Искусство первобытного человека

Содержание

Слайд 2

Периодизация первобытной эпохи Палеолит (древний каменный век) – от 2 млн

Периодизация первобытной эпохи

Палеолит (древний каменный век) – от 2 млн лет

назад до X тыс. до н.э.
Мезолит (средний каменный век) – с X тыс. до н.э. до VI тыс. до н.э.
Неолит (новый каменный век) – с VI - V тыс. до н.э. до IV – III тыс. до н.э.
Бронзовый век - с III тыс. до н.э. до I тыс. до н.э.
Железный век – с I тыс. до н.э. и настоящее время
Слайд 3

Человек эпохи первобытности

Человек эпохи первобытности

Слайд 4

Орудия труда

Орудия труда

Слайд 5

Слайд 6

Почему появились «бесполезные» изображения?

Почему появились «бесполезные» изображения?

Слайд 7

«Искусство ради искусства» - стремление к игре И. Кант Ф. Шиллер

«Искусство ради искусства» - стремление к игре

И. Кант

Ф. Шиллер

Слайд 8

«утилетарное значение» «магическая теория» «биологические инстинкты самоукрашания» «познание внишней природы» -

«утилетарное значение»
«магическая теория»
«биологические инстинкты самоукрашания»
«познание внишней природы» - взаимодействие с природой,

обобщение наблюдений, развитие мышления
Слайд 9

Пещера «Ласко» близ местечка Монтиньяк, Франция

Пещера «Ласко» близ местечка Монтиньяк, Франция

Слайд 10

Пещера «Альтамира», Испания

Пещера «Альтамира», Испания

Слайд 11

Слайд 12

Пещера «Капова», Урал, Россия

Пещера «Капова», Урал, Россия

Слайд 13

Изображения животных на обрамлении

Изображения животных на обрамлении

Слайд 14

Первоначальные формы орнамента: Геометрический орнамент - состоит в основном из множества зигзагообразных линий

Первоначальные формы орнамента:

Геометрический орнамент - состоит в основном из множества зигзагообразных

линий
Слайд 15

Гребенчатый или зубчатый орнамент

Гребенчатый или зубчатый орнамент

Слайд 16

«Палеолитические Венеры»

«Палеолитические Венеры»

Слайд 17

«Женская статуэтка из Виллендорфа», Австрия.

«Женская статуэтка из Виллендорфа», Австрия.

Слайд 18

«Рельеф Женщина с рогом бизона» Пещера Лоссель, Франция.

«Рельеф Женщина с рогом бизона» Пещера Лоссель, Франция.

Слайд 19

Слайд 20

Орнаменты Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносились на поверхность

Орнаменты

Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносились на поверхность керамической

посуды белой, черной и красными красками. Линии узора располагались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда.
Слайд 21

Смысл орнамента Волнистые узоры – течение реки; Бегущая спираль – непрерывное

Смысл орнамента

Волнистые узоры – течение реки;
Бегущая спираль – непрерывное движение солнца

и времени;
Перекрещенный круг – солнечный диск;
Одна или две параллельных линий – земля;
Лента из черных треугольников – пашня;
Слайд 22

Ромбы, разделенные на четыре части с точками в центре – знак

Ромбы, разделенные на четыре части с точками в центре – знак

засеянного поля;
Зигзагообразная линия – влага, дождь;
Ёлочки – растения.
Слайд 23

Петроглифы каменных островов на Ангаре

Петроглифы каменных островов на Ангаре

Слайд 24

Пиктография

Пиктография

Слайд 25

Слайд 26

Фигурки животных

Фигурки животных

Слайд 27

Сражающиеся лучники. Неолит. Ущелье Валлторта, Испания.

Сражающиеся лучники. Неолит. Ущелье Валлторта, Испания.

Слайд 28

Ранние формы верований Анимизм - (от лат. anima — дух, душа),

Ранние формы верований

Анимизм - (от лат. anima — дух, душа), наделении

природных явлений человеческими качествами.
Магия (от греч. megeia — волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Фетишизм (от франц. fetiche — талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Тотемизм (от сев.-индейского ототем — его род)— это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным (реже — явлениями природы).
Слайд 29

Виды архитектуры Менгиры – это вертикально поставленные, обычно необработанные камни значительной

Виды архитектуры

Менгиры – это вертикально поставленные, обычно необработанные камни значительной высоты,

Эти сооружения ставили в одиночку или группами, в некоторых случаях длинными рядами (в Бретани). Иногда их вершины завершаются изображением головы. Они порою достигали 20 м высоты и 300 т веса.
Дольмен – обычно состоит из двух или четырех больших стоящих рядом вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную грубо обработанную каменную плиту (Дания, Бретань). Первоначально эти сооружения были небольших размеров — около 2 м в длину и около 1,5 м в высоту, но в последующем им придавали большие размеры и иногда устраивали к ним подход в виде каменной галереи. Они часто расположены так, что образуют длинные, похожие на коридоры пространства.
Кромлех - самый сложный тип мегалитических сооружений, сооружали из вертикально установленных каменных столбов или плит, расположенных по кругу, их соединяли между собой положенными сверху также каменными блоками.
Слайд 30

Менгиры. Неолит. Бретань, Франция

Менгиры. Неолит. Бретань, Франция

Слайд 31

Дольмен. Неолит. Корсика, Франция

Дольмен. Неолит. Корсика, Франция

Слайд 32

Слайд 33

Кромлех Стоунхендж, Великобритания.

Кромлех Стоунхендж, Великобритания.

Слайд 34