Искусство западноевропейского Средневековья

Содержание

Слайд 2

ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Западной Европы: Раннее (дороманское) Средневековье V-XI века зрелое

ЭТАПЫ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Западной Европы:
Раннее (дороманское) Средневековье
V-XI века
зрелое (романское) Средневековье


XI-XII века
позднее (готическое) Средневековье
XII-XVвека
Слайд 3

Раздел1 Раннее Средневековье V-XI века

Раздел1
Раннее Средневековье
V-XI века

Слайд 4

СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма, длящегося


СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма, длящегося

почти тысячелетие (от падения Римской империи в V веке и почти до XV века.
Слайд 5

Средние века – это и время благородных рыцарей, и талантливых поэтов

Средние века – это и время благородных рыцарей, и талантливых поэтов

и мудрых ученых; это время создания грандиозных соборов и монастырей, народных фарсов и сказок, массовых зрелищ, театральных представлений и первых университетов.

Собор Нотр-Дам. XIIIв. Париж

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Алхимия как феномен Средневековой культуры

Алхимия как феномен
Средневековой культуры

Слайд 9

Было ли искусство раннего Средневековья эпилогом Античности или прологом новых времён,

Было ли искусство раннего Средневековья эпилогом Античности или прологом новых времён,

продолжением или концом античности, «эпохой мрака» или «эпохой перемен»
Слайд 10

Истоки средневековой культуры:

Истоки средневековой культуры:

Слайд 11

I этап – Средневековая культура Византии (IV-XV) и Восточной Европы (Древняя

I этап – Средневековая культура Византии (IV-XV)
и Восточной Европы (Древняя Русь(XI-XVIIвв.)

Богоматерь

Владимирская.XIIв.

Ангел «Златые власы»

Слайд 12

Основные этапы изучения средневековой культуры: II этап – культура Западной Европы

Основные этапы изучения средневековой культуры:

II этап – культура Западной Европы


(Англия, Франция, Германия)
-раннее (дороманское) Средневековье (V-XIвв.);
-зрелое (романское) Средневековье (XI-XIIвв.);
- позднее (готическое) Средневековье (XIII-XVвв.)

Базилика аббатства
Сен-Дени XIIв. Париж

Слайд 13

Важнейшей чертой средневековой культуры был теоцентризм, господство религиозного мировоззрения, в основе

Важнейшей чертой средневековой культуры был теоцентризм, господство религиозного мировоззрения, в основе

которого лежала христианская теология.
Приоритет социально-культурных ценностей:
1 – Бог – центр мироздания;
2 – Религия;
3 – Мораль;
4 – Искусство;
5 – Политика;
6 – Право;
7 – Наука.

Распятие. Мозаика.XIIIв. Собор Сан-Марко. Венеция

Слайд 14

Любовь и смирение – основные принципы христианства. Средневековое мироощущение основано на

Любовь и смирение – основные принципы христианства.
Средневековое мироощущение основано на дуализме


(двойственности ) мира.

Человек жил в подчинении личного общепринятому, освященному религией.
Концепция времени –
учение о сотворении и конце мира

Статуи фасада собора в Реймсе.XIIIв.

Слайд 15

335 г. Разделение Римской империи Константинополь - центр православия и столица

335 г. Разделение Римской империи

Константинополь - центр православия и столица

Восточно-Римской империи до XVвека
Рим- столица Западной Римской империи и будущего католического мира до 476г. – начало эпохи средневековья
Слайд 16

Римляне называли «варварами» племена, жившие на границах Римской империи – кельтов,

Римляне называли
«варварами»
племена, жившие на границах
Римской империи – кельтов, германцев, славян.

В 476

году под натиском варваров пала Западная Римская империя.
Слайд 17

«темные века», великое переселение народов Остготское и Вестготское королевства Империя Франков-

«темные века», великое переселение народов
Остготское и Вестготское королевства
Империя Франков- Vв. -

территория нынешней Франции, Германии ,Сев. Италии и Испании
Слайд 18

Государство франков Появилось в V в. Достигло рассвета во времена правления

Государство франков

Появилось в V в.

Достигло рассвета во времена правления Карла Великого

Римская

империя

Франция

Южная и Западная Германия

Бельгия и Голландия

Северная Италия

Северная Испания

Слайд 19

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Карл Великий 768-814 ( с 800 г. Римский император)хочет

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Карл Великий 768-814 ( с 800 г. Римский император)хочет восстановить

Римскую империю.
Каролинги –династия,
Происходившая Карла Великого– античность провозглашалась идеалом государственности и культуры.
«Каролингский ренессанс» - так называют искусство этой эпохи.

При Карле возрождается искусство объёмной скульптуры. Статуэтка из бронзы.

Слайд 20

Империя распалась на 3 части начинается история Франции, Германии и Италии.

Империя распалась на 3 части начинается история Франции, Германии и Италии.

Слайд 21

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Стремление к универсализму, обобщённости. Объединение

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Стремление к универсализму, обобщённости.
Объединение наследия древних

цивилизаций и энергии молодых народов
Столкновение христианских идей и языческих представлений
Развитие религиозной, светской и народной культур
Прикладной характер искусства в последний период расцвета ремесленного труда
- Выражение жизненных позиций через систему условностей, символов, аллегорий
Обращение к внутреннему миру человека. Восприятие души и тела как двух противоположных начал.
Господство религиозного мировоззрения
Слайд 22

В эпоху Средневековья формируется новый тип культуры – религиозный.

В эпоху Средневековья формируется новый тип культуры – религиозный.

Слайд 23

Архитектура раннего средневековья Культовый характер- храмы и монастыри Новый типы храмов – мавзолей, капелла и базилика

Архитектура раннего средневековья

Культовый характер- храмы и монастыри
Новый типы храмов – мавзолей,

капелла и базилика
Слайд 24

Христианские храмы раннего Средневековья – наследники римских построек мавзолеи капеллы Крестово-купольные

Христианские храмы раннего Средневековья –
наследники римских построек

мавзолеи

капеллы

Крестово-купольные храмы
Восточной Европы

базилики

Романские и

готические храмы
Западной Европы

Центрические в плане

Прямоугольные
в плане

Слайд 25

Мавзолей- поминальное святилища над могилой капеллы круглые в плане- ротонды восьмиугольные

Мавзолей- поминальное святилища над могилой

капеллы

круглые в плане- ротонды
восьмиугольные - октагон

Мавзолей Теодориха,


императора остготов, Равенна
453-526г.

Мавзолей Галлы Плацидии,
дочери императора Феодосия Великого, Равенна

Слайд 26

«Каролингское Возрождение» Капелла в Ахене (788 – 805) Придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого.

«Каролингское Возрождение»

Капелла в Ахене (788 – 805)

Придворная молельня, входившая в дворцовый

комплекс Карла Великого.
Слайд 27

«Каролингское Возрождение» Капелла в Ахене (788 – 805)

«Каролингское Возрождение»

Капелла в Ахене (788 – 805)

Слайд 28

Слайд 29

«Каролингское Возрождение» Капелла в Ахене (788 – 805)

«Каролингское Возрождение»

Капелла в Ахене (788 – 805)

Слайд 30

Центрический тип храма - круглое (ротонда) или восьмиугольное здание; внутренний объем

Центрический тип храма -

круглое (ротонда) или восьмиугольное
здание;
внутренний
объем перекрыт
куполом.

Мавзолей Теодориха 526 г.

Равенна
Слайд 31

Мавзолей Галлы Плацидии Vв. Равенна Соборный баптистерий Vв. Равенна

Мавзолей
Галлы Плацидии
Vв. Равенна

Соборный баптистерий
Vв. Равенна

Слайд 32

Базилика- от лат «basilike» - царский дом

Базилика- от лат «basilike» - царский дом

Слайд 33

Атриум – двор перед христианской церковью ( римским домом), «райский сад».

Атриум – двор перед христианской церковью ( римским домом),
«райский сад».


Неф – внутреннее пространство храма, ограждённое стенами или аркадами.

Апсида – полукруглый алтарный выступ, ориентированный на восток

Трансепт- поперечный неф храма

Нартекс- вестибюль для новообращенных

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Базилика Св. Петра 330 г. Рим

Базилика Св. Петра 330 г. Рим

Слайд 37

Базилика Рождества Христова 333г. Вифлеем

Базилика Рождества Христова 333г. Вифлеем

Слайд 38

Романская базилика Сент –Мадлен XIIв. Везель

Романская базилика Сент –Мадлен XIIв. Везель

Слайд 39

Книжная миниатюра Выполненные от руки многоцветные изображения и рисунки в рукописных

Книжная миниатюра

Выполненные от руки многоцветные изображения и рисунки в рукописных книгах

и их декоративное оформление(инициалы, заставки)
Скрипторий- мастерская при монастыре, где собирали, переписывали, оформляли книги
Центры- Ахен, Реймс,Тур, Трир
Слайд 40

Еще в эпоху каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры - книжной

Еще в эпоху каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры - книжной

иллюстрации.
Слово миниатюра от латинского названия киновари - красной краски (лат. minium), которой выделяли начало текста.
Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях.
Слайд 41

В конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная

В конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная

мастерская в Ахене.
Именно здесь в 781-789 годах по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие, где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 году и крещение его сына Пипина папой Адрианом I.
На пурпурном фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые символизируют красоту небес и вечной жизни.
Слайд 42

Самой богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX век), названная

Самой богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX век), названная

по месту ее хранения (университет нидерландского города Утрехта). В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму.
Слайд 43

Оклады первых рукописных книг.

Оклады первых рукописных книг.

Слайд 44

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ- Стеклянной массой заполняются углубления, сделанные на поверхности металла. «Звериный стиль».

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ-
Стеклянной массой заполняются углубления, сделанные на поверхности металла.
«Звериный стиль».

Слайд 45

ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и драгоценных камней

ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ

Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и

драгоценных камней
Слайд 46

Резьба по камню и дереву Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль.

Резьба по камню и дереву

Резная голова фантастического
существа, украшавшая корабль.
IX

век. Норвегия.

Каменный крест.
Х век. Ирландия.

Слайд 47

Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы . Рельефы, выполнялись на библейские сюжеты скульптура

Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы .
Рельефы, выполнялись на библейские

сюжеты

скульптура

Слайд 48

Слайд 49

«Живопись допустима в церквях для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя

«Живопись допустима в церквях для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя

на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах.»
Папа Григорий I (590г.-604г.)

живопись

Слайд 50

Фрески эпохи правления династии Каролингов

Фрески
эпохи
правления
династии
Каролингов

Слайд 51

Фрески из королевского дворца в Барселоне, Каталония, Испания

Фрески из королевского дворца в Барселоне, Каталония, Испания

Слайд 52

Особенности культуры и искусства раннего Средневековья ВЫВОДЫ: -Художественное творчество варварских народов

Особенности культуры и искусства раннего Средневековья
ВЫВОДЫ:
-Художественное творчество варварских народов представлено предметами

прикладного характера с фольклорными орнаментами.
Архитектура имела культовый характер. Её главные постройки – это храмы и монастыри. Зарождается два основных типа христианского храма – крестово-купольный и базиликальный.
Скульптура представлена рельефами, похожими на античные образцы, но иллюстрирующими христианские сюжеты; возрождается объёмная скульптура.
Живопись раннего средневековья – это мало сохранившиеся фрески и книжные миниатюры.
Центры культуры возникают при монастырях или при дворах новых европейских королей - императоров Карла Великого, Оттона III
Изобразительное искусство и архитектура раннего Средневековья были разрозненными, подражательными, то есть характерными для переходного периода.
Слайд 53

Св. Матфей из Евангелия Карла Великого Св. Марк из Евангелия Архиепископа

Св. Матфей
из Евангелия Карла Великого

Св. Марк из Евангелия
Архиепископа Эбо

Реймского
I четверть IX в.