Содержание
- 2. Периодизация древнеримского искусства Этрусское искусство Искусство Римской республики Искусство Римской империи 1 в. н. э. Искусство
- 3. Искусство этрусков Общая характеристика ситуации на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н. э., народы,
- 4. Храм этрусков
- 5. Скульптура этрусков
- 7. Роспись этрусков
- 9. Искусство Римской республики К концу 6 в. до н.э. Рим стал аристократической рабовладельческой республикой. Высший орган
- 10. Город Рим возник по преданию еще в 8 в. до н.э. По легенде весталка родила двух
- 11. Архитектура Рим сложился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал). Центральная площадь Древнего Рима – Римский
- 12. Изобразительное искусство В изобразительном искусстве республиканского Рима заметно влияние греческого и этрусского искусства. Но в греческом
- 13. Виды и жанры Скульптура древнего Рима состоит из двух видов: 1. Рельеф («высокий» − горельеф; «низкий»
- 14. Римский скульптурный портрет Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета,
- 15. Исторический рельеф Сугубо римским скульптурным жанром был исторический рельеф. Такие рельефы запечатлели крупнейшие события римской истории,
- 16. Достижения древнеримской инженерии, архитектуры, изобразительного искусства Купол Римские купола были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение
- 17. Оружие Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами.
- 18. Бетон Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было
- 19. Канализация Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально
- 20. Полы с подогревом Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял
- 21. Акведук Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных
- 22. Гидроэнергия Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив
- 23. Сегментная арка У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло
- 24. Понтонные мосты Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены
- 25. Живопись Древнего Рима В Древнем Риме живопись ценилась намного сильнее, чем скульптура. Римские дворцы, общественные здания,
- 26. Характерные особенности живописи 1. Многоплановое композиционное построение 2. Свободная пластическая лепка фигур, которые естественно располагаются в
- 27. Стили монументальной живописи Инкрустационный стиль - это геометрический орнамент, напоминающий обкладку стен драгоценными камнями. «Архитектурный» I
- 28. Архитектура эпохи Октавиана Августа В эпоху Августа развивается интенсивное строительство в Риме; реставрируются и сооружаются десятки
- 29. Гробница Цецилии Метеллы Гробница Цецилии Метеллы — монументальное сооружение круглой формы на третьем километре Аппиевой дороги
- 30. Гробница Эврисака Гробница пекаря Марка Вергилия Эврисака является одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся надгробных
- 32. Алтарь Мира К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооруженный в Риме на
- 33. Искусство Римской Империи К концу 1 в. до н. э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой.
- 34. Правление императора Августа Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э.
- 35. Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера — так называемый «Квадратный
- 36. Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения — арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Наиболее
- 37. Колизей Колизей, или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из
- 38. Пантеон Пантеон — древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный
- 39. Базилика Константина-Максенция. Базилика Максенция—Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме и самая последняя
- 40. Раннехристианское искусство Раннехристианское искусство — период искусства в истории от возникновения христианства и признания христианства государственной
- 41. Отношение христианства к богатому набору классических сюжетов оставалось положительным. Ведь нелогично предположить, что до Христа человечество
- 42. Катакомбы Рима Катакомбы Рима — сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в
- 43. Формирование раннехристианской базилики Официальное признание христианства потребовало строительства зданий. Вначале раннехристианская архитектура использует уже имеющиеся типы.
- 44. Фаюмские портреты Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков.
- 46. Скачать презентацию
Периодизация древнеримского искусства
Этрусское искусство
Искусство Римской республики
Искусство Римской империи 1 в. н.
Периодизация древнеримского искусства
Этрусское искусство
Искусство Римской республики
Искусство Римской империи 1 в. н.
Искусство Римской империи 2 в. н.э.
Искусство римских провинций 2 — 3 вв. н.э.
Искусство Римской империи 3 — 4 вв
Искусство этрусков
Общая характеристика ситуации на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии
Искусство этрусков
Общая характеристика ситуации на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии
Особенности архитектуры этрусков: строительные материалы, техники, строительство дорог. Градостроительство этрусков (особенности планировки города, расположение на местности, сохранившиеся остатки городов). Храмовое строительство этрусков (по текстам Витрувия, фундаментам, моделям храмов – высокий цоколь, выделенный главный фасад, четкая ориентация в пространстве, обилие скульптурного декора в верхней части). Архитектура и росписи этрусских гробниц: планировка гробницы (по типу жилого сооружения с воспроизведением элементов конструкции, вырубленные в скале и выложенные из камня гробницы, перекрытые курганной насыпью), погребальный инвентарь (урны, привозные греческие вазы, мелкая пластика), росписи гробниц (темы, сюжеты, краски, композиция). Эволюция росписи этрусских гробниц с точки зрения композиции, колорита, передачи пространства, эмоциональных характеристик в период с VII по II вв. до н. э. (Гробница в Черветери, Гробница Быков, Гробница Львиц, Гробница Леопардов, Гробница Вакхантов, Гробница Охоты и Рыбной ловли, Гробница Щитов и Кресел). Особенности развития мелкой пластики из глины и бронзы. Монументально-декоративная скульптура этрусков (акротерии, антефиксы, скульптурный декор конька крыши). Круглая скульптура этрусков (этапы развития параллельные греческой архаике и классике). Саркофаги со скульптурным декором от VI до III вв. до н. э. (освоение пространства, передача эмоций). Влияние архитектуры и изобразительного искусства этрусков на формирование римского искусства.
Храм этрусков
Храм этрусков
Скульптура этрусков
Скульптура этрусков
Роспись этрусков
Роспись этрусков
Искусство Римской республики
К концу 6 в. до н.э. Рим стал аристократической
Искусство Римской республики
К концу 6 в. до н.э. Рим стал аристократической
Высший орган власти - сенат, куда могли входить только представители аристократии (патриции).
Римский поэт Гораций говорил: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства..." Хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, Гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклонялись перед художественным гением греков.
В середине 2 в. до н.э. Рим занял господство во всем Средиземноморье. Карфаген был разрушен, Греция и Македония превращены в римские провинции.
С конца III века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными статуями. Среди них были и творения таких великих мастеров, как Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситепь, Лисипп.
Город Рим возник по преданию еще в 8 в. до н.э.
По
Город Рим возник по преданию еще в 8 в. до н.э.
По
Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. Когда разлив спал, корзина очутилась на сухом месте. На плач близнецов прибежала волчица, спустившаяся с окрестных гор к реке, чтобы напиться, и накормила их своим молоком.
Вскоре детей нашел царский пастух. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене. Близнецам дали имена Ромула и Рема. Выросши, они кроме охоты стали заниматься еще тем, что нападали на разбойников, отнимали у них добычу и делили ее между пастухами.
В конце концов, раскрылась тайна о том, что они внуки царя. Братья решили основать новый город в тех местах, где были найдены. При основании его они поссорились, и Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.
Архитектура
Рим сложился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал).
Центральная площадь Древнего
Архитектура
Рим сложился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал).
Центральная площадь Древнего
Сооружения времени республиканского Рима свидетельствуют о полном овладении греческими ордерами. В основном сооружения строились из известняка, туфа, частично из мрамора. В римской архитектуре стал распространен тип круглого храма - толос.
В этих храмах применяли коринфский ордер, излюбленный римлянами, воспринятый ими у греков.
В I веке до н. э. инженер и архитектор Витрувий создал трактат "Десять книг об архитектуре", который был подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к архитектурному сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту. От зодчего Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве республиканского Рима заметно влияние греческого и этрусского
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве республиканского Рима заметно влияние греческого и этрусского
Но в греческом искусстве господствующими были образы богов, мифологических героев, атлетов. Портрет в Греции зародился относительно поздно (в середине 5 в. до н.э.).
В Риме же, наоборот, именно портрет получил доминирующее значение. В портрете, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства.
Также и в живописи получают распространение не мифологические темы, а сюжеты, рассказывающие о конкретных событиях.
Виды и жанры
Скульптура древнего Рима состоит из двух видов:
1.
Виды и жанры
Скульптура древнего Рима состоит из двух видов:
1.
2. Круглая скульптура (статуя, бюст, композиция, статуэтка).
Ученые комплексной науки об античности выделили главные жанры римской скульптуры:
исторический;
мифологический;
аллегорический;
символический;
батальный;
портретный.
Римский скульптурный портрет
Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов
Римский скульптурный портрет
Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов
Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью. Ни одного имени римского портретиста не сохранилось.
Исторический рельеф
Сугубо римским скульптурным жанром был исторический рельеф. Такие рельефы запечатлели
Исторический рельеф
Сугубо римским скульптурным жанром был исторический рельеф. Такие рельефы запечатлели
Конный монумент
Конная статуя Марка Аврелия, на Капитолийской площади в Риме — самый знаменитый памятник искусства его времени. Это единственная дошедшая до нас конная статуя римского императора.
Цельный силуэт статуи, подчеркнуто крупные объемы, отсутствие сильного движения — все это создает ощущение значимости и силы, неукротимого темперамента и величия. Спокойный император на спокойном коне, правой рукой он дарует пощаду побежденным варварам.
Достижения древнеримской инженерии, архитектуры, изобразительного искусства
Купол
Римские купола были просторными, открытыми
Достижения древнеримской инженерии, архитектуры, изобразительного искусства
Купол
Римские купола были просторными, открытыми
Оружие
Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками,
Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками,
Баллист был идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.
Бетон
Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического
Бетон
Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического
Дороги
Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.
К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.
Канализация
Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян,
Канализация
Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян,
+Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям.
Полы с подогревом
Используя идею, которая по сей день применяется в технологии
Полы с подогревом
Используя идею, которая по сей день применяется в технологии
Акведук
Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда
Акведук
Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда
Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.
Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.
Гидроэнергия
Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых
Гидроэнергия
Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых
Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.
Сегментная арка
У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное
Сегментная арка
У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное
Понтонные мосты
Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные
Понтонные мосты
Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные
Живопись Древнего Рима
В Древнем Риме живопись ценилась намного сильнее, чем скульптура.
Живопись Древнего Рима
В Древнем Риме живопись ценилась намного сильнее, чем скульптура.
Виды живописи:
Монументальная (росписи гробниц – фреска; мозаика).
Декоративная (вазопись, орнамент).
Станковая (фаюмский портрет, пейзаж, натюрморт, культовая картина (на мифологические и религиозные темы), батальные, бытовые сюжеты и обнаженная натура).
Материал: восковые краски, камень, смальта, стекло, керамика.
Но только мольбертная живопись считалась искусством — в отличие от ремесленного создания фресок. Из сохранившихся памятников являются фрески из Помпеи, где мы видим изображенные яркими красками бытовые сцены, натюрморты и мифологические сюжеты, в которых фигурировали боги и герои.
Характерные особенности живописи
1. Многоплановое композиционное построение
2. Свободная пластическая лепка фигур, которые
естественно
располагаются
Характерные особенности живописи
1. Многоплановое композиционное построение
2. Свободная пластическая лепка фигур, которые
естественно
располагаются
точно связанных с плоскостью стены
3. Яркие красочные сочетания (многообразные
оттенки)
Стили монументальной живописи
Инкрустационный стиль - это геометрический орнамент, напоминающий обкладку стен
Стили монументальной живописи
Инкрустационный стиль - это геометрический орнамент, напоминающий обкладку стен
«Архитектурный» I в. до н. э На стенах изображали колонны, карнизы, пилястры и капители с полной иллюзией реальности, вплоть до обмана зрения. Средняя часть стены покрывалась изображениями беседок, портиков, представленных в перспективе, с применением светотени. При помощи декоративной росписи создавалось иллюзорное пространство, реальные стены как бы раздвигались, помещение казалось больше. Иногда между колоннами и пилястрами помещались отдельные человеческие фигуры, либо целые многофигурные сцены, либо пейзажи. Иногда в центре стены находились большие картины с крупными фигурами. Сюжеты картин были преимущественно мифологические, реже - бытовые. Художники знали некоторые законы перспективы и добивались мнимого расширения пространства картины, обрамляя ее декоративными архитектурными элементами.
«Канделябровый стиль» или орнаментальный - среди архитектурных форм преобладали легкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры.
Мифологический стиль - соединяет в себе элементы предыдущих стилей.
Архитектура эпохи Октавиана Августа
В эпоху Августа развивается интенсивное строительство в Риме;
Архитектура эпохи Октавиана Августа
В эпоху Августа развивается интенсивное строительство в Риме;
Гробница Цецилии Метеллы
Гробница Цецилии Метеллы — монументальное сооружение круглой формы на
Гробница Цецилии Метеллы
Гробница Цецилии Метеллы — монументальное сооружение круглой формы на
Гробница была возведена около 50 года до н. э. для Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Цецилия Метелла Кретика, супруги сына Красса. Сооружение, снаружи облицованное травертином, имеет вид башни цилиндрической формы (29 м в диаметре, высотой 11 м).
Гробница в XI веке использовалась в оборонительных целях графами Тускулумскими. В 1299 году римское дворянское семейство Каэтани незначительно перестроило гробницу (были достроены зубцы), превратив её в башню крепости. Саркофаг Цецилии Метеллы находится сейчас во дворе палаццо Фарнезе.
Гробница Эврисака
Гробница пекаря Марка Вергилия Эврисака является одним из крупнейших и
Гробница Эврисака
Гробница пекаря Марка Вергилия Эврисака является одним из крупнейших и
Три стороны слегка трапециевидной конструкции остались в основном нетронутыми. Все они имеют одинаковую форму, с простым нижним этажом, теперь в основном ниже уровня земли, но обнаженным, этаж, состоящий из пар зацепленных колонн между плоскими плитами, которые все теснятся вместе, между ними нет места. Эффект далек от классических порядков; по углам плиты превращаются в пилястры, поднимающиеся на верхнем уровне неортодоксальными капителями, сочетающимися завитки по бокам с растительными формами в центре. На верхнем этаже есть необычные круглые отверстия, которые, как теперь полагают, представляют собой месильные ванны или емкости для измерения зерна. Под карнизом находится фриз со сплошными сценами в рельефе, показывающими работу пекарни, где Эвристас, очевидно, нажил значительное состояние. Реконструкции представляют собой плавно поднимающуюся крышу над этим, теперь потерянную.
Алтарь Мира
К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира,
Алтарь Мира
К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира,
Искусство Римской Империи
К концу 1 в. до н. э. Римское государство
Искусство Римской Империи
К концу 1 в. до н. э. Римское государство
С конца 1 в. до н. э. по конец 3 в. н. э. монархия была замаскирована республиканскими учреждениями (официально считалось, что власть в римском государстве разделена между императором и сенатом). Это было данью республиканским традициям.
Правление императора Августа
Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало
Правление императора Августа
Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало
Для искусства времени Августа характерны поиски нового стиля, т.к. империя выдвинула новую идею божественности императора.
Римские художники настоятельно обращаются к греческому искусству классической эпохи — 5 - 4 вв. до н. э.
Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты.
В Риме строится форум Августа. В отличие от предыдущих форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер.
Продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной (высота ее 36 м. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика — почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины 1 в. н. э. В постройке его принимали участие греческие мастера.
Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме
Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме
Поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма— коринфский. В отличие от рассматривавшегося выше храма Фортуны Вирилис целла храма в Ниме более вытянута и по пропорциям близка к золотому сечению. Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.
Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения — арки,
Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения — арки,
Наиболее интересна Арка Августа в Римини (27 г. до н. э.).
Это однопролетная арка строгих простых очертаний, увенчанная аттиком * с посвятительной надписью.
Она была построена в 27 году в честь Цезаря Октавиана Августа в Римини на точке пересечения via Flaminia и Via Emilia – тех самых важнейших дорог империи.
Колизей
Колизей, или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее
Колизей
Колизей, или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее
Строительство самого большого амфитеатра античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.
Пантеон
Пантеон — древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой
Пантеон
Пантеон — древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой
Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».
Базилика Константина-Максенция.
Базилика Максенция—Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском
Базилика Константина-Максенция.
Базилика Максенция—Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском
Базилика воздвигнута на месте складов для специй на северной стороне форума и располагалась параллельно «Священной дороге», Главный (короткий) фасад был обращён на восток, к Амфитеатру Флавиев (Колизею). Здание строили из кирпича с последующей облицовкой мрамором на бетонном фундаменте.
Базилика состояла из трёх больших нефов (центральный: 80 метров в длину и 25 в ширину), протянувшихся с востока на запад и перекрытых цилиндрическими кессонированными сводами (верхняя точка сводов располагалась на высоте 29 метра). Их пересекали с севера на юг три трансепта (23 метра в длину и 17 в ширину каждый). Восемь мраморных колонн высотой 14,5 м поддерживали перекрытие, которые в пересечении нефов и трансептов образовывали крестовые своды. Это была совершенно новая композиция, не встречавшаяся ранее в римской архитектуре, как в отношении размеров, так и в отношении конструкции.
Раннехристианское искусство
Раннехристианское искусство — период искусства в истории от возникновения христианства
Раннехристианское искусство
Раннехристианское искусство — период искусства в истории от возникновения христианства
Церковь начала использовать искусство намного позже официального признания христианства. Раннехристианские общины изображением своих религиозных сюжетов особенно не интересовались, поэтому использовали языческие мотивы, лишь бы была возможность наполнить их аллегорическим значением, намекнуть на тайный смысл, или же использовали символы-криптограммы.
Христианство было связано с двумя мощными доктринами — эллинистической и иудейской, которые к изображению божественного относились ровно противоположным образом. Эллинизм представляет божественное начало именно как осязаемую природную антропоморфную форму. Иудаизм осуждает это как идолопоклонство. Христианство, как учение, которое обобщает обе доктрины, должно было решить проблему изображения Бога в образах. Первоначально использовались косвенные изображения — нечто, не соответствующее первичному значению образа. Таким путём христианство ускорило процесс разложения классических форм, который уже начался ранее. Так, если Орфей изображается как символ Христа, который выводит души из преисподней, то тут Орфей — лишь условное обозначение, суть которого выходит за пределы передачи черт античного героя.
Отношение христианства к богатому набору классических сюжетов оставалось положительным. Ведь нелогично
Отношение христианства к богатому набору классических сюжетов оставалось положительным. Ведь нелогично
Иконоборчество же иудаизма в христианстве преодолевалось идеей, что хотя совершенное изображение бесконечного Божества невозможно, однако ради спасения людей Бог все-таки принял человеческую форму. Благодаря явлению в человеческом образе Христос мог быть изображен — с этим не спорили, однако ранних подобных изображений все равно не сохранилось. До нас дошли символические образы, почерпнутые из аллегорических образов классического искусства. Развитие христианского искусства шло от символического изображения к историко-назидательному. Поэтому в будущем станут популярны истории мучеников и Отцов Церкви. Получив руководящую роль по отношению к искусству, Церковь пойдет по стопам Римской империи, заменив гражданские интересы на религиозные, однако используя его силу. Церковь станет отрицать, что искусство может иметь значение само по себе (как выражение самобытной религиозности), но она будет признавать его полезность для нравственного и религиозного воспитания верующих. Церковь будет сильнее поощрять искусство, когда нравственное воспитание и наставление верующих станет основным её заданием.
Катакомбы Рима
Катакомбы Рима — сеть античных катакомб, использовавшихся как места
Катакомбы Рима
Катакомбы Рима — сеть античных катакомб, использовавшихся как места
Формирование раннехристианской базилики
Официальное признание христианства потребовало строительства зданий.
Вначале раннехристианская архитектура использует
Формирование раннехристианской базилики
Официальное признание христианства потребовало строительства зданий.
Вначале раннехристианская архитектура использует
Крупнейшие базилики эпохи Константина: Базилика Св. Петра (не сохранилась), Базилика Св. Иоанна (сильно перестраивалась), Базилика Св. Павла (сгорела и перестроена в XIX в.) и единственная сохранившая первоначальную структуру — Базилика Св. Марии. Их отличительной чертой был возврат к перспективной прямолинейности, акцент на центральную ось.
Фаюмские портреты
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в
Фаюмские портреты
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в
Собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 1870-е годы, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV века).