-2 вв. н.э.)

Здесь

проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки и т. Д. На территории Форума было множество зданий, памятников и статуй. От форума начинались
важнейшие дороги
государства, к нему
сходились основные
улицы города.
Слайд 10

Колонна Траяна Ствол колонны высотой 27 м был покрыт спиральной лентой

Колонна Траяна
Ствол колонны высотой 27 м был покрыт спиральной лентой рельефа,

изображающего походы Траяна в Дакию. На ее вершине стояла статуя Траяна, которую в 16 в. сменила статуя апостола Петра как покровителя Рима.
Слайд 11

Колонна Трояна (рельеф)

Колонна Трояна (рельеф)

Слайд 12

Планировка главной площади и размещение примыкавших зданий ассиметричны, т. к. в

Планировка главной площади и размещение примыкавших зданий ассиметричны, т. к. в

течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений.

 Форум Августа (1 в. н.э.)

Слайд 13

У римлян были гробницы-мавзолеи Мавзолей Адриана, ныне – замок Святого Ангела

У римлян были гробницы-мавзолеи

Мавзолей Адриана, ныне – замок Святого Ангела

Слайд 14

ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА Гробница императора Адриана

ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА

Гробница императора Адриана

Слайд 15

ПАНТЕОН (125Г. Н.Э.) -ХРАМ ВСЕХ БОГОВ - ротонда, передняя часть –

ПАНТЕОН (125Г. Н.Э.) -ХРАМ ВСЕХ БОГОВ

- ротонда, передняя
часть – прямоугольный

портик с 14 коринфскими колоннами, фриз (сейчас) без украшений, фронтон без скульптуры, окон нет. Крыша была покрыта позолоченной бронзой.
Снаружи – скромность, внутри - роскошь
Слайд 16

Слайд 17

Естественное Освещение D-9 м Ниши. Облегчали купол Высота купола-43 м Стены

Естественное Освещение

D-9 м

Ниши.
Облегчали купол

Высота купола-43 м

Стены облицованы мрамором

Кирпичи купола скреплялись цементом

из пемзы
Слайд 18

Самый большой купол Европы; это небесная сфера над Землей

Самый большой купол Европы; это небесная сфера над Землей

Слайд 19

Одна из особенностей Пантеона — окулус (отверстие диаметром в 9 метров

Одна из особенностей Пантеона — окулус (отверстие диаметром в 9 метров в

крыше). В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб.
21 апреля (по легенде, день основания Рима) он освещает вход в Пантеон.
Слайд 20

Храм Весты (1 в. до н.э.) Римский храм – это греческий

Храм Весты (1 в. до н.э.)

Римский храм – это греческий

толос, круглая ротонда с круглой или конусообразной крышей, окруженная коринфскими колоннами и стоящая на высоком цоколе.
Слайд 21

ХРАМ ФОРТУНЫ ВИРИЛИС Прямоугольные римские храмы отличаются от греческих более скромным декором и псевдо колоннами

ХРАМ ФОРТУНЫ ВИРИЛИС

Прямоугольные римские храмы отличаются от греческих
более скромным декором

и псевдо колоннами
Слайд 22

КОЛИЗЕЙ – КОЛОССАЛЬНЫЙ (75-80 ГГ. Н.Э.) Самая крупная зрелищная постройка –это

КОЛИЗЕЙ – КОЛОССАЛЬНЫЙ (75-80 ГГ. Н.Э.)

Самая крупная зрелищная постройка –это колизей.

В центре находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тыс.
Слайд 23

Вокруг арены снизу вверх располагалось 4 яруса мест для зрителей: нижний

Вокруг арены снизу вверх располагалось 4 яруса мест для зрителей: нижний

- для императора и сенаторов, верхний – для бывших рабов и большинства женщин.
Характерная черта гражданской римской архитектуры - это дуга, арка, свод, купол, то есть криволинейная поверхность

Стены колизея высотой 50 м. сложены из крупных каменных блоков.
Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене столбы.
Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие.

Слайд 24

Наружные стены украшены пилястрами трех архитектурных стилей. На первом этаже –

Наружные стены украшены пилястрами трех архитектурных стилей. На первом этаже –

полукалонны тосканского ордера. На втором-ионического, а на третьем и четвертом – коринфского. В арках размещались статуи.

Пилястры –
упрощенные
колонны, плоские

Слайд 25

Под ареной находились помещения с гладиаторами и дикими зверями.

Под ареной находились помещения с гладиаторами
и дикими зверями.

Слайд 26

БОЛЬШОЙ ЦИРК В древнем Риме этот амфитеатр был самым обширным ипподромом

БОЛЬШОЙ ЦИРК

В древнем Риме этот амфитеатр был самым обширным ипподромом (одновременно

могло принимать участие 12 колесниц).
Слайд 27

Триумфальная арка Тита (81 г. н.э.) (однопролетная) На внутренних стенах арки

Триумфальная
арка Тита
(81 г. н.э.)
(однопролетная)

На внутренних стенах арки нанесены рельефы

с изображением Тита и его войск, вступающих в Рим после победы в Иудейской войне.

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ

Триумфальные арки воздвигали в честь побед в военных походах Над
Аркой обычно помещали
колесницу, а стены
украшал рельеф.
Изображали сцены
походов и трофеи взятые
у врагов.

Слайд 28

Триумфальная арка Константина (IV в. н.э.) (трехпролетная) Арки никогда не использовались

Триумфальная арка Константина (IV в. н.э.)
(трехпролетная)

Арки никогда не использовались в качестве

ворот, через нее имели право
Проезжать только одержавшие победу военачальники. Арки могли быть
двух-ярусные и трех-пролетные. Позже арки станут воздвигать в других
Городах мира.
Слайд 29

АКВЕДУК – МОСТ-ВОДОПРОВОД, ПОДАЮЩИЙ ВОДУ НА ДЕСЯТКИ КИЛОМЕТРОВ В особую группу

АКВЕДУК – МОСТ-ВОДОПРОВОД, ПОДАЮЩИЙ ВОДУ НА ДЕСЯТКИ КИЛОМЕТРОВ

В особую группу

архитектурных сооружений можно выделить новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки), огромные каменные мосты (виадуки)

Гардский мост (акведук) в Ниме, 1-2 в. н. э.)

Слайд 30

Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившее для укладки

Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившее для укладки

водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья были воплощением смелого архитектурного замысла.

Римляне изобрели связующий раствор –
« римский бетон »

Широко используют
арочно-сводчатые
конструкции

Слайд 31

ТЕРМЫ Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм

ТЕРМЫ

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных

бань). Они являлись неотъемлемой частью любого города. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

Термы Каракаллы, 3 в.

Слайд 32

В 3 веке, в Риме, существовало - 1000 частных и 11

В 3 веке, в Риме, существовало - 1000 частных и 11

общественных бань. Одним из самых красивых зданий города считались ТЕРМЫ (бани) императора Каракаллы.
Здание терм со всех сторон окружали парком. В парках были стадионы, библиотеки и многое другое.

Термы
Каракаллы

Слайд 33

Римские термы Система водоснабжения и отопления была четко продумана . Вода

Римские термы

Система водоснабжения и отопления была четко продумана . Вода подавалась

из водопровода, горячий воздух от подземных печей быстро распространялся по встроенным в пол и стены трубам.
Слайд 34

АППИЕВА ДОРОГА (IV В. ДО Н.Э.) Римская архитектура стремилась к удовлетворению

АППИЕВА ДОРОГА (IV В. ДО Н.Э.)

Римская архитектура стремилась к удовлетворению практических

нужд человека.
Римские дороги строила армия. Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени.
Вдоль больших дорог за воротами Рима строились гробницы римской знати в виде саркофагов, столбов и обелисков.
Слайд 35

Римский саркофаг

Римский саркофаг

Слайд 36

Камерная гробница (2 в. н.э.) – хранилище урн с прахом семьи

Камерная гробница (2 в. н.э.) – хранилище урн с прахом семьи

Слайд 37

Римский скульптурный портрет - идет от погребального культа, от посмертных масок

Римский скульптурный портрет
- идет от погребального культа, от посмертных масок

этрусков.
В Древнем Риме - портреты конкретного, часто самого простого человека, характер стал передаваться только в поздний период.
В развитии портрета было 3 периода:
республиканский (6-1 вв. до н.э.)
ранний императорский период (правление императора Августа)
поздний императорский период (кон. 1- сер. 5 вв. н.э.)
Слайд 38

Портрет 1-го периода – это почти посмертная маска. В скульптуре появляется

Портрет 1-го периода – это почти посмертная маска.
В скульптуре появляется

«тогатус» (пожилой волевой римлянин в тоге, исполняющий обязанности)

«Портрет римлянина
с бюстами предков»

«Оратор»

Слайд 39

Портрет 2-го периода – лицо менее индивидуально, идеализация тела императора-бога, появляется

Портрет 2-го периода – лицо менее индивидуально, идеализация тела императора-бога, появляется

женский, детский портрет.

Портрет Августа из Прима Порта

Портрет Ливии, жены Августа

Слайд 40

В конце периода происходит рост мастерства скульпторов - отрабатываются детали сложной прически, одежды.

В конце периода происходит рост мастерства скульпторов - отрабатываются детали сложной

прически, одежды.
Слайд 41

Портрет 3-го периода - пытаются показать характер человека. Портрет императора Вителлия Портрет императора Веспасиана Портрет сириянки

Портрет 3-го периода - пытаются показать характер человека.

Портрет императора Вителлия

Портрет императора

Веспасиана

Портрет сириянки

Слайд 42

Бронзовый памятник Марку Аврелию (2 в.) – это единственный образец античного

Бронзовый памятник Марку Аврелию (2 в.) – это единственный образец античного

конного памятника. В нем соединяются противоречивые черты: героизм и задумчивость всадника-философа.
Слайд 43

Особняки богатых римлян (Помпеи и Геркуланиум)

Особняки богатых
римлян
(Помпеи и Геркуланиум)

Слайд 44

Росписи, мозаики и фрески древнеримских вилл

Росписи, мозаики и фрески
древнеримских
вилл