Искусство Нового царства и Позднего периода

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Эпоха Нового царства Грандиозное храмовое строительство Большая подвижность фигур; лирические мотивы

Эпоха Нового царства

Грандиозное храмовое
строительство
Большая подвижность фигур;
лирические мотивы
в росписях

и рельефах
Роскошь в сочетании
с изысканной утонченностью,
стремление к изяществу

Особенности:

Слайд 4

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы – «дома» богов.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы – «дома» богов.

Слайд 5

Храм Рамсеса II в Фивах

Храм Рамсеса II в Фивах

Слайд 6

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

Слайд 7

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

Слайд 8

Храмы Луксора и Карнака – величайшие достижения египетского зодчества.

Храмы Луксора и Карнака – величайшие достижения египетского зодчества.

Слайд 9

Храм в Луксоре Грандиозное строительство фараонов имеет по – прежнему целью

Храм в Луксоре
Грандиозное строительство фараонов имеет по – прежнему целью утверждение

божественного характера царской власти. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства является храм.
Слайд 10

Храм Луксора украшен золотистыми колоннами в виде папируса

Храм Луксора украшен золотистыми колоннами в виде папируса

Слайд 11

Колонны храма в Луксоре В Луксорском храме тоже огромном, хоть и

Колонны храма в Луксоре

В Луксорском храме тоже огромном, хоть и несколько

меньшем, чем Карнакский, гармоничная ясность замысла скрашивает все «чрезмерности», а мощь и стройность колонн с капителями в виде раскрытых метелок папируса производит неизгладимое впечатление.
Слайд 12

Слайд 13

Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40 сфинксов с телом льва и головой барана

Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40 сфинксов с

телом льва и головой барана
Слайд 14

Слайд 15

Один из входов выходит в гипостильный зал (от греч. хипостилос –

Один из входов выходит в гипостильный зал (от греч. хипостилос

– поддерживаемый колоннами). В нем более 130 колонн образуют 16 рядов.
Слайд 16

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV

выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где теперь находится селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя — Эхнатон — «Дух Атона».
Слайд 17

Амарнский период Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются

Амарнский период

Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются портретные

головы Эхнатона и его жены Нефертити
Слайд 18

Фараон Эхнатон

Фараон Эхнатон

Слайд 19

Эхнатон всемерно стремился подчеркнуть свой разрыв с традициями прошлого, строгое соблюдение

Эхнатон всемерно стремился подчеркнуть свой разрыв с традициями прошлого, строгое соблюдение

которых всегда являлось в руках господствующей верхушки мощным средством воздействия на народные массы. Так, он приказал и официальные надписи, и художественную литературу, и даже гимны новому богу писать современным разговорным языком, на котором говорил народ, а не устарелым книжным, на котором писали до него.

Колосс Аменхотепа IV (Эхнатона)
из Карнака

Слайд 20

Слайд 21

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в

искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией.
Памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются отказом от канонических форм. Таковы рельефы и скульптуры фиванского храма Атона, построенного еще до перенесения столицы государства в Ахетатон, так же как и рельефы пограничных стен новой столицы, датированные шестым годом правления Эхнатона, и созданные одновременно с ними статуи. Во всех этих памятниках виден решительный отход от традиционного идеализированного образа царя. Эхнатон показан со всеми особенностями его неправильных черт лица и форм болезненного тела. Необычны позы фараона и его жены на этих рельефах: они изображены полностью в профиль, без обязательного по древнему канону условного разворота плеч в фас.
Слайд 22

В произведениях Амарнского периода переданы лирические настроения и естественные человеческие чувства.

В произведениях Амарнского периода переданы лирические настроения и естественные человеческие чувства.

Поклонение

богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из храма Атона в Ахетатоне (совр. Амарна). XVIII династия. Первая четверть 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
Слайд 23

Слайд 24

Колесницы. Рельеф из xpaмa Солнца в Ахетатоне

Колесницы. Рельеф из xpaмa Солнца в Ахетатоне

Слайд 25

Слайд 26

Обратите внимание на порядок расположения фигур.

Обратите внимание на порядок расположения фигур.

Слайд 27

Найденные при раскопках Ахетатона мастерские скульпторов дали очень ценный материал для

Найденные при раскопках Ахетатона мастерские скульпторов дали очень ценный материал для

выяснения методов их работы.
Незаконченные скульптуры и особенно гипсовые маски, снятые не только с умерших, но и с живых людей, показали, как упорно работали такие мастера, как знаменитый начальник скульпторов Тутмес, в мастерской которого были найдены некоторые из упомянутых выше портретов, или неизвестный гениальный скульптор, создавший чудесный портрет царицы в высокой тиаре.
Слайд 28

Гипсовая маска Эхнатона из мастерской скульптора Тутмеса Голова фараона Эхнатона. XVIII династия.

Гипсовая маска Эхнатона
из мастерской скульптора Тутмеса

Голова фараона Эхнатона.
XVIII династия.


Слайд 29

Нефертити Голова царицы Нефертити из мастерской скульптора Тутмеса

Нефертити

Голова царицы Нефертити
из мастерской скульптора Тутмеса

Слайд 30

Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити (14 в до н.э.)

Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити (14 в до н.э.)

Слайд 31

Голова старшей дочери Эхнатона Меритатон. Песчаник Берлинский музей Голова дочери Эхнатона. Известняк

Голова старшей дочери Эхнатона Меритатон. Песчаник Берлинский музей

Голова дочери Эхнатона.
Известняк

Слайд 32

Эхнатон правил около 17 лет. После его смерти был восстановлен культ

Эхнатон правил около 17 лет. После его смерти был восстановлен культ

Амона-Ра, а фараон Тутанхамон вновь перенес столицу в Фивы.

Изменилась не только форма памятников, но и их содержание.
В амарнском искусстве впервые появились изображения египетского царя в повседневной жизни.
Рельефы, высеченные на стенах амарнских гробниц придворных Эхнатона, показывают царя на улице — в носилках или на колеснице, во дворце — за обедом или в узком семейном кругу, награждающим вельмож или принимающим дань от покоренных народов. Впервые всюду вместе с фараоном изображена его семья, причем явно подчеркивается нежная любовь, связывающая членов этой семьи. Важно и стремление передать конкретную обстановку, в которой происходят все события; никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества и разнообразия изображений садов, домов, дворцов, храмов.

Слайд 33

Отмеченные на скульптурах Ахетатона последовательные изменения стиля одновременно наблюдаются и на

Отмеченные на скульптурах Ахетатона последовательные изменения стиля одновременно наблюдаются и на

рельефах более поздних амарнских гробниц.
Аналогичным образом развивалось и художественное ремесло, где с небывалым разнообразием использовались реалистически переданные растительные и животные мотивы и особенное внимание уделялось богатству расцветки изделий, в частности, предметов из фаянса и стекла.

Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны)

Слайд 34

Тутанхамон

Тутанхамон

Слайд 35

Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли

Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли

прочно закрепиться, так как рядовые свободные не получили никаких существенных преимуществ, и вскоре после смерти фараона его второй преемник и зять, совсем молодой Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, которые восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны и неудачами внешней политики, что объяснялось жрецами как результат гнева старых богов во главе с Амоном.
Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Подобно тому как разговорный язык прочно удержался и в художественной литературе и в деловых документах, так. и в изобразительном искусстве нельзя было вычеркнуть все то новое, что было осознано и разработано мастерами Ахетатона.
Слайд 36

В 1922 году В Долине Царей была найдена могила Тутанхамона. Её

В 1922 году В Долине Царей была найдена могила Тутанхамона.
Её

нашли археолог Говард Катер и лорд Корнавон.
Слайд 37

Говард Картер и лорд Корнавон. Говард Картер

Говард Картер и лорд Корнавон. Говард Картер

Слайд 38

Эта могила была разграблена не полностью, поэтому там были найдены многочисленные сокровища.

Эта могила была разграблена не полностью, поэтому там были найдены многочисленные

сокровища.
Слайд 39

Замечательные разнообразные по материалам и технике ларцы, в том числе ларец,

Замечательные разнообразные по материалам и технике ларцы, в том числе ларец,

покрытый полными бурного движения росписями, великолепные алебастровые сосуды разнообразной формы, причудливая мебель — целый мир прекрасных творений, созданных высоким мастерством и безупречным вкусом.

Расписной ларец. Тутанхамон на колеснице

Тутанхамон с женой в саду.
Рельеф на крышке ларца.

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Кровать Тутанхамона с фигурами богини Хатор

Кровать Тутанхамона
с фигурами богини Хатор

Слайд 45

Слайд 46

Замечательные образцы этого позднего амарнского искусства были найдены в 1922 г.

Замечательные образцы этого позднего амарнского искусства были найдены в 1922 г.

при раскопках гробницы фараона Тутанхамона, которая была не тронута временем и ворами и сохранила множество уникальных памятников, сделанных из ценнейших материалов. Среди них следует прежде всего выделить портретные изображения Тутанхамона, полные свободы и изящества, в особенности пластинку с ларца из слоновой кости со сценой, представляющей Тутанхамона и его молодую жену в саду среди цветов, а также рельеф на спинке деревянного, обитого золотом трона, где фигура Тутанхамона дана в непринужденно естественной позе, абсолютно чуждой каноническим правилам.
Слайд 47

Деревянная позолоченная статуэтка богини, охраняющей саркофаг Тутанхамона.

Деревянная позолоченная статуэтка богини, охраняющей саркофаг Тутанхамона.

Слайд 48

Живопись обогатилась сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Появились изображения в фас. «Музыкантки и танцовщицы»

Живопись обогатилась сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Появились изображения в фас.

«Музыкантки

и танцовщицы»
Слайд 49

Заросли с летящими утками. Фрагмент росписи из дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне).

Заросли с летящими утками. Фрагмент росписи из дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне).

XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Берлин.
Слайд 50

Остра́кон – рисунки на обломках Древние художники тренировались на них в

Остра́кон – рисунки на обломках

Древние художники тренировались на них в изображении,

они не каноничны.
Их делят на:
Рисунки-эскизы
Композиции для настенных росписей
Натурные зарисовки
Наглядные пособия
Слайд 51

Остракон приобретен Дж.Капартом в Луксоре в 1900, написан ручкой из тростника.

Остракон приобретен Дж.Капартом в Луксоре в 1900, написан ручкой из тростника.

Содержит квитанцию об уплате налога. Дата 40 г.н.э. Правление императора Августа.

Остра́кон или остра́к ( — глиняный черепок) — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца.
В Древнем Египте, ввиду своей доступности по сравнению с дорогими папирусами, глиняные черепки служили для записей, расчётов, квитанций и коротких писем. На остра́конах древние ученики выполняли школьные домашние задания.

Текст на остра́конах писали чернилами или выцарапывали. Были найдены целые архивы остра́конов .
Кроме того, Остраконы – рисунки
на обломках.
Древние художники тренировались
на них в изображении,
они не каноничны.

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Среди рисунков много комических.В них вместо людей действуют звери: лев и

Среди рисунков много комических.В них вместо людей действуют звери: лев и

газель играют в шахматы; осёл, лев, крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах и т.п.
Слайд 62

Слайд 63