Искусство единого Российского государства

Содержание

Слайд 2

Искусство единого Российского государства Глава 18

Искусство единого
Российского государства

Глава 18

Слайд 3

В конце XV века на Руси завершается процесс объединение земель вокруг

В конце XV века на Руси завершается
процесс объединение земель вокруг Москвы.
Художественные

процессы, сопровождавшие формирование централизованного русского государства, нередко называют «русским возрождением».

На московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих.
При участии итальянских мастеров был создан
Московский Кремль.

1. Искусство периода образования государства.

Слайд 4

В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная

В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.

Здесь

представлены важнейшие типы русского храмового зодчества: пятиглавые и одноглавые храмы, гражданские палаты, столпные колокольни.
Слайд 5

Успенский собор Архангельский собор Колокольня Ивана Великого Благовещенский собор Церковь Иоанна

Успенский собор

Архангельский собор

Колокольня Ивана Великого

Благовещенский собор

Церковь Иоанна Лествичника

Церковь Ризоположения

Грановитая

палата

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Слайд 6

Первая каменная постройка в Кремле Успенский собор. Итальянскому зодчему Аристотелю Фиорованти

Первая каменная постройка в Кремле Успенский собор.
Итальянскому зодчему Аристотелю Фиорованти было

предписано создать его по образцу владимирского Успенского собора.
Но он не копировал, а вносил новые черты.

Успенский собор
в Московском Кремле

Успе́нский собо́р
во Влади́мире

Пятиглавый собор, выстроен из особо прочного кирпича и облицованный белым камнем. Два ряда узких щелевидных окон подчёркивали его высоту.

Под его непосредственным влиянием был выработан особый тип городского собора, возводившийся в других городах.

Слайд 7

Успенский собор в Московском Кремле Успенский собор – главный храм государства,

Успенский собор в Московском Кремле
Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись

указы (1475-79).

Он служил усыпальницей
для митрополитов
и патриархов
русской земли.

Слайд 8

Архангельский собор в Кремле

Архангельский собор в Кремле

Слайд 9

Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения. Архангельский собор Архангел

Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения.

Архангельский собор

Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался

на Руси как покровитель князей, поэтому в княжеских городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя его. Не была исключением и Москва. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Калитой в 1333 году в память избавления от «морового поветрия» (чумы). В этом же храме, в 1340 году, Иван Калита впоследствии и был погребен. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских великих князей и царей.
Слайд 10

Отличительные черты Архангельский собор Успенский собор

Отличительные черты

Архангельский собор

Успенский собор

Слайд 11

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов).

Такие многоглавые храмы будут и в дальнейшем

выражать торжество и ликование.

Благовещенский собор

Слайд 12

Церковь Иоанна Лествичника и колокольня Ивана Великого 1505-1508гг.

Церковь Иоанна Лествичника и
колокольня
Ивана
Великого
1505-1508гг.

Слайд 13

Грановитая палата 1487-1491гг.

Грановитая палата 1487-1491гг.

Слайд 14

Церковь Ризоположения 1485г.

Церковь Ризоположения 1485г.

Слайд 15

Повторение по гл17: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Повторение по гл17:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Слайд 16

Творчество Дионисия Изобразительное искусство общерусского стиля (ок. 1440 (ок. 1440—1502 (ок.

Творчество Дионисия

Изобразительное искусство общерусского стиля

 (ок. 1440 (ок. 1440—1502 (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф)

конца XV (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Фрески Ферапонтова монастыря.

Слайд 17

Слайд 18

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных храмов. Самой яркой постройкой такого

типа стал
Покровский собор в Москве (1552-54).

2. Искусство периода утверждения государственности

В структуре Покровского собора (собора Василия Блаженного) отразилась центральная государственная идея того
времени –утверждение
Москвы как третьего Рима.

Слайд 19

Главный фасад собора с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.

Главный фасад собора
с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.

В самой постройке

видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного града Китежа.
Слайд 20

Построен в честь военной победы русского войска над Казанским ханством. Архитекторы:

Построен в честь военной победы русского войска над Казанским ханством.
Архитекторы: Барма

и Постник

Покровский собор. 16 век. Посвящён Богородице. Храм Покрова Богородице на рву.(Собор Василия Блаженного)

Дмитрий Кедрин «Зодчие»
Как побил государь
Золотую орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроит каменный храм

И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.

Слайд 21

Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских

Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?
И тряхнув

волосами,
Ответили зодчие?
– Можем!
Прикажи, государь! –
И ударились в ноги царю.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды, -
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
Слайд 22

И тогда государь повелел Ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его

И тогда государь повелел
Ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь стояла одна

такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских и прочих
Не поставили лучшего храма
Чем храм Покрова.
И стояла их церковь такая,
Что словно приснилась
И звонила она будто их отпевала навзрыд.
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси гусляра.
Слайд 23

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы
(Храм Василия Блаженного)

Слайд 24

В 16 веке в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип

В 16 веке в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип

шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением, восходящий к традициям народного деревянного зодчества.

Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском.
Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки.

Слайд 25

К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и

К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в соответствии

с новыми вкусами над его башнями были возведены многоярусные шатры.
Слайд 26

Запрет на строительство В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было

Запрет на строительство

В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено

указами патриарха Никона.
Так в одной из храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: " По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… ".

3. Искусство России на пороге Нового времени

патриарх Никон

Слайд 27

Черты деревянного строительства, с его обильными украшениями резьбой, были перенесены русскими

Черты деревянного строительства, с его обильными
украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами в

монастырское и гражданское зодчество.

Крутицкое подворье в Москве, окна трапезной, 1682

Слайд 28

Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля. 1635-36

Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля.

1635-36

Слайд 29

Его почти венецианская внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.

Его почти венецианская
внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.

Слайд 30

В XVII веке обилие каменных узоров пришло и в храмовое зодчество,

В XVII веке обилие
каменных
узоров пришло и в храмовое
зодчество, породив особый стиль – «русское узорочье».

Церковь Рождества Богородицы, в Путинках, 1646-52

Слайд 31

Церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628-51

Церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628-51

Слайд 32

Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными

Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными керамическими плитками закрывают наружные стены здания, выводя прихотливые фризы и

узоры.

Крутицкое подворье в Москве, изразцы Надвратного терема, 1693-94

Слайд 33

В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда


В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда в Западной Европе барокко

-появился новый
архитектурный стиль
- нарышкинское
(московское) барокко.
Появляется множество подражаний, которые однако еще продолжают
линию «русского узорочья».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693

Слайд 34

Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки

Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки такого

стиля «голицынским барокко» или «нарышкинским барокко».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693

Слайд 35

Несмотря на обилие скульптуры и употребление некоторых барочных форм, эти постройки

Несмотря на обилие скульптуры и употребление некоторых барочных форм, эти постройки завершают развитие

«русского узорочья». Настоящее русское барокко развивается по иному пути уже в XVIII веке.

Церковь Знамения в селе Дубровицы под Москвой, 1690-1704

Слайд 36

Деревянное зодчество Кровля - доски Купол – дранка или лемех

Деревянное зодчество

Кровля
- доски

Купол –
дранка
или
лемех

Слайд 37

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во второй половине 17 века,

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Во второй половине 17 века, при царе Алексее Михайловиче,

русскими и белорусскими мастерами под руководством Семёна Петрова и Ивана Михайлова был построен дворец.   Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, царевича, царицы и четырёх царевен. Разной высоты срубы венчались затейливыми кровлями и соединялись крытыми переходами между собой, а также с дворцовой церковью и с подсобными помещениями. Крыльца, галереи, были богато украшены резьбой, позолотой и разноцветными красками; стены и потолки покрыты орнаментальной росписью по золотому фону, выполненной иконописцами Оружейной палаты. При Петре Первом Коломенское оставалось царской резиденцией.
Слайд 38

Георгиевская церковь из села Вершина. Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" в

Георгиевская церковь из села Вершина. Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" в

Приморском районе Архангельской области.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки. Музей деревянного зодчества Витославлицы в Новгороде.

Слайд 39

Кижи — узкая полоска суши, остров на Онежском озере в Карелии.

Кижи — узкая полоска суши, остров на Онежском озере в Карелии.

Этот остров знаменит благодаря десяткам старинных деревянных сооружений, которые были перемещены сюда из различных уголков Карелии с целью сохранения исторического достояния в 1950 году.
Сегодня весь остров и прилегающие соседние территории являются частью музея-заповедника Кижи.
Наиболее знаменит Кижский погост. Он состоит из двух деревянных церквей и восьмиугольной колокольни 18-го столетия. Настоящим драгоценным камнем комплекса является 22-купольная церковь Преображения господня с впечатляющим иконостасом из 102 икон 17-18 веков. Церковь построена без фундамента и прочно держится на протяжение столетий, при том, что построена без единого гвоздя
Слайд 40

Изобразительное искусство 1. При Оружейной палате была создана школа для обучения

Изобразительное искусство

1. При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи,

живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
2. Симон Ушаков - крупнейший художник XVII века: "Спас Нерукотворный", "Троица".
Слайд 41

Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686) Царский изограф, живописец и график. За труды,

Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686)
Царский изограф, живописец и график. За труды, создание

живописной школы был удостоен дворянского звания. Создал новый стиль в живописи «на фряжский манер», то есть:
Трёхмерное, объёмное изображение, реализм, создал жанр политической иконы «насаждение древа Государства Российского», где Кремль – символ райского сада

С. Ушаков – основатель русского портрета – «парсуны».

Слайд 42

Парсуны

Парсуны

Слайд 43

В 17 веке художники стали проявлять интерес к реальному миру. В

В 17 веке художники стали проявлять интерес к реальному миру.
В

живописи всё чаще стали появляться бытовые сюжеты, реальные персонажи.
В фресковых росписях церквей преобладает ковровый стиль – росписи покрывают все стены и содержат много бытоописательных сюжетов, они ярки и красочны.
В отличие от древних икон в иконах 17 века уже нет глубоких раздумий о бытие, но чаще встречаются портретные черты.

Церковь Троицы в Никитниках.(1634)
В этой церкви над росписями работала артель художника Симона Ушакова