Искусство Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Искусство России Древнерусское искусство X-XVII Искусство Нового времени XVIII-XX

Искусство России

Древнерусское искусство
X-XVII

Искусство Нового времени
XVIII-XX

Слайд 3

Знать: Церковь, Собор, Храм; Архитектурные элементы храма: Конха, апсида, барабан, столп,

Знать:

Церковь, Собор, Храм;
Архитектурные элементы храма:
Конха, апсида, барабан, столп, глава, купол (какие

бывают), прясло, лопатка, закомара, кокошник, портал, трапезная, гульбище, притвор, алтарь, иконостас, плинфа, голосники, поребрик, бегунец, аркатурно -колончатый пояс
Типы храмов - Композиция храма «кораблем», ярусные церкви, четверик, восьмерик, шатровые церкви, кубоватая церковь, огненные храмы, храмы клетского типа.
Слайд 4

Архитектурные школы Древней Руси После Киева святой верой были просвещены вначале

Архитектурные школы Древней Руси

После Киева святой верой были просвещены вначале земли

Новгородская (989), Ростовская и Суздальская (991). В конце Х века были учреждены епископские кафедры в Новгороде, Владимире–Волынском, Ростове Великом, Белгороде, Чернигове, Переславле.
Слайд 5

Периодизация: Киевская Русь (X-XII вв.) Период раздробленности (XII-XIII вв.) Более 50

Периодизация:

Киевская Русь (X-XII вв.)
Период раздробленности (XII-XIII вв.) Более 50 самостоятельных княжеств,

в которых развиваются местные стили архитектуры
Московская Русь (XIV-XVI вв.) Единый центр
Новая династия Романовых (XVII в.)
Слайд 6

Киевская архитектура - Золотые ворота - Собор в честь Успения Божией

Киевская архитектура

- Золотые ворота
- Собор в честь Успения Божией Матери
(Десятинная

церковь – 996)
- 13-купольный Софийский собор в Киеве (около 1037).
Слайд 7

Киев XI столетия был достойным соперником Константинополя, или, как его тогда

Киев XI столетия был достойным соперником Константинополя, или, как его тогда

называли на Руси, Царьграда.
Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества. В целом в киевскую пору было заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.
Слайд 8

Новгородская школа архитектуры Новгородский Софийский собор Церковь Спаса на Нередице Георгиевский собор Юрьева монастыря

Новгородская школа архитектуры

Новгородский Софийский собор
Церковь Спаса на Нередице
Георгиевский собор Юрьева

монастыря
Слайд 9

Особенности: Одна алтарная апсида. Очень развитые (большие) притворы. Все новгородские храмы

Особенности:

Одна алтарная апсида.
Очень развитые (большие) притворы.
Все новгородские храмы строятся

под обмазку. Белятся. Основной строительный материал - булыга (местный камень), с обязательным применением кирпича в венчающих частях.
В XVI веке многим храмам надстроены восьмискатные крыши (с которых легче сходит снег).
Ясность пропорций
Лаконичность и простота, строгость
Слайд 10

Владимиро-Суздальская школа архитектуры Золотые ворота Дми́триевский собо́р Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Владимиро-Суздальская школа архитектуры

Золотые ворота
Дми́триевский собо́р
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Успе́нский собо́р во Владимире
Церковь

Покрова́ на Не́рли (Покров на Нерли) 
Слайд 11

Изящество, стройность и утонченность форм Аркатурно-колончатый пояс Перспективный портал Декоративное богатство

Изящество, стройность и утонченность форм
Аркатурно-колончатый пояс
Перспективный портал
Декоративное богатство белокаменной резьбы, нарядность

Обилие скульптурного декора на фасаде
Белый камень

Особенности

Слайд 12

Псковская школа архитектуры Покрова Богородицы и Рождества Богородицы церкви на Проломе

Псковская школа архитектуры

Покрова Богородицы и Рождества Богородицы церкви на Проломе (в

Углу) в Пскове. XVI в
Собор Иоанно-Предтечи Ивановского монастыря. XII век
Мирожский монастырь. Собор Преображения (1137-1142)
Слайд 13

Особенности: Многообъемные сложные композиции Смещение звонницы и ворот относительно оси храма.

Особенности:

Многообъемные сложные композиции
Смещение звонницы и ворот относительно оси храма. Редкая деталь храма

(т.к. обычно не сохраняется до нашего времени) - часовня у апсиды под углом 45 градусов к фасаду, соединенная с храмом, но не имеющая выхода в него.
Псковские храмы менее богато декорированы, чем новгородские
Более массивные
Звоннница – стена с отверстиями для колоколов