Искусство средневекового витража

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

витраж Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) –

витраж

Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – уникальный

по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию эффектов вид художественного и декоративного творчества.
Слайд 9

1.История витража. 2.Искусство создания витража. 3.Практическое занятие: изготовление витража.

1.История витража.
2.Искусство создания витража.
3.Практическое занятие: изготовление витража.

Слайд 10

История витража Попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме.

История витража

Попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне, Египте, Греции

и Риме.
Слайд 11

На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки история возникновения витража была

На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки
история возникновения витража была обязана

техникой цветного катанного стекла наподобие миллефиоре флорентийского Возрождения.
Слайд 12

Примерно в I в. До Р.Х. в Сирии возникла стеклодувная техника,

Примерно в I в. До Р.Х. в Сирии возникла стеклодувная техника,

которая произвела переворот в стекольном производстве. Стеклодувная трубка позволила изготовить полый стеклянный шар (банку), который затем можно было проколоть и получить относительно ровную пластину. Подобной техникой изготовления листового стекла пользовалось еще искусство витража в средневековье и в эпоху Ренессанса.
Слайд 13

впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма

впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма

св. Софии Константинопольской в VI веке.
использование кусочков стекла различной формы и диаметра, вмазанных в прорези на доске, которой застраивался оконный проем.
Слайд 14

Слайд 15

В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие пластины

В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие пластины

камня – алебастра, или селенита. Однако именно в европейском храмовом зодчестве в XI веке раннее искусство витража достигло небывалых дотоле высот. Началом следующего века датируется и первый трактат по витражному искусству.
Описанная в 1100 году германским монахом Феофилом технология создания витражей до сих пор применяется в витражном искусстве как классическая. Классический витраж формировался из сотен кусочков цветного стекла, соединенных между собой н – образными свинцовыми переплетами, которые затем спаивались по стыкам. Способ получения стекла разных цветов посредством добавления в расплавленную стеклянную массу красочных пигментов пришел в Европу с Востока. Для проработки мелких деталей например, лиц при создании фигуративных композиций использовали особый глазирующий состав на основе стеклянного порошка – гризайль. Расписанная гризайлью витражная пластина подвергалась обжигу, в результате которого глазурь прочно вплавлялась в стекло.
Слайд 16

Слайд 17

Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей

Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей

концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм – это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…
Слайд 18

Одним из наиболее древних образцов витражного искусства раннего средневековья является голова

Одним из наиболее древних образцов витражного искусства раннего средневековья является голова

Христа из Эльзаса. Значительнейшими памятниками истории витражного искусства той эпохи – французские соборы в Шартре и Пуатье
Слайд 19

Слайд 20

Страсбургский собор

Страсбургский собор

Слайд 21

Шартрский собор 13 век

Шартрский собор 13 век

Слайд 22

Композиция изображений на розе напоминает канон росписи византийских и наших православных

Композиция изображений на розе напоминает канон росписи византийских и наших православных

храмов. В центре Иисус Христос, на парусах 4 евангелиста, несущих, как корабли учение в мир и архангелы. На розе евангелисты обозначены своими символами : телец, орел, ангел, лев. Синий цвет, божественный, горячий красный, зеленый, символ надежды , которую принес людям Христос.
Слайд 23

Слайд 24

Самый старый из витражей собора, как раз изображает Деву Марию с

Самый старый из витражей собора, как раз изображает Деву Марию с

младенцем Иисусом. Он был еще  в старом романском соборе и впоследствии перенесен и заново смонтирован. Голова Марии при этом немного отклонилась от классического фронтального положения. Фигура Богоматери окружена ангелами и голубями, которые символизировали святой дух.
Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Цеховые витражи

Цеховые витражи

Слайд 28

Гризайль «шартрский синий»

Гризайль «шартрский синий»

Слайд 29

лабиринт

лабиринт

Слайд 30

Резная ограда

Резная ограда

Слайд 31

Слайд 32

Шесть цветов, основных, и их оттенки: синий, желтый, красный, белый, зеленый

Шесть цветов, основных, и их оттенки: синий, желтый, красный, белый, зеленый

и пурпурный.
Самым популярным цветом, был пурпурный.
Чаще всего оттенки пурпурного использовались для передачи цвета тел на сюжетных рисунках – это пурпурный неяркий оттенок. Само стекло в его бесцветном состоянии содержало некоторый оттенок - заметный желтый оттенок, отдававший голубизной, «морской» оттенок, перламутровый и немного зеленоватый.
Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в

В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в

Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей, и пр.
Слайд 36

Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и

Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и

Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне, и пр. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу.
Слайд 37

В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла наивысшего расцвета,

В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла наивысшего расцвета,

стала Италия. История возникновения витража принципиально нового типа в Италии XIV-XV веков связана, во-первых, с новыми реалистическими приемами изобразительного искусства, основанными на применении перспективы и светотеневой моделировки, а во-вторых, с новыми техниками производства витражного стекла. Теоретически обоснованные Джотто, Ботиччелли, Микеланджело и другими художниками принципы возрожденной иллюзионистической живописи античности открыли витражному искусству новые изобразительные средства. 
Слайд 38

Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного

Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного

стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.
Слайд 39

Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника,

Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника,

позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии и пр
Слайд 40

Такие витражные мастера как голландцы Дирк и Вутер Крабеты дополнили широкую

Такие витражные мастера как голландцы Дирк и Вутер Крабеты дополнили широкую

свободную манеру южного итальянского Ренессанса северной сдержанностью и декоративностью. Замечательными памятниками витражного искусства Возрождения являются Миланский и Брюссельский соборы, собор св. Этьена в Бове, церковь св. Иоанна в Гоуда и другие.
Слайд 41

XVI-XVII века – эпоха, когда история развития витража начинает клониться к

XVI-XVII века – эпоха, когда история развития витража начинает клониться к

упадку. Техника набора из кусочков цветного стекла постепенно полностью вытесняется росписью, в том числе и непрозрачными эмалями. Утрачиваются секреты старых мастеров, приходят в запустение крупнейшие стеклодельческие центры в большинстве стран западной Европы; витражное искусство переживает полный упадок, длившийся вплоть до начала XIX века.
Слайд 42

Искусство создания витража Что необходимо мастеру для создания витража? 1.рисунок,который прорисовывали

Искусство создания витража

Что необходимо мастеру для создания витража?
1.рисунок,который прорисовывали чёрной краской

по контурам разреза;
2.маленькие кусачки, чтобы «откусывать» кусочки стекла;
3.свинцовая проволока для крепления кусочков разноцветного стекла.
Слайд 43

Искусство создания витража

Искусство создания витража

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Инструменты современного витражиста

Инструменты современного витражиста

Слайд 69

Слайд 70

Создаём витраж

Создаём витраж

Слайд 71

Создаём витраж

Создаём витраж

Слайд 72

Создаём витраж

Создаём витраж