Искусство Киевской Руси

Содержание

Слайд 2

Искусство Киевской Руси Ки́евская Русь - государство в Восточной Европе, образовавшееся

Искусство Киевской Руси

Ки́евская Русь - государство в Восточной Европе, образовавшееся в IX веке в

результате объединения нескольких  восточнославян-ских и финноугорских народностей под властью князей династии
 Рюриковичей.
Слайд 3

Искусство Киевской Руси В 10-11 вв. Киевское государство, став одним из

Искусство Киевской Руси

В 10-11 вв. Киевское государство, став одним из самых

значительных, имело торговые и культурные отношения с Англией, Францией и другими государствами Европы и Востока.
Очень быстро культура Киевской Руси достигла высокого уровня. Блестящий расцвет переживал Киев - один из самых больших и богатых городов Европы того времени. По словам немецкого писателя 11 в. Титмара, в Киеве было несколько сот церквей и много рынков, что говорит об оживленной торговле и бурной строительной деятельности.
Слайд 4

Слайд 5

Киев. Софийский собор.

Киев. Софийский собор.

Слайд 6

Киев. Софийский собор. «Дивна церковь Святой Софии и при ней две

Киев. Софийский собор.

«Дивна церковь Святой Софии и при ней две вежи

позлащенныя; и украсию всякою красотою, златом и камением многоцветным, иконами и кресты, и сосудами многоцветными, и паволоками».
«Повесть временных лет» , летописный памятник Киевской Руси, датирует время постройки Софийского собора 1037 годом, во времена княжения Ярослава Мудрого.
Слайд 7

Киев. Софийский собор. Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился

Киев. Софийский собор.

Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в

Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву. Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины. Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов и обратил их в бегство. Во славу своей победы на том месте, где были повержены полчища врагов, и повелел заложить храм.
Слайд 8

София Русское православие, как известно, пришло из Византии поэтому новая церковь

София

Русское православие, как известно, пришло из Византии поэтому новая церковь

была названа в честь святой Софии, как и главный православный храм Константинополя. В переводе с греческого имя София означает «мудрая» , отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством.
Слайд 9

Киев. Софийский собор. За девять с лишним столетий своего существования Софийский

Киев. Софийский собор.

За девять с лишним столетий своего существования Софийский собор

много разрушался, затем восстанавливался и реставрировался.
Однако под этими многочисленными  наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы.
  Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово - купольный храм, увенчанный 13 главами. Количество глав собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.
Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века.
Слайд 10

Киев. Софийский собор. Общая композиция собора имела облик пирамиды. Самый большой

Киев. Софийский собор.

Общая композиция собора имела облик пирамиды.
Самый большой центральный купол окружен

четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола имеют окна и покрыты окрашенными свинцовыми листами.
Слайд 11

Слайд 12

Киев. Софийский собор. В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея

Киев. Софийский собор.

 В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея

объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также идея торжества новой христианской религии.
Слайд 13

Киев. Софийский собор. В плане собор имеет пять продольных нефов, которые

Киев. Софийский собор.

В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в

восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.
Длина и ширина самого  собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров.
Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Киев. Софийский собор. Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет

Киев. Софийский собор.

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет

собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково- цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.
Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма  специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.
Слайд 17

Киев. Софийский собор Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. В

Киев. Софийский собор

Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. В нем гармонично сочетаются

два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и алтарь. Все остальное пространство украшено фресками.
До наших дней сохранилось свыше трех тысяч квадратных метров фресок и подлинные мозаики, созданием которых занимались византийские мастера в XI веке.
Слайд 18

Киев. Софийский собор Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий

Киев. Софийский собор

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет

имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.
Слайд 19

Слайд 20

Киев. Софийский собор Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и

Киев. Софийский собор

 
Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и алтарь,

где проходили богослужения. Вся остальная поверхность стен была покрыта фресками.
В центральной части главного купола находится великолепная мозаика, изображающая Христа Вседержителя в окружении четырех архангелов.
Слайд 21

Слайд 22

Киев. Софийский собор. На барабане купола, где в простенках двенадцати окон

Киев. Софийский собор.

На барабане купола, где в простенках двенадцати окон были расположены

образы двенадцати апостолов.  Но сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.
Слайд 23

Киев. Софийский собор. Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов.

Киев. Софийский собор.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно,

но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. 
Слайд 24

Киев. Софийский собор. Когда мы входим в Софийский собор, первое, что

Киев. Софийский собор.

 Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается

нашим глазам, – величественный образ Богоматери высотой 5,45 метра в алтарной апсиде.
Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери, мерцания нимба вокруг ее головы. Этот эффект создается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.
Слайд 25

Слайд 26

Киев. Софийский собор Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот

Киев. Софийский собор

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший

жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной».
Слайд 27

Киев. Софийский собор Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста

Киев. Софийский собор

Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой

Богородице: «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…
Слайд 28

Киев. Софийский собор Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд,

Киев. Софийский собор

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные

черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.
Слайд 29

Слайд 30

Киев. Софийский собор На столбах арки, обрамляющей алтарь, сохранились также мозаичные

Киев. Софийский собор

На столбах арки, обрамляющей алтарь, сохранились также мозаичные изображения

Благовещения — архангела Гавриила и Богоматери. Эта мозаика является образцом старейшего в русском искусстве отображения этой Евангельской сцены.
Слайд 31

Киев. Софийский собор. В соборе сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Киев. Софийский собор.

В соборе сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют

или подчеркивают основные изображения.
Слайд 32

Киев. Софийский собор Поистине уникальной деталью в оформлении интерьера Софийского собора

Киев. Софийский собор

Поистине уникальной деталью в оформлении интерьера Софийского собора является

то. что на стенах нанесено огромное количество граффити, большинство из которых были созданы на рубеже XI -XII веков.
Эти графические элементы представляют собой огромный исторический интерес, потому что являются ценнейший памятником письменности. Во внутреннем оформлении храма было найдено около 7 тысяч графических изображений различных дат и надписей.
Слайд 33

Киев. Софийский собор Стены Киевской Софии хранят теплоту веков, заставляют человека

Киев. Софийский собор

Стены Киевской Софии хранят теплоту веков, заставляют человека задуматься

о времени и поверить в то, что все, о чем читал в учебниках истории, было на самом деле. И кажется, что вот-вот подъедет к храму на горячем скакуне великий киевский князь, а с ним дружина его, закаленные в боях воины. Сойдет князь с коня, посмотрит на храм и скажет: «Дивна ты церковь Святой Софии!»
Слайд 34

Из истории Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на

Из истории

Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные

княжества. Хронологическим началом раздробленности считается 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136).