Содержание
- 2. Этногеографический обзор коми народа Самостоятельная история коми народа по историческим исследованиям началась в III веке до
- 3. Историческое появление языков На всей земле был один язык и одно наречие. В середине III тыс.
- 4. Вавилон (середина III тыс. до н. э.) Лебяжская культура XII – VIII вв. до н. э.
- 5. Камская культура Эта культурно-историческая общность появившаяся на берегах реки Кама в середине III тыс. до н.
- 6. Начало II тыс. до н. э. Новоильинская культура позднего камского этапа в XVIII веке до н.
- 7. Культура гребенчатой керамики В период бронзового века с XVIII по XII века до н. э. на
- 8. Сейминско-турбинский феномен Данная общность сформировалась на Алтае в середине II тыс. до н. э., и далее
- 9. Переселение азиатских народов
- 10. Лебяжская культура Климатические условия становятся более холодными и с XII по VIII века до н. э.
- 11. Маклашеевская культура Под влиянием разных сейминско-турбинских племён происходит объединение культур на территории Волго-Камского междуречья: атабаевской, буйской,
- 12. XII век до н. э. – поздний бронзовый век
- 13. Ананьинская культура VIII – III вв. до н. э. (удмурты, коми, марийцы, мордва) Гляденовская культура III
- 14. Ананьинская культура В Волго-Камье и на территории Европейского северо-востока, на основе взаимодействий маклашеевской, лебяжской и текстильной
- 15. Ранний железный век северной Евразии (VIII – VI вв. до н. э.) – ананьинская культурно-историческая общность
- 16. Гляденовская культура Эта культура (общность) III века до н. э. – IV века н. э. лесного
- 17. Первый век до н. э. 1. Гляденовская культура - древние коми; 2. Пьяноборская культура - древние
- 18. Ванвиздинская культура Данная культурно-историческая общность IV – IX вв. н. э. с компонентами гляденовской культуры, в
- 20. Вымская (Пермь Вычегодская) культура Археологическая культура IX – XVI вв. н. э., предков коми народа. Выделена
- 21. Пермь Вычегодская В IX веке н. э. из-за переселения азиатских народов на Прикамии происходит распад ломоватовской
- 22. Пермь Вычегодская под влиянием Руси в XI – XIV веках Термин пермь (перемь) появляется в русской
- 23. XIV век – создание Стефаном Пермским коми письменности и крещение коми народа В 1372 году Стефан
- 25. Пермь Вычегодская в составе Русского государства Поддержка русской православной церкви и коми народа в междоусобных войнах
- 26. Вычегодский уезд В 1546 году в документах впервые упоминается Вычегодский уезд. В 1551 году из состава
- 27. Вычегодский уезд в XVI веке Лузская и Вилегодская Пермица входили в состав Устюжского уезда, позже к
- 28. Образование Яренского и Сольвычегодского уездов в XVII веке В 1606 году в Еренское городище великим князем
- 29. Административные реформы Петра I в XVIII веке В 1708 году, в ходе административной реформы Петра I,
- 31. Коми край во времена Екатерины II Именным указом Екатерины II от 25 января 1780 года образовано
- 33. XIX век – эпоха коми литературы В середине XIX века основоположником создания коми литературы заслуженно считается
- 34. Куратов Иван Алексеевич Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы, проведенные в Усть-Сысольске. Здесь он обучал
- 35. Северо-Двинская губерния 17 июня 1918 года образована Северо-Двинская губерния из 5 восточных уездов Вологодской губернии: Великоустюгского,
- 36. Образование АО Коми (зырян) 22 августа 1921 года из восточных частей Архангельской и Северо-Двинской губерний РСФСР
- 37. Северный край 14 января 1929 года автономная область Коми (зырян) вошла в состав новообразованного Северного края.
- 38. Изменения территории АО Коми (зырян) Обозначение на карте: 1 – 1929 год (в состав Коми области
- 39. Образование Коми АССР В 1936 году в северной части АО Коми (зырян) образован Печорский округ, ликвидированный
- 40. Северо-Печорская железная дорога Строительство магистрали Котлас – Воркута началось в 1937 году и закончилось 28 декабря
- 41. Изменения территории Коми АССР 1 – в 1949 году в состав Коми АССР из Пермской области
- 42. Республика Коми Образование Республики Коми и её название связаны с исконным проживанием на её территории коми
- 43. Республика Коми
- 44. Список литературы: Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011. – 448 с.: ил., карт.; Белых С. К.
- 45. История Древнего Мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательного учреждения / А. А. Вигасин, Г. И. Годер,
- 46. Археология. УДК 930. 26 «Культурные связи средневолжского, верхневолжского и волго-окского регионов» © 2008 С. В. Большов.
- 48. Скачать презентацию
Этногеографический обзор коми народа
Самостоятельная история коми народа по историческим исследованиям началась
Этногеографический обзор коми народа
Самостоятельная история коми народа по историческим исследованиям началась
Коми язык относиться к пермской ветви, финно-угорской группы, уральской языковой семьи.
Историческое появление языков
На всей земле был один язык и одно наречие.
Историческое появление языков
На всей земле был один язык и одно наречие.
После расселения людей по всей земле, стали образовываться племенные союзы (культуры), цивилизации, города и государства.
Вавилон (середина III тыс. до н. э.)
Лебяжская культура XII – VIII
Вавилон (середина III тыс. до н. э.)
Лебяжская культура XII – VIII
Маклашеевская культура XII – VIII вв. до н. э. (финно-угры)
Приказанская культура
XV – XII вв. до н. э.
Камская культура (середине III – начало II тыс. до н. э.)
Сейминско-турбинский феномен XVI – XV вв. до н. э.
Культура гребенчатой керамики XVIII – XII вв. до н. э.
Волосовская культура (середине III – начало II тыс. до н. э.)
Камская культура
Эта культурно-историческая общность появившаяся на берегах реки Кама в середине
Камская культура
Эта культурно-историческая общность появившаяся на берегах реки Кама в середине
Камская общность на раннем и позднем этапе развития контактировала с волжскими, южно-уральскими (монголоидными) народами и ариями (древними кельто-славянами) из Аркаимских городов. С этим связаны общие памятники нанесения узоров на керамике.
Она прошла в своём развитии два этапа (ранний и поздний):
1. Ранний этап в Прикамии представлен камским неолитом (XXIV – XX вв. до н. э.). Поздний камский неолит связан с освоением Вычегодских земель, обнаруженных археологами поселения камской неолитической культуры на берегах Вычегды (Себъяг I, Усть-Кулом I, Пезмог IV, Кочмас Б), на берегу Выми и близ озера Синдор.
2. Поздний этап (XX – XVIII вв. до н. э.) характеризуют памятники новоильинской культуры на средней Каме и Вятке.
В XVIII веке до н. э. на северо-востоке Европы формируется общность под влиянием волосовской и камской культур – культура гребенчатой керамики.
Начало
II тыс.
до н. э.
Новоильинская культура позднего камского этапа в XVIII
Начало
II тыс.
до н. э.
Новоильинская культура позднего камского этапа в XVIII
Культура гребенчатой керамики
В период бронзового века с XVIII по XII века
Культура гребенчатой керамики
В период бронзового века с XVIII по XII века
Археологические культуры с гребенчатой керамикой:
Памятники чужъяёльской (пну ручеёк, ручей) культуры дополнительно с круглыми ямками под венчиком, открыты на территории бассейна реки Мезени, Выми, Печоры, а также в Большеземельской тундре;
Памятники чойновтинской (сестра живи около озер) культуры дополнительно со шнуровым орнаментом, открыты на территории бассейна реки Мезени, Вычегды и Печоры, в пределах таёжной зоны;
Памятники коршаковской или корщаковской (ища живи) культуры дополнительно с мелкой прокатанной волной или змейкой, открыты на территории: Печорского Приполярья, Большеземельской и Малоземельской тундр.
Сейминско-турбинский феномен
Данная общность сформировалась на Алтае в середине II тыс. до
Сейминско-турбинский феномен
Данная общность сформировалась на Алтае в середине II тыс. до
Известны семь крупных сейминско-турбинских некрополей: Сейма, Решное (на р. Ока), Усть-Ветлуга (на р. Ветлуга), Турбино (под Пермью), Сатыга (на р. Конда), Ростовка (под Омском) и святилище в Канинской пещере (Северный Урал). Кроме того, найдено большое количество менее многочисленных захоронений, а также есть одиночные находки предметов, которые можно уверенно отнести к этой транскультуре.
Вскоре сейминско-турбинские племена смешались в чужеродной среде на Европейском Северо-Востоке, и способствовали образованию атаманюрской культуре в бассейне р. Печора – XV веке до н. э., которая была родственной самусьской и чирковско-сейминской культурам.
Переселение азиатских народов
Переселение азиатских народов
Лебяжская культура
Климатические условия становятся более холодными и с XII по VIII
Лебяжская культура
Климатические условия становятся более холодными и с XII по VIII
Эта общность одна из выразительных культур позднего бронзового века, связанное с появлением керамики в виде широкогорлых круглодонных чаш с гребенчатыми узорами, и наземных построек жилищ без котлованов, сыгравших важную роль в последующей истории населения Европейского Северо-Востока. Памятники лебяжской культуры открыты на огромной территории – от Большеземельской тундры на севере до Камского водораздела на юге, от среднего течения Мезени на западе до Уральского хребта на востоке, в пределах таёжной зоны.
Развитие лебяжской (гребенчатой) орнаментальной традиции продолжается в памятниках ананьинской культуры.
Маклашеевская культура
Под влиянием разных сейминско-турбинских племён происходит объединение культур на территории
Маклашеевская культура
Под влиянием разных сейминско-турбинских племён происходит объединение культур на территории
Начало изучения маклашеевской культуры связано с раскопками Ананьинской дюны П. В. Алабиным и И. В. Шишкиным в XIX веке н. э., позднее М. Г. Худяковым выделенный в отдельную культуру.
Ареал данной культурно-исторической общности охватывал поймы бассейнов рек Восточной Европы: Вятки и Камы – на севере, Белой и средней Волги с притоками Свияги и Сока – на юге.
XII век до н. э. – поздний бронзовый век
XII век до н. э. – поздний бронзовый век
Ананьинская культура VIII – III вв. до н. э. (удмурты, коми,
Ананьинская культура VIII – III вв. до н. э. (удмурты, коми,
Гляденовская культура III в. до н. э. – IV в. н. э. (коми)
Ломоватовская культура
IV – IX вв. н. э.
(коми и угры)
Ванвиздинская культура
IV – IX вв. н. э.
(коми и чудь)
Родановская культура
(Пермь Великая)
IX – XVI вв. н. э.
(коми-пермяки)
Вымская культура
(Пермь Вычегодская)
IX – XVI вв. н. э.
(коми)
Бичевницкая культура
IV – IX вв. н. э.
(коми и угро-самодийцы)
Ананьинская культура
В Волго-Камье и на территории Европейского северо-востока, на основе взаимодействий
Ананьинская культура
В Волго-Камье и на территории Европейского северо-востока, на основе взаимодействий
Большинство ананьинских памятников учённые связывают с предками пермских народов (удмуртов и коми).
Первые памятники были открыты на Каме в XIX веке н. э. и получили своё название по богатейшему могильнику у села Ананьино, близ города Елабуги.
В конце III века до н. э. на ананьинской основе формируются археологические культуры:
1. Гляденовская культура – с предками коми;
2. Пьяноборская культура, которая связана с предками удмуртов.
Ранний железный век северной Евразии (VIII – VI вв. до н.
Ранний железный век северной Евразии (VIII – VI вв. до н.
– ананьинская культурно-историческая общность
Гляденовская культура
Эта культура (общность) III века до н. э. – IV
Гляденовская культура
Эта культура (общность) III века до н. э. – IV
В гляденовское время население продолжало охотится, разводить скот, выплавлять и обрабатывать цветные и черные металлы. В IV-VII вв. н. э. в ходе Великого переселения народов в Прикамье мигрировала большая группа угорских племён из урало-сибирской лесостепи. Под их давлением часть гляденовских групп ушла на Север. Оставшееся население Прикамья, ассимилировав иноземцев, образовало Ломоватовскую археологическую культуру, а в Северном Приуралье в I тыс. н. э. формируются две новые культуры:
1. Ванвиздинская – преобладал местный вычегодский (джуджыдъягский) и северо-двинской компоненты;
2. Бичевницкая – на основе взаимодействия населения гляденовской культуры и продвинувшихся из-за Урала носителей кулайской (усть-полуйской) культуры (коми и угро-самодийцев).
Первый век до н. э.
1. Гляденовская культура - древние коми;
2. Пьяноборская
Первый век до н. э.
1. Гляденовская культура - древние коми;
2. Пьяноборская
Ванвиздинская культура
Данная культурно-историческая общность IV – IX вв. н. э. с
Ванвиздинская культура
Данная культурно-историческая общность IV – IX вв. н. э. с
Происхождение Ванвиздинской культуры связано с взаимодействием местного вычегодского (гляденовского происхождения) с северо-двинским народом. Этническую принадлежность культуры связывают с коми и прибалтийско-финским народом – чудь.
Особую группу предметов, относящихся к ванвиздинской культуре, составляют изделия культового литья, известные как предметы «пермского звериного стиля».
В свете археологических исследований ванвиздинский период заканчивается не позднее IX века н. э.
Вымская (Пермь Вычегодская) культура
Археологическая культура IX – XVI вв. н. э.,
Вымская (Пермь Вычегодская) культура
Археологическая культура IX – XVI вв. н. э.,
Поселения вымской культуры также известны на Вычегде, Сысоле, Лузе, низовях Юга и Сухоны, верховях Устья, Сев. Двины, Пинеги.
Савельева Э. А., сравнившая ванвиздино с материалами вымской культуры, указывает, что «Ванвиздинская культура предшествовала культуре Перми Вычегодской и являлось одним из её основных компонентов», так как развитие «пермского звериного стиля» прослеживается в изделиях культового литья данной общности.
Влияние исламской Волжской Булгарии в X – XIII веках на коми и коми-пермяков свидетельствуются находками булгарских изделий, и элементы исламского обряда погребений в Перми Великой.
IX – XVI века выделяются следующими событиями:
1. 1023 год – изготовление коми промыслового календаря, найденный близ археологических памятников Шойнаты и святилища Джуджыдъяг;
2. 1372 год – создание Стефаном Пермским коми азбуки (анбур);
3. 1379 год – крещение коми народа.
Пермь Вычегодская
В IX веке н. э. из-за переселения азиатских народов на
Пермь Вычегодская
В IX веке н. э. из-за переселения азиатских народов на
В XII веке с приходом русских в устье реки юг, часть коми населения мигрировало в бассейн р. Мезени, в результате произошло изменение расселения вычегодских пермян.
Пермь Вычегодская под влиянием
Руси в XI – XIV веках
Термин пермь (перемь)
Пермь Вычегодская под влиянием
Руси в XI – XIV веках
Термин пермь (перемь)
В XII веке с началом феодальной раздробленности Пермь Вычегодская оказывается в сфере влияния Новгородской феодальной республики. Новгородские купцы были посредниками в установлении торговых отношений, главным образом с народами жившими дальше к востоку. С другой стороны, вскоре южная часть земель попадает в зависимость от Ростово-Суздальского княжества, которое начинает борьбу с Новгородом за обладание северными территориями. Это противостояние усилилось с возвышением Московского княжества, центра формирующего единое Русское государство.
В 1333 году Московский князь стал получать дань с Вычегодских и Печорских земель для Золотой Орды.
В 1364 году Пермь Вычегодская полностью переходит под влияние Московского княжества для получения дани.
XIV век – создание Стефаном Пермским коми письменности и крещение коми
XIV век – создание Стефаном Пермским коми письменности и крещение коми
В 1372 году Стефан Пермский создаёт коми письменность. Его азбука состояла из 26 букв. В качестве образца Стефан использовал буквы греческого и славянского алфавитов, а также древне коми письменность «пасы» (знаки, изображавшиеся на различных предметах).
Христианизация коми народа началось с миссионерской деятельности устюжского монаха Стефана Пермского в 1379 году, когда он вначале крестил на Пыросе (Котласе), а затем Вилегодских коми, проживающих на берегах р. Виледь.
В 1380 году Стефан срубил «прокудликую березу» и сжёг кумирницу коми богов в устье реки Вымь, часть коми обратилось в христианство и крестилось, а на месте идолов построили первую православную церковь Благовещения. Из Усть-Выми Стефан Пермский стал совершать походы по коми землям, проповедуя божьи заповеди на коми языке.
В 1383 году из Ростовской епархии была выделена особая Пермская епархия с кафедрой в Усть-Выми.
Пермь Вычегодская в составе Русского государства
Поддержка русской православной церкви и коми
Пермь Вычегодская в составе Русского государства
Поддержка русской православной церкви и коми
В 1451 году великий князь Василий сделал своим наместником в Перми Вычегодской князя Ермолая и его сына Василия, а другой сын Ермолая – Михаил, стал вассальным правителем в Перми Великой. С этого времени Ермолай с Василием и их потомки, получили титул князей Вымских, а Михаил – князя Великопермского. И начиная с этого периода, в культурной и экономической жизни коми и русского народа, идёт совместное развитие, в первую очередь, под воздействием обращения в христианство.
В 1481 году дьяком Иваном Гавриловым было проведено описание земель и населения на большей части коми земель. Оно стало законодательным актом, окончательно закрепившим вхождение Вычегодской Перми в состав Русского государства.
В 1499 году русские и коми на берегу Печоры основали Пустозёрск – первый город за Полярным кругом. В 1502 году в Пустозёрск по указу Ивана III был направлен князь – Фёдор Вымский, для управления Печорской волостью, и с этого периода Пермь Вычегодская перестала быть пограничным регионом.
Вычегодский уезд
В 1546 году в документах впервые упоминается Вычегодский уезд.
В 1551
Вычегодский уезд
В 1546 году в документах впервые упоминается Вычегодский уезд.
В 1551
В 1555 году была отменена система кормлений. Полученные жалованные и уставные грамоты в ходе земских реформ дали Вычегодским землям значительные права самоуправления. Земли управлялись выборными сотниками, а права собирать здесь подати и вершить суд предоставлялись «выборным земским людям». Старосты следили за сбором налогов, судили людей и «управу чинили» по уставной грамоте и «Судебнику».
В 1567 году группа вымичей переселилось на Ижму, где возникла Ижемская слободка входившая в состав Вымской земли до 1576 года.
С периода 1568 по 1570 годы территория Вычегодского уезда входила в опричнину.
Во второй половине XVI века, волости по нижней Вашке отошли к Мезени, а волости на верхней Каме – к Чердыни.
На территории Вычегодского уезда в 1580 году было 7 крупных земель-волостей: Вычегодская земля, Сысольская волость, Усть-Вымская вотчина, Вымская земля, волость Ужга, Удора, Глотова Слободка.
В конце XVI века территория верхней Вычегды входит в состав Вымской земли.
Вычегодский уезд в XVI веке
Лузская и Вилегодская Пермица входили в состав
Вычегодский уезд в XVI веке
Лузская и Вилегодская Пермица входили в состав
В 1576 году Ижемская слободка вошла в состав Пустоозёрского уезда.
Образование Яренского и
Сольвычегодского уездов в XVII веке
В 1606 году в
Образование Яренского и
Сольвычегодского уездов в XVII веке
В 1606 году в
Территория Яренского уезда складывалась и изменялась на протяжении столетий. В начале XVII века в Яренский уезд входили селения по Вычегде (кроме низовья) и её притокам: Яренги, Выми, Сысоле, Верхней Мезени и её притоку Вашке, Верхней Печоре. К середине XVII века в уезде шло объединение небольших округов в более крупные административные единицы. Количество низовых округов (погостов, волостей) сократилось с 55 в 1608 году до 43 в 1678 году. Большинство земель и волостей в начале XVII века пользовались значительной долей автономий от уездных властей.
В XVII веке Лузская Пермица входившая в Устюжский уезд, вошла в новообразованный Сольвычегодский уезд.
Административные реформы
Петра I в XVIII веке
В 1708 году, в ходе
Административные реформы
Петра I в XVIII веке
В 1708 году, в ходе
В 1719 году при разделении губерний на провинции, Яренская доля была переименована в Яренский дистрикт, который был приписан к Великоустюжской провинции, Архангелогородской губернии.
В 1719 году к новообразованному Сольвычегодскому дистрикту, бывшему Сольвычегодской доле, входила Лузская Пермца, а несколько селений на Летке входили в Хлыновский дистрикт – Сибирской губернии.
Коми край во времена Екатерины II
Именным указом Екатерины II от 25
Коми край во времена Екатерины II
Именным указом Екатерины II от 25
В 1785 году началось строительство Северо-Екатерининского канала, связывающего Волгу с Северной Двиной для торговых отношений юга с севером.
В ходе губернских реформ 31 декабря 1796 года коми земли вошли в состав Архангельской и Вологодской губерний. В Архангельскую губернию вошли волости: Ижемская, Усть-Цилемская, Пустозёрская. В Вологодскую губернию вошли два округа: Яренский и Усть-Сысольский.
В 1822 году полностью завершилось строительство Северо-Екатерининского канала, а в 1848 году канал закрылся из-за отсутствия средств на его реконструкцию.
XIX век – эпоха коми литературы
В середине XIX века основоположником создания
XIX век – эпоха коми литературы
В середине XIX века основоположником создания
Куратов Иван Алексеевич
Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы, проведенные в
Куратов Иван Алексеевич
Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы, проведенные в
Как учитель коми детей Иван Алексеевич мечтал об издании литературы для детей. Он собирал, как пишет куратовед Е. С. Гуляев, книжку для детского чтения сборник детских стихов под названием «Колялы козинъяс» (Подарки Коле), посвященный племяннику. Мечта поэта об издании сборника для детей осуществилась только через десятилетия, в годы Советской власти.
Его лингвистические исследования, учительская деятельность и произведения дали положительные плоды развития грамотности коми народа.
Северо-Двинская губерния
17 июня 1918 года образована Северо-Двинская губерния из 5 восточных
Северо-Двинская губерния
17 июня 1918 года образована Северо-Двинская губерния из 5 восточных
Образование АО Коми (зырян)
22 августа 1921 года из восточных частей Архангельской
Образование АО Коми (зырян)
22 августа 1921 года из восточных частей Архангельской
Северный край
14 января 1929 года автономная область Коми (зырян) вошла в
Северный край
14 января 1929 года автономная область Коми (зырян) вошла в
Изменения территории АО Коми (зырян)
Обозначение на карте: 1 – 1929 год
Изменения территории АО Коми (зырян)
Обозначение на карте: 1 – 1929 год
Обозначение на карте: 2 – 1931 год (отошла территория бассейна реки Весляны к Уральской области).
Образование Коми АССР
В 1936 году в северной части АО Коми (зырян)
Образование Коми АССР
В 1936 году в северной части АО Коми (зырян)
5 декабря 1936 года по новой Конституции СССР АО Коми (зырян) была преобразована в Коми АССР, которая вышла из состава Северного края и перешла в непосредственное подчинение РСФСР. С этого же дня Сыктывкар – столица Коми АССР.
В 1937 году северная часть Печорского округа вместе с посёлком Хорей-Вер отошли к Ненецкому национальному округу.
Северо-Печорская железная дорога
Строительство магистрали Котлас – Воркута началось в 1937 году
Северо-Печорская железная дорога
Строительство магистрали Котлас – Воркута началось в 1937 году
Линии Северо-Печорской железной дороги были построены ссыльными заключёнными исправительно-трудовых лагерей, системы ГУЛАГ НКВД СССР, что привело к увеличеню численности населения в Коми АССР и возникновению новых крупных населенных пунктов – Микунь, Сосногорск, Печора, Железнодорожный (Емва).
Постройка железной дороги способствовала освоению месторождений нефти, угля, лесных богатств Севера.
Изменения территории Коми АССР
1 – в 1949 году в состав Коми
Изменения территории Коми АССР
1 – в 1949 году в состав Коми
2 – в 1959 году территория Хальмер-Ю вошла в состав Коми АССР;
3 – в 1961 году территория посёлка Коржинский вошла в состав Коми АССР.
Республика Коми
Образование Республики Коми и её название связаны с исконным проживанием
Республика Коми
Образование Республики Коми и её название связаны с исконным проживанием
24 мая 1991 года была преобразована в Республику в составе РСФСР – Коми ССР;
12 января 1993 года – Коми ССР преобразована в Республику Коми;
17 февраля 1994 года – принята Конституция Республики Коми;
8 мая 1994 года – первые выборы Главы Республики Коми;
6 июня 1994 года – утверждена государственная символика Республики Коми – герб, флаг и гимн;
Республика Коми (государство) есть равноправный субъект Российской Федерации.
Статус Республики Коми как государства определяется Конституцией Республики Коми и Конституцией Российской Федерации.
Государственные языки: коми и русский.
Столица – город Сыктывкар.
Республика Коми
Республика Коми
Список литературы:
Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011. – 448 с.: ил.,
Список литературы:
Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011. – 448 с.: ил.,
Белых С. К. «Проблема распада прапермской этноязыковой общности» Ижевск 2009;
Библия. Российское библейское общество. Москва 2000;
Карманов В. Н. «Неолитизация» крайнего северо-востока Европы: современные концепции;
Вестник Пермского университета 2012. Выпуск 1(18). Сравнительная характеристика поздненеолитических и новоильинских комплексов керамики верхнего и среднего прикамья. О. В. Жукова, Е. Л. Лычагина;
Бандер О. Н. Поселения турбинского типа в Среднем Прикамье. Издательство Академии наук СССР. Москва 1961;
Денисов В. П. Итоги изучения памятников эпохи поздней бронзы в Прикамье. Вопросы археологии Урала. Вып. 1, Пермь 1961;
Жеребцов И. Л., Савельева Э. А., Сметанин А. Ф. История Республики Коми: научно-популярные очерки. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1996. − 286 с.;
Жеребцов И. Л., Конаков Н. Д., Шабаев Ю. П., Шарапов В. Э., Цыпанов. Е. А. «Народ коми: краткие очерки этнической истории и культуры»;
История Древнего Мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательного учреждения / А.
История Древнего Мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательного учреждения / А.
История Республики Коми. 7-11 кл.: Учебник для общеобразоват. учебн. Заведений / М. Б. Рогачев, И. О. Васкул, И. Л. Жеребцов, М. В. Тоскаев, О. И. Уляшов – М.: Издательство ДИК, 2000. – 448 с.: ил., карт.;
История России с древнейших времен до конца XVII в. 6-7 кл.: Атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000. – 40 с.: ил., карт.;
Лавров А. А. История изучения памятников эпохи энеолита-бронзы на территории среднего предуралья в XX – начале XXI века. Вестник Челябинского государственного универститета. 2014. №8 (337). История. Вып. С. 102 – 105;
Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Ответственный редактор тома: В. В. Седов. Издательство «Наука». Москва 1987;
Брюхова Н. Г., Смертин А. Р. Историографический обзор и описание могильников родановской культуры Пермского предуралья. Труды КАЭЭ ПГГПУ, вып. XIV, Пермь 2018;
Оборин В. А. Этнические особенности средневековых памятников Верхнего Прикамья. ВАУ, вып. 9, 1969;
Археология. УДК 930. 26 «Культурные связи средневолжского, верхневолжского и волго-окского регионов»
Археология. УДК 930. 26 «Культурные связи средневолжского, верхневолжского и волго-окского регионов»
Культурные связи населения Европейского Северо-Востока в древности и средневековье: Материалы по археологии Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 2013. Вып. 18. 164 с. (Коми научный центр УрО РАН);
Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23) С. И. Рудковский. Региональные и хронологические особенности керамических комплексов атлымской культуры;
Круглый стол «Древности нижнего прикамья и 160 лет археологии Ананьинского могольника». Ранний (Атабаевский) этап Маклашеевской культуры © 2019 г. А. А. Чижевский, А. В. Лыганов, С. В. Кузьминых;
Археология Евразийских степей. УДК 902/904. Введение в археологию ананьинской культурной исторической области: северо-восток Европы в финале бронзового и раннем железном веках. © 2017 г. С. В. Кузьминых, А. А. Чижевский;
Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск: 1985;
Савельева Э. А. Вымские могильники XI-XIV вв. Ответств. ред. И. В. Дубов. – Л.: Изд. Лен. университета, 1987. – 200 с.;