Искусство в период Среднего царства

Содержание

Слайд 2

Задания к уроку № 5: Прочитать внимательно материал урока. Выписать все

Задания к уроку № 5:
Прочитать внимательно материал урока.
Выписать все определения и

пояснения к ним.
Из Презентации Викторина к уроку выписать все примеры, запомнить и научиться их узнавать.
Слайд 3

Эпоха Среднего царства Особенности: Возникновение художественных школ при дворах провинциальных правителей

Эпоха Среднего царства Особенности:

Возникновение художественных
школ при дворах
провинциальных правителей

Более свободная

трактовка сюжетов
и композиции
в рельефах и живописи

Усиление индивидуальных черт
в скульптурном портрете

Попытка соединить
храм с пирамидой

Слайд 4

Территория Древнего Египта в эпоху Среднего царства Среднему царству, т.е. правлению

Территория Древнего Египта в эпоху Среднего царства

Среднему царству, т.е. правлению

XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области.
Слайд 5

Первым памятником нового типа в период Среднего царства стал ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА МЕНТУХОТЕПА

Первым памятником нового типа в период Среднего царства стал ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА МЕНТУХОТЕПА

I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.).

Храм-усыпальница Ментухотепа I положил начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Реконструкция

Слайд 6

В эпоху СРЕДНЕГО ЦАРСТВА повышается внимание к индивидуальным чертам в изображении

В эпоху СРЕДНЕГО ЦАРСТВА повышается внимание к индивидуальным чертам в изображении

человека

Статуя фараона Аменемхета III Порфир
XIX в. до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. 19 в. до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк

Слайд 7

Голова фараона Сенусерта III Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского

Голова фараона Сенусерта III
Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского

лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое - то внутреннее сомнение и скрытую грусть.
Слайд 8

Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит) Этот портрет отличается индивидуальностью черт:

Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит)
Этот портрет отличается индивидуальностью черт: пристальный

взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Слайд 9

Сфинкс Сенусерта III Среднее царство XIX в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Сфинкс Сенусерта III
Среднее царство
XIX в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

СФИНКСЫ вошли в

архитектуру Египта, как опекуны и хранители священных мест. Начиная с доисторических времён львов из-за силы, свирепости и устрашающего рёва связывали с царями. Этот сфинкс имеет лицо Сенусерта III, правителя 12 династии. На нем символический, плиссированный головной платок, который отождествляет капюшон и голову кобры.
Слайд 10

Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Реконструкция. В этом сооружении была осуществлена попытка

Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Реконструкция.

В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм

с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
Слайд 11

Пилон в Эдфу. Храм бога Гора Нововведением были пилоны — две

Пилон в Эдфу. Храм бога Гора
Нововведением были пилоны — две мощные

башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.
Слайд 12

Обелиск Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые

Обелиск

Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами,

все чаще воздвигают во славу богов и царей перед храмами и дворцами.
Слайд 13

Стела вельможи Хунена. Конец III тысячелетия до н.э. Москва. ГМИИ им.

Стела вельможи Хунена. Конец III тысячелетия до н.э. Москва. ГМИИ им.

Пушкина


Сам вельможа и жена его рельефно изображены слева внизу. А над ними и напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении.

Слайд 14

Жан-Франсуа Шампольон Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской державы,

Жан-Франсуа Шампольон

Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской державы,

было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Слайд 15

Розеттский камень Каменная плита найденная близ города Розетта недалеко от Александрии.

Розеттский камень

Каменная плита найденная близ города Розетта недалеко от Александрии.


Слайд 16

В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен

В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен

предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.
Слайд 17

Суд Осириса – взвешивание сердца (души) покойного.

Суд Осириса – взвешивание сердца (души) покойного.

Слайд 18

Сцена охоты на берегах Нила. Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (XX

Сцена охоты на берегах Нила. Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане

(XX в. до н. э.)

В живописи снижается пафос монументальности, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции.

Слайд 19

Дикая кошка (фрагмент фрески)

Дикая кошка (фрагмент фрески)

Слайд 20

Удод. Деталь росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

Удод. Деталь росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

Слайд 21

Мелкая пластика То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие,

Мелкая пластика

То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать

в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства.
Слайд 22

Фаянсовые сосуды Совершенны яркие фаянсовые сосуды и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись.

Фаянсовые сосуды

Совершенны яркие фаянсовые сосуды и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении

которых применялась подглазурная роспись.
Слайд 23

*Пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины,

*Пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины,

которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа.

При Сенусерте III наступил расцвет придворного ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА.
Его образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор.

Ювелирные изделия: 1 — ожерелье; 2 — пектораль; 3 — кольцо; 4 — подвеска со скарабеем.

Слайд 24

РОСПИСИ ГРОБНИЦ И ХРАМОВ в период Среднего царства приобретают большую самостоятельность.

РОСПИСИ ГРОБНИЦ И ХРАМОВ в период Среднего царства приобретают большую самостоятельность.

Одни из самых замечательных настенных росписей были созданы в гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане (XX в. до н. э.)

Сбор плодов

Птицы на акации