Искусство Древнего Рима периода республики. V – I вв. до н.э

Содержание

Слайд 2

Карта Аппенинского полуострова

Карта Аппенинского полуострова

Слайд 3

Капитолийская волчица вскармливает своим молоком братьев Ромула и Рема. Скульптура, ставшая

Капитолийская волчица вскармливает своим молоком братьев Ромула и Рема. Скульптура, ставшая

символом Рима. Бронза

История Рима делится на два этапа.
Первый — эпоха республики — наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и продолжался до середины I в. до н. э.

Слайд 4

Архитектура Древнего Рима республиканского периода Преобладает гражданская архитектура: Форум Базилика Акведук,

Архитектура Древнего Рима республиканского периода

Преобладает гражданская архитектура:
Форум
Базилика
Акведук, виадук, клоака
Жилые дома: домус,

инсула, вилла
Термы
Амфитеатр
Слайд 5

Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для

Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные

для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью — то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.
Слайд 6

Римский форум (Forum Romanum): современное состояние 21 апреля 753 г. до н.э. – дата основания Рима

Римский форум (Forum Romanum): современное состояние 21 апреля 753 г. до н.э. –

дата основания Рима
Слайд 7

Римский форум. Реконструкция

Римский форум. Реконструкция

Слайд 8

Форум – городская площадь в Древнем Риме. Базилика – здание вытянутой

Форум – городская площадь в Древнем Риме.
Базилика – здание вытянутой прямоугольной

формы, состоит из нечетного числа нефов.
Неф – продольная часть базилики, нефы отделены друг от друга рядами колонн
Слайд 9

Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями, большая часть которых датируется II—I

Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями, большая часть которых датируется II—I

вв. до н. э. Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи — более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян.
Слайд 10

Храм Фортуны Вирилис. Колонны ионического ордера использованы как декоративный элемент

Храм Фортуны Вирилис. Колонны ионического ордера использованы как декоративный элемент

Слайд 11

Храм Весты на Бычьем рынке

Храм Весты на Бычьем рынке

Слайд 12

Римляне впервые в истории стали строить типовые города, прообразом которых явились

Римляне впервые в истории стали строить типовые города, прообразом которых

явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на пересечении которых обустраивался центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Слайд 13

Жилая архитектура Древнего Рима. Инсула и домус

Жилая архитектура Древнего Рима. Инсула и домус

Слайд 14

Домус (лат. domus) — дом-особняк одного рода/семьи, как правило – одноэтажный,

Домус (лат. domus) — дом-особняк одного рода/семьи, как правило – одноэтажный,

включавший в себя жилую и деловую части. Все помещения домуса группировались вокруг двух открытых дворов – атрия и перистильного двора.
Инсула — многоэтажный, многоквартирный городской жилой дом.
Слайд 15

Архитектура жилых домов эпохи республики лучше всего может быть прослежена в

Архитектура жилых домов эпохи республики лучше всего может быть прослежена в

Помпеях, так как в Риме большинство домов этого времени было разрушено и на их месте выросли дома последующих эпох.
Местный италийский тип дома с атриумом обогащается перистилем (внутренним двориком, окруженным колоннадой), обычно украшенным фонтаном, статуями, цветниками. Перистильный дом - отличительная особенность восточно-эллинской архитектуры - был не просто заимствован, но переработан по-своему. Свободное расположение помещений вокруг перистиля, характерное для Делоса (Греция), сменяется у римлян расположением помещений по единой центральной оси, что было характерно уже для этрусских жилищ. Из помпейских жилых домов эпохи республики лучше всего сохранились «Дом Пансы», «Дом Фавна» и «Дом серебряной свадьбы».
Слайд 16

Атриум одного из помпейских домов

Атриум одного из помпейских домов

Слайд 17

Примеры перистильных дворов

Примеры перистильных дворов

Слайд 18

Лоуренс Альма-Тадема. «Интерьер дома Гая Марция»

Лоуренс Альма-Тадема. «Интерьер дома Гая Марция»

Слайд 19

Римская вилла (итал. Villa romana) — загородный дом в Италии, начиная

Римская вилла (итал. Villa romana) — загородный дом в Италии, начиная

с позднего республиканского периода.
Согласно древнеримскому писателю Плинию Старшему, существовали два типа вилл: городская вилла — загородная резиденция, в которую можно легко добраться из Рима (или из другого города) на отдых на ночь или две, а также деревенская вилла — резиденция с фермерскими функциями и работниками — слугами или рабами.
Слайд 20

Строительная техника поднимается на большую высоту, развивается инженерное искусство, использующее достижения

Строительная техника поднимается на большую высоту, развивается инженерное искусство, использующее достижения

эллинистической науки. Создаются грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров, дороги (Виа Аппиа, 312 г. до н.э.), мосты, сточные каналы (Клоака Максима в Риме).
Слайд 21

Аппиева дорога

Аппиева дорога

Слайд 22

Мост Фабриция в Риме. I в. до н. э. Великолепны римские

Мост Фабриция в Риме. I в. до н. э.

Великолепны римские

мосты II—I вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность.
Слайд 23

Гарский мост. Римский акведук в Ниме

Гарский мост. Римский акведук в Ниме

Слайд 24

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к

промышленным центрам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй.
Слайд 25

Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней

Пон-дю-Гар, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней

Слайд 26

Акведук в Сеговии. 1 – 2 вв.

Акведук в Сеговии. 1 – 2 вв.

Слайд 27

Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) —

Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) —

водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги.
Слайд 28

Доминирующее положение в римской скульптуре занимает портрет. Как и у этрусков,

Доминирующее положение в римской скульптуре занимает портрет. Как и у этрусков,

зарождение портрета в римском искусстве было связано с погребальным культом. Обычай снимать с покойника восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов (пенатов и ларов) послужил одним из толчков к созданию портрета и способствовал возникновению устойчивой традиции точной передачи внешнего облика покойного. На этой основе развился чрезвычайно показательный для римского портрета интерес к передаче конкретного облика модели.
Слайд 29

Портрет римлянина (так называемый первый консул Брут). Бронза. Вторая пол. 4

Портрет римлянина (так называемый первый консул Брут). Бронза.
Вторая пол. 4

в. до н. э. Рим.
Палаццо Консерватори
Слайд 30

Портрет Брута

Портрет Брута

Слайд 31

Портрет Авла Метеллы в тоге в позе оратора

Портрет Авла Метеллы в тоге в позе оратора

Слайд 32

Гай Юлий Цезарь. 1 век до н.э. Капитолийские музеи. Рим

Гай Юлий Цезарь. 1 век до н.э. Капитолийские музеи. Рим