Искусство Византии IV-XV века

Содержание

Слайд 2

Византия, Византийская империя - государство, возникшее в IV веке при распаде

Византия, Византийская империя - государство, возникшее в IV веке при распаде

Римской империи в ее восточной части и существовавшее до середины XV века.
Столицей Византии был Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 гг. В настоящее время на месте Константинополя находится Стамбул.

Император Константин I – основатель Константинополя.

Слайд 3

В отличие от большинства стран Европы Византия не испытала существенного воздействия

В отличие от большинства стран Европы Византия не испытала существенного воздействия

культуры варварских народов. Она избежала катастрофических разрушений, постигших Западную Римскую империю.

Византийская культура складывалась под влиянием римских, греческих и восточных традиций. На ее становление огромное влияние оказала христианская религия.

Слайд 4

Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527 – 565 гг.).

Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора

Юстиниана (527 – 565 гг.).
Слайд 5

Ведущую роль в области византийского искусства играла архитектура. Постепенно все большее

Ведущую роль в области византийского искусства играла архитектура.
Постепенно все большее значение

стали приобретать здания центрического типа, увенчанные куполом. Снаружи эти здания выглядели строго,
а внутри щедро украшались.
Слайд 6

В V - VIII веках в Византии сформировался крестово-купольный тип храма.

В V - VIII веках в Византии сформировался крестово-купольный тип храма.

Слайд 7

Слайд 8

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София) – cамое известное архитектурное сооружение Византии.

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София) – cамое известное архитектурное сооружение

Византии.
Слайд 9

Собор Святой Софии был построен в Константинополе в 532 – 537

Собор Святой Софии был построен в Константинополе
в 532 – 537

гг. во время
правления императора Юстиниана.
Это грандиозный храм - воплощение силы империи и могущества христианского Бога. Для реализации своего замысла по созданию грандиозного храма император пригласил лучших архитекторов своего времени – Исидора Милетского и Анфимия Тралльского.
Слайд 10

На постройку храма доставляют лучший мрамор: фригийский – розовый с белыми

На постройку храма доставляют лучший мрамор: фригийский – розовый с белыми

прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
Слайд 11

В украшении храма использовались золото, слоновая кость, серебро, драгоценные камни. Собор

В украшении храма использовались золото, слоновая кость, серебро, драгоценные камни. Собор

поражал небывалым блеском и царской роскошью.
Слайд 12

Однако уникальным по воздействию на входящих в храм было не столько

Однако уникальным по воздействию на входящих в храм было не столько

его убранство, сколько его необъятное пространство, над которым возносился на невероятную высоту гигантский купол. Русские послы, прибывшие в 987 году в Константинополь, посетив Святую Софию, испытали настоящий восторг. «Мы не знали – на небе или на земле мы: нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру.

Гигантский купол диаметром 31 метр перекрывает центральное пространство храма, возносясь на высоту 55 метров. 

Слайд 13

В архитектуре Святой Софии, в отличие от раннехристианских базилик, горизонтальное движение,

В архитектуре Святой Софии, в отличие от раннехристианских базилик, горизонтальное движение,

характерное для продольной пространственной композиции первых христианских храмов, уступает место направлению вертикальному.
Купол становится центром композиции.

Сплошная лента окон в нижней части купола и льющийся сквозь них свет создавали ощущение постоянно висящего под куполом светящегося облака.

Слайд 14

По мнению многих исследователей, Святая София была украшена мозаиками. Однако это

По мнению многих исследователей, Святая София была украшена мозаиками. Однако это

наследие VI века было полностью уничтожено. Сохранились лишь некоторые мозаичные фрагменты с элементами растительного орнамента.

Мозаика – изображение, составленное из кусочков непрозрачных материалов.

Слайд 15

Развитие стеклоделия способствовало совершенствованию искусства мозаики из смальты — окрашенного непрозрачного

Развитие стеклоделия способствовало совершенствованию искусства мозаики из смальты — окрашенного непрозрачного

стекла.
Главной техникой византийской мозаики был прямой мозаичный набор, при котором элементы укладываются обратной стороной на постоянную основу - цемент, а затем вдавливаются в него. Мастера укладывали кусочки на цемент, слегка меняя их наклон, создавая мерцание, переливы цвета.
Слайд 16

Смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью. Главной художественной особенностью византийских

Смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью. Главной художественной особенностью византийских

мозаик является великолепный золотой фон, мерцающий как при естественном освещении, так и при свете свечей. Для усиления отражающей способности византийцы придумали подкладывать под кусочки прозрачного стекла с оборотной стороны золотую фольгу.
Слайд 17

Главный мозаичный цикл Святой Софии был создан в конце IX века.

Главный мозаичный цикл Святой Софии был создан в конце IX века.

Слайд 18

В 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. Падение Константинополя ознаменовало собой

В 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. Падение Константинополя ознаменовало собой

конец Византийской империи. Османский султан Мехмед II, торжественно войдя в столицу Восточной Римской империи 30 мая 1453 года и переступив порог собора Святой Софии, был настолько поражен красотой и совершенством этого сооружения, что повелел сохранить его и переделать в мечеть. Так закончилась христианская история главной святыни Константинополя.
Слайд 19

Посмотрите видеоролик о соборе Святой Софии, размещенный в нашей группе.

Посмотрите видеоролик о соборе Святой Софии, размещенный в нашей группе.

Слайд 20

Крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире была иконопись Византийской империи. ИКОНА

Крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире была иконопись Византийской империи.

ИКОНА (гр.

«образ») – это священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Слайд 21

Первые иконы появились еще в апостольские времена. По преданию, иконописцем был

Первые иконы появились еще в апостольские времена. По преданию, иконописцем был

евангелист Лука, написавший образ Богородицы. Однако, самые ранние дошедшие до нас памятники датируются 6 веком. Икона обращена, прежде всего, к молящемуся, главное в ней – взаимодействие «образа» и зрителя. Лучшие среди сохранившихся ранних икон происходят из монастыря Св. Екатерины. Они выполнены в технике энкаустики, что роднит их с фаюмскими портретами.
Слайд 22

В середине IX века появляется множество икон, изображающих лики святых. Например, этот замечательный образ Николая Чудотворца.

В середине IX века появляется множество икон, изображающих лики святых. Например, этот

замечательный образ Николая Чудотворца.
Слайд 23

С приходом XI века произошла настоящая революция в иконописи, аскетизм сменяет

С приходом XI века произошла настоящая революция в иконописи, аскетизм сменяет гармония, святые лики

приобретают одухотворенность и поэтичность. В это время была написана чудотворная икона «Владимирская», перевезенная в Русь в начале 12 века.
Слайд 24

В начале XIII века появились житийные иконы, на них изображались сцены

В начале XIII века появились житийные иконы, на них изображались сцены из жизни святых, которые

располагали часто вокруг святого лика. Примером такого образа может служить житийная икона святой Екатерины.
Слайд 25

Подпишите названия объектов, представленных на следующем слайде.

Подпишите названия объектов,
представленных на следующем слайде.

Слайд 26

1. 2. 3. 4.

1.

2.

3.

4.