Искусство Древнего Рима

Содержание

Слайд 2

7. Покажите на схеме основные части греческого ордера (Стереобат, Колонны, Антаблемент,

7. Покажите на схеме основные части греческого ордера (Стереобат, Колонны, Антаблемент,

Архитавр, Фриз, Карниз, Капитель, Ствол (фуст), База, Каннелюры)
8. Назовите три греческих ордера. В чем их отличие?

9. Какие из архитектурных сооружений были построены в эпоху архаики?

Слайд 3

Назовите основные периоды развития древнегреческой культуры? Назовите характерные черты искусства периода

Назовите основные периоды развития древнегреческой культуры?
Назовите характерные черты искусства периода архаики?
Какие

скульптурные изображения характерны для периода архаики?
Расскажите об особенностях рельефа периода архаики?
Что характерно для вазописи периода архаики?
Назовите характерные черты искусства периода классики?
Какие скульптурные изображения характерны для периода классики?
Расскажите об особенностях рельефа периода классики?
Что характерно для вазописи периода эллинизма?
Назовите характерные черты искусства периода эллинизма?
Какие скульптурные изображения характерны для периода эллинизма?
Расскажите об особенностях рельефа периода эллинизма?
Слайд 4

Искусство Древнего Рима 8 век до н. э. – 5 век н. э.

Искусство Древнего Рима
8 век до н. э. – 5 век н.

э.
Слайд 5

Периоды культуры Древнего Рима Блистательной эпохе Древнего Рима предшествовала самобытная культура

Периоды культуры Древнего Рима

Блистательной эпохе Древнего Рима предшествовала самобытная культура Этрусков

7– 4 век до н. э.
Римская республика 6 – 1 века до н. э.
Римская империя 1век до н. э. – 4 век.

Нумитор, царь древнего города Альба Лонга (основанный родственником троянского царя Приама), был свергнут с престола братом Амулием, а его дочь Рею он заставил уйти в весталки (жрицы), в храм богини Весты. Но вскоре Рея родила двух близнецов и от бога войны Марса. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но близнецов подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем. Когда же братья стали взрослыми, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город Рим.

Капитолийская волчица 5 век до н. э.

Слайд 6

Религия Заимствован греческий пантеон Богов (Зевс – Юпитер, Гера – Юнона,

Религия
Заимствован греческий пантеон Богов (Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Гермес

– Меркурий и т.д.)
Предзнаменования, гадания
Обожествление человеческих чувств (бог первого крика ребенка, бог членораздельной речи)

Характер искусства
Основа – греческая культура
Утилитарный (практический)
Светский
Простота, дисциплина, доблесть
Индивидуальность
Общественность

Слайд 7

Римская империя 2 век н. э.

Римская империя 2 век н. э.

Слайд 8

Архитектура Древнего Рима В архитектуре Древнего Рима гражданские постройки преобладали над

Архитектура Древнего Рима

В архитектуре Древнего Рима гражданские постройки преобладали над культовыми

и были призваны подчеркивать идею могущества Римской Империи.
Главными строительными материалами были камень и кирпич, а так же римляне первыми создали новый материал – бетон.
Основными конструктивными элементами римлян были: арка, свод и купол.

На основе греческих образцов этрусками был разработан тип храма, стоящий на подиуме с глубоким передним портиком, колоннами, примыкающими к наосу.

Там появился тосканский и композитный ордер.

Слайд 9

Архитектура периода Римской республики В эпоху Римской республики сложились основные типы

Архитектура периода Римской республики

В эпоху Римской республики сложились основные типы

архитектурных сооружений: общественные здания, форумы, базилики, храмы, колонны, триумфальные арки, термы, дороги, виадуки и акведуки. Городам была свойственна регулярная планировка.
Форум – главная городская площадь с общественными зданиями.

Римский форум 2 век до н. э.

Слайд 10

План императорских форумов. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый

План императорских форумов.
В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый

новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную планировку.
Слайд 11

Дороги «Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В

Дороги
«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В

нем заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи.
Знаменитая Аппиева дорога 312 г. до н. э., вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека.
Слайд 12

Акведуки и виадуки Акведуки - сооружения в виде каменного или бетонного

Акведуки и виадуки
Акведуки - сооружения в виде каменного или

бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб. через глубокие овраги, ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники. Вместе с тем акведуки и виадуки - мосты составляли единое целое с окружающим пейзажем.

Пон-дю-Гар Римский виадук с акведуком в верхнем ярусе.
1 век до н. э. – 1 век н. э.

Слайд 13

Главным сооружением форума был храм, который походил на греческий, но имел

Главным сооружением форума был храм, который походил на греческий, но имел

высокое основание храма с о ступеньками на торцевой стороне – «подий» и глубокий передний портик. Основными типами были периптер и простиль, но встречался и круглый периптер – «толос».

Храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке
(конец 2 - начало 1 в. до н. э.)

Храм Весты на Бычьем рынке (1 в. до н. э.)

Храмы

Слайд 14

В Риме появляется новый тип сооружения. Базилика – прямоугольное здание, разделенное

В Риме появляется новый тип сооружения. Базилика – прямоугольное здание, разделенное

колоннами на три и более проходов (нефов), центральный неф заканчивается полукруглой нишей (апсидой). Использовалась как общественное здание.

Римская базилика

Базилика Максенция – Константина на Римском форуме 3 век.

Архитектура периода Римской империи

Слайд 15

Зрелищные постройки Среди архитектурных сооружений Римской империи особый интерес представляют зрелищные

Зрелищные постройки
Среди архитектурных сооружений Римской империи особый интерес представляют зрелищные постройки.

Самая крупная из них — Колизей, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов, укрощение диких зверей.
Колизей (лат. «колло-сеус» — колоссальный) 1 век н. э.
Слайд 16

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных

бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

Термы Каракаллы в Риме 3 век.

Термы

Слайд 17

К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую

К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую

поддерживают монолитные колонны коринфского ордера.

Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон в Риме — «храм всех богов» 125 г. Главная его достопримечательность — грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м.

Храмы

Слайд 18

Колонны Позднее, в эпоху Римской империи, в начале 2 века Марком

Колонны
Позднее, в эпоху Римской империи, в начале 2 века Марком

Ульпием Траяном был сооружен самый грандиозный Форум.
Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна, воздвигнутая по приказу императора. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна.
Слайд 19

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в

честь побед римлян в военных походах. Над аркой обычно помещали колесницу, а мраморные стены украшали рельефы летящей фигуры богини победы Виктории, сцены походов и изображения взятых у врагов трофеев.

Триумфальная арка императора Тита
1 век.

Триумфальные арки

Слайд 20

Изобразительное искусство Древнего Рима Исторический рельеф Римляне стремились запечатлеть свою великую

Изобразительное искусство Древнего Рима

Исторический рельеф
Римляне стремились запечатлеть свою великую историю. Прекрасным

примером служит рельефная лента колонны Траяна. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна. Длина ленты рельефов достигает 200 м. И конечно, главное внимание уделено изображению самого императора.
Слайд 21

Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то

Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то

в эпоху Римской республики и империи повышенный интерес представляли государственные и общественные личности. Основы искусства императорского Рима были заложены в эпоху правления Октавиана Августа 1 век до н. э. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства.

Круглая скульптура

Октавиан Август из Прима Порте
1 век до н. э.

Слайд 22

В самом центре Рима, на одной из его главных площадей, и

В самом центре Рима, на одной из его главных площадей, и

сегодня возвышается величественная конная статуя императора Марка Аврелия (121 —180), провозгласившего отрешение от всех земных благ ради величия и славы Отечества. Современники не случайно называли его мыслителем и «философом на троне».
Слайд 23

В 3 в. Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных

В 3 в. Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных

войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племен. Вот почему в скульптурном портрете этого времени все чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.

Скульптурный портрет

Нейрон

Каракалла

Слайд 24

В скульптурных портретах римские мастера запечатлевали также и людей, далеких от

В скульптурных портретах римские мастера запечатлевали также и людей, далеких от

политики и власти. Выразительный реалистический портрет «Сириянка», выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно. Выражение ее лица немного грустное и задумчивое, на губах едва заметная улыбка с легким оттенком иронии.
Слайд 25

Древнеримская живопись поражает зрителя богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, освоением воздушной

Древнеримская живопись поражает зрителя богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, освоением воздушной

перспективы. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Главными особенностями живописных произведений того времени являются непосредственность восприятия окружающего мира и стремление показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

Фрески. Вилла Мистерий. Помпеи.

«Дионисийские мистерии» 1 век до н. э.

Слайд 26

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним

пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность древнеримской живописи, является фреска «Весна» из города Стабий близ Помпей 1 век н. э.
Слайд 27

Не менее знамениты и римские мозаики. Их искусство было известно еще

Не менее знамениты и римские мозаики. Их искусство было известно еще

в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, а поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из специально сваренного стекла — смальты.

Мозаика

«Маски трагедия и комедия со сдвоенной флейтой»
2 век до н. э.
Помпеи

Слайд 28

Хорошо известна мозаика «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III»

Хорошо известна мозаика «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III»

1 век до н. э. На ней запечатлен решающий момент битвы двух армий, когда царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство.

В 4 - 5 вв. произошло крушение Римской империи. Но традициям древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

Слайд 29

Назовите основные периоды развития древнеримской культуры? Какой характер носило древнеримское искусство?

Назовите основные периоды развития древнеримской культуры?
Какой характер носило древнеримское искусство?
Какие новые

типы сооружений создали древние римляне?
Какой строительный материал использовали греки? А какой римляне?
Какие римские инженерные сооружения и конструкции вы знаете?
Как называлась главная площадь римского города?
Чем отличаются римские храмы от греческих?
Какие жанры скульптуры были популярны в Древнем Риме?
В чем отличие римской скульптуры от греческой?
Какие техники живописи использовали римляне?
Дайте определение базилика, виадук, аквидук, термы, мозаика.

Домашнее задание.
Посмотреть презентацию, прочитать текст, составить конспект, ответить на вопросы.