Типологические особенности византийской культуры

Содержание

Слайд 2

Типологические особенности византийской культуры

Типологические особенности византийской культуры

Слайд 3

план

план

Слайд 4

Актуальность Актуальностью является то, что культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом,

Актуальность

Актуальностью является то, что культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим

весьма специфическими особенностями.
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Слайд 5

Цель, задачи, объект, предмет исследования ЦЕЛЬ – проанализировать типологические характеристики культуры

Цель, задачи, объект, предмет исследования

ЦЕЛЬ – проанализировать типологические характеристики культуры Византии

ЗАДАЧИ:
рассмотреть

основные этапы культуры Византии
изучить основные особенности возникновения новых направлений культурного процесса

ОБЪЕКТ – византийская культура

ПРЕДМЕТ – византийское государство

Слайд 6

методология В работе используются следующие методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, описание.

методология

В работе используются следующие методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, описание. А

также – сравнительно-исторический, метод теоретического моделирования.
Слайд 7

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова.

В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией.
Слайд 8

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится

на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.
Слайд 9

VIII-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий,

VIII-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических

противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь
восстановлено.
Слайд 10

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она

устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.
Слайд 11

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего

крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.
Слайд 12

XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно

XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что

особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.
Слайд 13

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том,

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том,

что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.
Слайд 14

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как

обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.
Слайд 15

Bменно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537),

Bменно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537),

ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.
Слайд 16

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались

и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.
Слайд 17

Слайд 18

Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собой вид станковой культовой

Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собой вид станковой культовой

живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно.
Слайд 19

Подводя итоги развития византийской культуры в XI—XII вв., мы можем отметить

Подводя итоги развития византийской культуры в XI—XII вв., мы можем отметить

некоторые важные новые черты. Безусловно, культура Византийской империи в это время еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества, несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов. Они сказываются не только и не столько на возвращении интереса к античности, который в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы различных общественных группировок в сфере культуры, в росте социального недовольства.
Слайд 20

Заключение Византия была “золотым мостом” между западной и восточной культурами; она

Заключение

Византия была “золотым мостом” между западной и восточной культурами; она оказала

глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства — в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Слайд 21

Список литературы Ред. проф. А.Н. Маркова. – Культурология: учебное пособие для

Список литературы

Ред. проф. А.Н. Маркова. – Культурология: учебное пособие для вузов.

М., 2008.
Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.\
Аверинцев С.С. На перекрестке культурных традиций. Византийская литература: истоки и творческие принципы / С.С. Аверинцев // Вопр. лит. 2003. -№ 2. - С. 150-183.
Византия и византийские традиции: Памятники из фондов Эрмитажа и Русского музея: Путеводитель по выст. / Авт.-сост. В.Н. Залесская и др.. JI.: Гос. Эрмитаж, 2001. - 80 с.
Византия, южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В.Н. Лазарева / Ред. В.Н. Гращенков и др.; Вступ. ст. В.Н. Гращенкова. М.:, 2002. - 591 с.
Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / К.Н. Леонтьев // Леонтьев К.Н. Избранное.-М., 2003.-С. 19-118.