Искусство Древнего Рима

Содержание

Слайд 2

Цивилизация древних римлян, просуществовавшая более 12 веков, охватывает не только город

Цивилизация древних римлян, просуществовавшая более 12 веков, охватывает не только

город Рим, но и все завоеванные им страны от Британских островов до Египта. По легенде, Рим был основан в 753г до н.э. братьями Ромулом и Ремом, прекратил свое существование в 476г, когда германским вождем, захватившим Западную Римскую империю, был низложен последний император Ромул Августул.
История Рима делится на два этапа:
Республика - конец 6-середина 1в до н.э.
Империя – правление Октавиана Августа (31г до н.э.-14г.н.э.)-4в н.э.
Слайд 3

Римская Республика Римская Империя

Римская Республика

Римская Империя

Слайд 4

В древности считалось, что для того, чтобы познать азы геометрии или

В древности считалось, что для того, чтобы познать азы геометрии

или философии, предпочтительно обращаться к греку. Если же необходимо построить мост, канализацию или мощное оружие, то лучше обратиться к римлянину. Непревзойденные технологические достижения выделяют эту цивилизацию среди прочих представителей своего времени. Такие технологии римлян как купол, бетон, дороги, канализация, пол с подогревом, акведук, гидроэнергия, сегментные арки, понтонный мост используются и по сей день.
Римские художники продолжали греческие традиции, усердно воспроизводили и копировали греческие образцы.
К мифологии и искусству римляне не проявляли такого большого интереса, как древние греки. Их занимала не жизнь богов, а реальные воинские подвиги и доблесть.


Слайд 5

Карта Древнего Рима

Карта Древнего Рима

Слайд 6

Архитектура В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая жизнь

Архитектура

В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая жизнь

в условиях постоянных войн повлияла на конструкции инженерных сооружений. Функцию опоры обычно выполняла стена, часто использовалась арка, опирающаяся на массивные столбы, возводились многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями – аркады. В них применялись коринфский и более суровый тосканский ордеры (отличается от дорического наличием базы и отсутствием каннелюр и триглифо-метопного фриза). В период расцвета империи шире применяется бетон, облицовка бетонных стен камнем, кирпичом, мрамором.
Новшества, привнесенные римлянами в архитектуру:

бетон, что произвело революцию в строительном деле;
купол: стоечно-балочная конструкция сменилась монолитно-оболочечной (2 стенки-оболочки заливались внутри бетоном) ;
арки и своды;
композитный ордер (сочетание ионического и коринфского ордеров).

Слайд 7

Дороги (виадуки) Аппиева дорога (4-3вв до н.э.)

Дороги (виадуки)

Аппиева дорога (4-3вв до н.э.)

Слайд 8

Акведуки и мосты Гардский мост

Акведуки и мосты

Гардский мост

Слайд 9

Форумы Форум Романум (Римский)

Форумы

Форум Романум (Римский)

Слайд 10

Мраморная колонна Траяна высотой 38м, вся покрытая рельефами, изображающими военные походы

Мраморная колонна Траяна высотой 38м, вся покрытая рельефами, изображающими военные

походы императора

Форум Траяна (конец 1-начало 2в.н.э.)

Слайд 11

Триумфальные арки Триумфальная арка Императора Тита (81г) Триумфальная арка императора Константина (315г)

Триумфальные арки

Триумфальная арка
Императора Тита (81г)

Триумфальная арка императора Константина (315г)


Слайд 12

Колизей (амфитеатр Флавиев) (от лат. colosseum – громадный) 1в н.э. 500м

Колизей (амфитеатр Флавиев)

(от лат. colosseum – громадный) 1в н.э. 500м окружность,

высота 48,5 м. Величие и масштабность достигнуты ярусным расположением арок ордерных элементов (аркада). На арене в форме эллипса проводились жуткие зрелища. Колизей имел высокую техническую оснащенность.
Слайд 13

Пантеон (храм всех богов) 2в Соперничает по грандиозности сооружения с Колизеем,

Пантеон (храм всех богов) 2в

Соперничает по грандиозности сооружения с Колизеем,

единственное сооружение античного мира, сохранившееся до наших дней в первоначальном виде. Ротонда с выступающим портиком. Совершенные пропорции (диаметр купола почти равен высоте всего храма).
Слайд 14

Внутри бетонный массивный купол храма выглядит легким благодаря рядам квадратных углублений

Внутри бетонный массивный купол храма выглядит легким благодаря рядам квадратных

углублений (кессонов). Луч света попадает внутрь через 9 метровое отверстие – «Глаз Пантеона».
Слайд 15

Термы термы императора Каракаллы (3в.н.э.)

Термы

термы императора Каракаллы (3в.н.э.)

Слайд 16

Жилая архитектура. Инсула и домус

Жилая архитектура. Инсула и домус

Слайд 17

Помпеянский дом атриум – закрытый двор комплювий - проем в крыше

Помпеянский дом

атриум – закрытый двор
комплювий - проем в

крыше для воды
имплювий - бассейн для сбора воды

В атриуме находились все священные реликвии: изображение покровителей дома – лавров и пенатов, маски умерших членов рода, сундук для хранения домашних реликвий, парадные столы. Мебель была массивная и тяжелая. Помпеянские дворики украшала скульптура на мифологические темы.

Слайд 18

Стены декорировались мозаиками или росписями.

Стены декорировались мозаиками или росписями.

Слайд 19

Скульптура Одним из достижений римского искусства был скульптурный портрет. Согласно культу

Скульптура

Одним из достижений римского искусства был скульптурный портрет. Согласно культу

предков, знатные римляне заказывали бюсты покойных и хранили их в специальных шкафах. Позднее стали снимать маску с лица, по которой делалась отливка, точно передающая черты умершего.

Все работы древнеримских ваятелей – пример глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Портреты поразительно живые. Нашли продолжение традиций в европейской скульптуре 17-18вв.

Статуя пожилого римлянина с портретами предков

Слайд 20

Скульптура в позе оратора тогатус Авл Метелл

Скульптура в позе оратора тогатус

Авл Метелл

Слайд 21

Для периода республики характерны небольшие бюсты ярких общественных деятелей, отличающиеся выразительностью. портрет Юлия Цезаря Портрет Брута

Для периода республики характерны небольшие бюсты ярких общественных деятелей, отличающиеся

выразительностью.

портрет Юлия Цезаря

Портрет Брута

Слайд 22

В период империи появляются величественные простые и строгие парадные портреты в

В период империи появляются величественные простые и строгие парадные портреты

в рост, наполненные жизненности и достоверности.

Парадная статуя Августа из Прима-Порта 1в.н.э.

Слайд 23

Конная бронзовая статуя Марка Аврелия, 2в Установлена на Капитолийском холме, выполнена

Конная бронзовая статуя Марка Аврелия, 2в

Установлена на Капитолийском холме,

выполнена в античных традициях (правая рука всадника в указующем жесте). Лицо императора самоуглубленное.
Слайд 24

Портрет императора Каракаллы (211-217) Портрет Филиппа Аравитянина

Портрет императора Каракаллы (211-217)

Портрет Филиппа Аравитянина

Слайд 25

портрет сириянки

портрет сириянки

Слайд 26

Живопись С основными чертами римской фрески можно познакомиться на примере помпейских

Живопись

С основными чертами римской фрески можно познакомиться на примере помпейских

росписей. Римляне применяли росписи для украшения фасадов и интерьеров богатых жилых домов и вилл. Росписи отличаются умением владеть законами пространственной и световой перспективы. Самые знаменитые фрески в Помпеях.
Различают следующие стили:

Инкрустационный – имитирует кладку стены из цветного мрамора;
Архитектурно-перспективный – объемно с иллюзорной точностью изображают пространство (садовые, городские пейзажи, архитектурные элементы), включают в себя многофигурные сцены мифологии или из жизни (фрески виллы Мистерий), реалистичные натюрморты;
Орнаментальный – украшал плоскость стены уравновешенными орнаментальными композициями, легкими цветочными гирляндами, включались египетские мотивы, отличались чувством меры, строгостью и изяществом. Стал подражанием для стиля ампир.
Фантазийный – сочетает архитектурный и орнаментальный стили, отличается пышностью и декоративностью в изображении мифологических сцен.

Слайд 27

Инкрустационный стиль

Инкрустационный стиль

Слайд 28

Архитектурно-перспективный стиль

Архитектурно-перспективный стиль

Слайд 29

Орнаментальный стиль

Орнаментальный стиль

Слайд 30

Фантазийный стиль

Фантазийный стиль

Слайд 31

Для оформления архитектуры (стены, полы) широко применялась мозаика из камней, а

Для оформления архитектуры (стены, полы) широко применялась мозаика из камней,

а позже из смальты (стекол). В поздний период кроме орнамента и сюжетных композиций все больше встречаются натюрморты.
Слайд 32

Слайд 33

Фаюмские портреты Названы по месту их обнаружения – некрополю оазиса Эль-Фаюм

Фаюмские портреты

Названы по месту их обнаружения – некрополю оазиса Эль-Фаюм

в восточной римской провинции Египта. Несут черты эллинистического римского и египетского искусства. Выполнены в технике энкаустики (живописи воском) на деревянных досках.
яркая жизненность образов;
объемная светотеневая моделировка форм;
точно передаются выразительные черты лица, возраст, национальность;
трехчетвертной ракурс;
материальность волос и украшений.

Поздние фаюмские портреты выполнялись темперой, формы передаются плоскостно, силуэт четкий, локальные цвета. Внимание сосредотачивается на внутренней, духовной жизни модели. Предвосхищается появление иконных ликов Византии.

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Вопросы 1. Охарактеризуйте культуру Древнего Рима в общих чертах. 2. Какие

Вопросы

1. Охарактеризуйте культуру Древнего Рима в общих чертах.
2. Какие сооружения Древнего

Рима способствовали:
- развитию империи?
- прославлению власти императора?
3. Почему живопись и скульптура Древнего Рима очень реалистична?
4. Какие виды и технологии живописи были распространены в Древнем Риме?