Содержание
- 2. Этногеографический обзор коми народа Самостоятельная история коми народа по историческим исследованиям началась в III веке до
- 3. Историческое появление языков На всей земле был один язык и одно наречие. В конце III тыс.
- 4. Вавилон (конец III тыс. до н. э.) Камская культура конца III - II тыс. до н.э.
- 5. Камская культура Эта культурно-историческая общность конца III тыс. до н. э. – конца II тыс. до
- 6. II тыс. до н.э.
- 7. Сейминско-турбинский феномен Данная общность сформировалась на Алтае в начале II тыс. до н. э., а далее
- 8. Поздний бронзовый век (XVI-XII вв. до н. э.)
- 9. Лебяжская культура В XII - VIII века до н.э. на севере Восточной Европы формируется область культур
- 10. Ананьинская культура VIII—III вв. до н. э. (коми, удмурты и марийцы) Гляденовская культура III в. до
- 11. Ананьинская культура В VIII – III века до н. э. в Волго-Камье и на территории европейского
- 12. Ранний железный век северной Евразии (VI век до н. э.)
- 13. Гляденовская культура Эта культура (общность) III в. до н.э. – V в. н.э. лесного Прикамья, Вычегды,
- 14. 5-8 века н.э.
- 15. Эта культура V—X века н. э., с компонентами гляденовской культуры в основном оседлых охотников и рыболовов
- 16. Вымская культура Археологическая культура X – XVI вв. н. э. предков коми. Выделена Э.А.Савельевой в 1960-х.
- 17. X-XVI века играют особую роль в этнической истории народа коми. Возникает культура перми вычегодской – прямые
- 18. Пермь Вычегодская под влиянием Русского государства Термин пермь (перемь) появляется в русской летописи XII века -
- 19. XIV век – создание Стефаном Пермским коми письменности и крещение коми Христианизация Коми началась с миссионерской
- 20. Христианизация Перми Вычегодской во второй половине XIV века ускорило вхождение его в состав единого Русского государства
- 21. В XV веке земели Перми Вычегодской делятся на округа : Лузская Пермица, Ужга, Сысола, Вылегодская Пермица,
- 22. Коми в XVIII веке В 1719 году несколько селений бывшей Лузской Пермцы вошли в состав Хлыновского
- 23. Именным указом Екатерины II от 25 января (5 февраля) 1780 года образовано Вологодское наместничество в составе
- 25. Современное фото канала
- 26. XIX век – эпоха коми литературы В середине XIX века основоположником создания коми литературы заслуженно считается
- 27. Куратов Иван Алексеевич Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы, проведенные в Усть-Сысольске. Здесь он обучал
- 28. Коми в 1914 году
- 29. Северо-Двинская губерния 17 июня 1918 года образована Северо-Двинская губерния из 5 восточных уездов Вологодской губернии: Великоустюгского,
- 30. Образование АО Коми (зырян) 22 августа 1921 года из восточных частей Архангельской и Северо-Двинской губерний РСФСР
- 31. 14 января 1929 года автономная область Коми (Зырян) вошла в состав новообразованного Северного края. Северный край
- 32. 1 - 1929 году в состав Коми области вошли Слудская волость и Усть-Цильма. В том же
- 33. 5 декабря 1936 года по новой Конституции СССР АО Коми (Зырян) была преобразована в Коми АССР,
- 34. Коми АССР в после военные годы. 1 - 1949 году в состав Коми АССР из Пермской
- 35. Образование Республики Коми 24 мая 1991 года была преобразована в Республику в составе РСФСР — Коми
- 36. Современная Республика Коми
- 37. Список литературы: 1. Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011.- 448 с.: ил., карт. 2. Белых С.
- 38. 9. История Древнего Мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательного учреждения / А. А. Вигасин, Г. И.
- 39. 17. Савельева Э.А. Археология Коми АССР. Сыктывкар, 1984; 18. Савельева Э.А. Пермь вычегодская. М., 1971; 19.
- 41. Скачать презентацию
Этногеографический обзор коми народа
Самостоятельная история коми народа по историческим исследованиям началась
Этногеографический обзор коми народа
Самостоятельная история коми народа по историческим исследованиям началась
Коми язык относиться к пермской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи.
Историческое появление языков
На всей земле был один язык и одно наречие.
Историческое появление языков
На всей земле был один язык и одно наречие.
Вавилон (конец III тыс. до н. э.)
Камская культура конца III -
Вавилон (конец III тыс. до н. э.)
Камская культура конца III -
Волжская культура конца III - II тыс. до н.э. (волго-финны)
Сейминско-турбинский феномен XVI – XIV вв. до н. э.
Лебяжская культура XII - VIII вв. до н.э. (финно-пермяки)
Ерзовская культура XII - VIII вв. до н.э. (финно-пермяки)
Приказанская культура XVI - VIII вв. до н.э. (волго-финны)
Камская культура
Эта культурно-историческая общность конца III тыс. до н. э. –
Камская культура
Эта культурно-историческая общность конца III тыс. до н. э. –
Камские народы контактировали с Волжскими народами с этим связаны общие памятники в металлообработке. Также камские поселения прошли в своем развитии два этапа (ранний и поздний):
1. Ранний этап характеризуют памятники новоильинской культуры, которые известны на территории средней Камы;
2. Поздний этап в Прикамье и Вятском крае представлены гаринско-борскими и юртиковскими археологическими памятниками. Гаринско-борская культура также связана с приходом Алтайских народов и образованием уникальной транскультуры - сейминско-турбинского феномена.
В XII веке до н. э. формируется на камской основе две археологические культуры:
ерзовская культура – на Прикамье (финно-пермских народов);
лебяжская культура – на Печоре и Вычегде (финно-пермских народов).
II тыс. до н.э.
II тыс. до н.э.
Сейминско-турбинский феномен
Данная общность сформировалась на Алтае в начале II тыс. до
Сейминско-турбинский феномен
Данная общность сформировалась на Алтае в начале II тыс. до
В настоящее время открыты семь крупных сейминско-турбинских некрополей: Сейма, Решное (на р. Ока), Усть-Ветлуга (на р. Ветлуга), Турбино (под Пермью), Сатыга (на р. Конда), Ростовка (под Омском) и святилище в Канинской пещере (Северный Урал). Кроме того, найдено большое количество менее многочисленных захоронений, а также есть одиночные находки предметов, которые можно уверенно отнести к этой транскультуре.
Вскоре сейминско-турбинские племена растворились в чужеродной среде, однако привнесенные ими металлургические новации оказались устойчивыми.
Поздний бронзовый век (XVI-XII вв. до н. э.)
Поздний бронзовый век (XVI-XII вв. до н. э.)
Лебяжская культура
В XII - VIII века до н.э. на севере
Лебяжская культура
В XII - VIII века до н.э. на севере
Лебяжская общность одна из выразительных культур конца бронзового века, сыгравших важную роль в последующей истории населения Европейского Северо-Востока. Она получила свое название от названия стоянки у починка Лебяжского на средней Печоре. Памятники лебяжской культуры открыты на огромной территории - от Камского водораздела на юге до Большеземельской тундры на Севере и от Уральского хребта на востоке до среднего течения Вычегды на западе.
Развитие лебяжской (гребенчатой) орнаментальной традиции продолжается в памятниках ананьинской культуры.
Ананьинская культура VIII—III вв. до н. э.
(коми, удмурты и марийцы)
Гляденовская
Ананьинская культура VIII—III вв. до н. э.
(коми, удмурты и марийцы)
Гляденовская
(коми)
Пьяноборская культура II в. до н. э. – IV в. н. э. (удмурты)
Ломатовская культура
V - IX вв н. э.
(коми-пермяки)
Ванвиздинская культура
V - X вв. н. э.
(коми и чудь)
Родановская культура
(Пермь Великая)
IX - XVI вв. н. э.
(коми-пермяки)
Вымская культура
(Пермь Вычегодская)
X – XVI вв. н. э.
(коми)
Ананьинская культура
В VIII – III века до н. э. в Волго-Камье
Ананьинская культура
В VIII – III века до н. э. в Волго-Камье
Ананьинские памятники большинства ученных связывают с предками всех пермских народов (удмуртов и коми) [Жеребцов Л. Н. и др.].
Первые памятники были открыты на Каме еще в прошлом столетии и получили свое название по богатейшему могильнику у с. Ананьино близ г. Елабуги [Жеребцов Л. Н. и др.].
В конце III в. до н. э. формируется на ананьинской основе две археологические культуры:
1. Гляденовская культура – с предками коми;
2. Пьяноборская культура, которая связана с предками удмуртов.
Ранний железный век северной Евразии (VI век до н. э.)
Ранний железный век северной Евразии (VI век до н. э.)
Гляденовская культура
Эта культура (общность) III в. до н.э. – V
Гляденовская культура
Эта культура (общность) III в. до н.э. – V
В гляденовское время население продолжало охотится, разводить скот, выплавлять и обрабатывать цветные и черные металлы. В III-V вв. н.э. в ходе Великого переселения народов в Прикамье мигрировала большая группа угорских племен из урало-сибирской лесостепи с новым погребальным обрядом - курганными могильниками. Под их давлением часть гляденовских групп ушла на Север. Оставшееся население Прикамья, ассимилировав иноземцев, образовало ломатовскую археологическую культуру, а в Северном Приуралье во второй половине I тыс. н.э. формируются две новые культуры:
- ванвиздинская - преобладал местный гляденовский компонент;
- бичевницкая - состоящий из групп охотников на оленя Большеземельской тундры (пришлый угорский или угро-самодийский).
5-8 века н.э.
5-8 века н.э.
Эта культура V—X века н. э., с компонентами гляденовской культуры в
Эта культура V—X века н. э., с компонентами гляденовской культуры в
Происхождение ванваздинской культуры связано с взаимодействием местного вычегодского (гляденовского) с камскими, зауральскими и печорскими населениями. Этническую принадлежность культуры связывают к кругу финно-пермских народов [Савельева Э. А. ].
По найденным того периода бронзовым изображениям животных, охотничьего календаря в поселениях Шойнаты II, III – чудским вещам, можно утверждать, что основной формирования этого поселения послужили глядновцы и чудские народы (коми и чудь).
В свете археологических исследований Ванвиздинский период заканчивается в X веке н.э. и формируется Вымская культура.
Ванвиздинская культура
Вымская культура
Археологическая культура X – XVI вв. н. э. предков коми.
Вымская культура
Археологическая культура X – XVI вв. н. э. предков коми.
Э. А. Савельева, сравнившая ванвиздино с материалами вымской культуры, указывает, что «Ванвиздинская культура предшествовала культуре Перми Вычегодской и являлось одним из ее основных компонентов» [Жеребцов Л. Н. и др.].
В IX веке н. э. по изученным материалам на Прикамье происходит распад ломатовской культуры. Часть населения мигрировала в бассейн Вычегды, где смешалась с носителями ванвиздинской культуры. На Выми и Вычегде, очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле доминирующим элементом стали ломатовцы. В результате взаимодействия сложилась вымская культура (X — XVI века), соотносимая с летописной Пермью Вычегодской.
X-XVI века играют особую роль в этнической истории народа коми. Возникает
X-XVI века играют особую роль в этнической истории народа коми. Возникает
В течении XII – XIV веков происходит изменение в расселении вычегодских пермян, связанных с приходом славянских народов: из бассейнов рек Юга, Сухоны, Северной Двины, коми перешли в северные районы бассейнов рек Пинеги, Вашки и Мезени [Жеребцов Л. Н. и др.].
Пермь Вычегодская (Вымская) культура
Пермь Вычегодская под влиянием Русского государства
Термин пермь (перемь) появляется в русской
Пермь Вычегодская под влиянием Русского государства
Термин пермь (перемь) появляется в русской
С XII века население Перми Вычегодской начинает платить дань Руси. С началом феодальной раздробленности эта территория переходит в сферу влияния Новгородской феодальной республики. Новгородские купцы были посредниками в установлении торговых отношений, главным образом с народами жившими дальше к востоку. С другой стороны, вскоре южная часть земель попадает в зависимость от Ростово-Суздальского княжества, которое начинает борьбу с Новгородом за обладание северными территориями. Это противостояние усилилось с возвышением княжества Московского, центра формирующегося единого Русского централизованного государства.
XIV век – создание Стефаном Пермским коми письменности и крещение коми
Христианизация
XIV век – создание Стефаном Пермским коми письменности и крещение коми
Христианизация
В 1372 г. — создание Стефаном Пермским коми письменности. Его азбука состояла из 26 букв. В качестве образца Стефан использовал буквы греческого и славянского алфавитов, а также древне коми письменность «пасы» (знаки, изображавшиеся на различных предметах).
В 1380 г. (год Куликовской битвы) Стефан срубил «прокудликую березу» и сжег кумирницу коми богов в устье реки Вымь, а на их месте построил первую православную церковь Благовещения в Коми крае. Из Усть-Выми Стефан Пермский стал совершать поездки по Коми краю, проповедуя православие.
Христианизация Перми Вычегодской во второй половине XIV века ускорило вхождение его
Христианизация Перми Вычегодской во второй половине XIV века ускорило вхождение его
В Московском княжестве коми писменность (Анбур) считалась тойнописью.
В 1499 году русские и коми на берегу Печоры основали Пустозерск – первый город за Полярным кругом. В 1502 году по указанию Ивана III был направлен в Пустозерск коми князь Федор Вымский для управления Печорской волостью и с этого момента перестает существование правления коми княжеского рода над Пермью Вычегодской.
Пермь Вычегодская в составе Русского государства
В XV веке земели Перми Вычегодской делятся на округа : Лузская
В XV веке земели Перми Вычегодской делятся на округа : Лузская
С периода 1568-1570 гг. земли Перми Вычегодской входят в опричнину.
В состав Вымского округа вошли территории Ижмы и нижней Печоры - 1574 году.
Во второй половине XVI в., волости по нижней Вашке отошли к Мезени, а волости на верхней Каме – к Чердыни.
Территории верхней Вычегды входят в состав Выми, с конца XVI в.
Административное деление Перми Вычегодской земели
в XV-XVI вв.
Коми в XVIII веке
В 1719 году несколько селений бывшей Лузской Пермцы
Коми в XVIII веке
В 1719 году несколько селений бывшей Лузской Пермцы
Именным указом Екатерины II от 25 января (5 февраля) 1780 года
Именным указом Екатерины II от 25 января (5 февраля) 1780 года
В ходе губернских реформ 31 декабря 1796 года коми земли вошли в состав Архангельской и Вологодской губерний. В Архангельскую губерниию вошли волости: Ижемская, Усть-Цилемская, Пустозерская. В Вологодскую губернию вошли два округа: Яренский и Усть-Сысольский.
Коми во времена Екатерины II
Современное фото канала
Современное фото канала
XIX век – эпоха коми литературы
В середине XIX века основоположником создания
XIX век – эпоха коми литературы
В середине XIX века основоположником создания
Куратов Иван Алексеевич
Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы, проведенные в
Куратов Иван Алексеевич
Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы, проведенные в
Как учитель коми детей Иван Алексеевич мечтал об издании литературы для детей. Он собирал, как пишет куратовед Е. С. Гуляев, книжку для детского чтения сборник детских стихов под названием «Колялы козинъяс» (Подарки Коле), посвященный племяннику. Мечта поэта об издании сборника для детей осуществилась только через десятилетия, в годы Советской власти.
Его лингвистические исследования, учительская деятельность и произведения дали толчёк развитию образования коми народа.
Коми в 1914 году
Коми в 1914 году
Северо-Двинская губерния
17 июня 1918 года образована Северо-Двинская губерния из 5 восточных
Северо-Двинская губерния
17 июня 1918 года образована Северо-Двинская губерния из 5 восточных
Образование АО Коми (зырян)
22 августа 1921 года из восточных частей Архангельской
Образование АО Коми (зырян)
22 августа 1921 года из восточных частей Архангельской
14 января 1929 года автономная область Коми (Зырян) вошла в состав
14 января 1929 года автономная область Коми (Зырян) вошла в состав
Северный край
1 - 1929 году в состав Коми области вошли Слудская волость
1 - 1929 году в состав Коми области вошли Слудская волость
2 - 1931 году отошла территория бассейна реки Весляны к Уральской области.
Изменения территории АО Коми (зырян)
5 декабря 1936 года по новой Конституции СССР АО Коми (Зырян)
5 декабря 1936 года по новой Конституции СССР АО Коми (Зырян)
В 1936 году в северной части области образован Печорский округ, ликвидированный через пять лет.
В 1937 году северная часть Печорского округа вместе с поселком Хорей-Вер отошли к Ненецкому национальному округу.
Образование Коми АССР
Коми АССР в после военные годы.
1 - 1949 году в состав
Коми АССР в после военные годы.
1 - 1949 году в состав
- 1959 году территория Хальмер-Ю вошла в состав Коми АССР .
2 - 1961 году территория поселка Коржинский вошла в состав Коми АССР.
С 1961 года территория Коми АССР приобрела современные границы Республики Коми.
Образование Республики Коми
24 мая 1991 года была преобразована в Республику в
Образование Республики Коми
24 мая 1991 года была преобразована в Республику в
12 января 1993 года — Коми ССР преобразована в Республику Коми;
17 февраля 1994 — принята Конституция Республики Коми;
8 мая 1994 — первые выборы Главы Республики Коми;
6 июня 1994 — утверждена государственная символика Республики Коми — герб, флаг и гимн.
Современная Республика Коми
Современная Республика Коми
Список литературы:
1. Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011.- 448 с.: ил.,
Список литературы:
1. Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011.- 448 с.: ил.,
2. Белых С. К. «Проблема распада прапермской этноязыковой общности» Ижевск 2009;
3. Библия. Российское библейское общество. Москва 2000;
4. Буров Г.М. Вычегодский край. М., 1965;
5. Генинг В.Ф., Оборин В.А. К вопросу о гляденовской культуре // Ученые записки ПГУ. Т.12. Вып.I. Пермь, 1960;
6. Жеребцов Л. Н. , Н. Д. Конаков, К. С. Королев « Из жизни древних коми» Коми книжное издательство 1985;
7. Жеребцов И. Л., Конаков Н. Д., Шабаев Ю. П., Шарапов В. Э., Цыпанов. Е. А. «Народ коми: краткие очерки этнической истории и культуры»;
8. Жеребцов И.Л., Савельева Э.А., Сметанин А.Ф. История Республики Коми: научно-популярные очерки. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1996. − 286 с.;
9. История Древнего Мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательного учреждения /
9. История Древнего Мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательного учреждения /
10. История Коми АССР. Сыктывкар, 1978
11. История Республики Коми. 7-11 кл.: Учебник для общеобразоват. учебн. Заведений / М. Б. Рогачев, И. О. Васкул, И. Л. Жеребцов, М. В. Тоскаев, О. И. Уляшов – М.: Издательство ДИК, 2000. – 448 с.: ил., карт. ;
12. История России с древнейших времен до конца XVII в. 6-7 кл.: Атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000. – 40 с.: ил., карт.;
13. Мурыгин А.М., Королев К.С., Ляшев В.А. Миграционный фактор в развитии средневековых культур Северного Приуралья. Сыктывкар, 1981;
14. Оборин В. А. Этнические особенности средневековых памятников Верхнего Прикамья // ВАУ, 1970. вып. 9;
15. Поляков Ю.А. Итоги изучения памятников гляденовской культуры в Верхнем и Среднем Прикамье //УЗ Перм.ГУ, 1967. № 148;
16. Розенфельдт Р. Л. Коми-пермяцкие племена в IX-XV вв. Родоновская культура // Финно-угры и балты в эпоху средневековья: Археология СССР. М., 1987;
17. Савельева Э.А. Археология Коми АССР. Сыктывкар, 1984;
18. Савельева Э.А.
17. Савельева Э.А. Археология Коми АССР. Сыктывкар, 1984;
18. Савельева Э.А.
19. Савельева Э.А. Пермь вычегодская. М., 1971;
20. Савельева Э.А. Этногенез коми-зырян. Сыктывкар, 1985;
21. Савельева Э.А. Вымские могильники XI-XIV веков. Л., 1987;
22. Талицкий М. В. Верхнее Прикамье в X-XV вв. // МИА, 1951. №22;
23. Археологические памятники Пермского края : Энциклопедия «Пермский край»http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803977068&idParentObject=1803977726;
24. Бандер О. Н. Первый Турбинский могильник / Археология http://arheologija.ru/bader-pervyiy-turbinskiy-mogilnik/;
25.Энциклопедия. Всемирная история http://w.histrf.ru/articles/article/show/liebiazhskaia_kultura.
26.АРХЕОЛОГИЯ УДК 930. 26 «КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ СРЕДНЕВОЛЖСКОГО, ВЕРХНЕВОЛЖСКОГО И ВОЛГО-ОКСКОГО РЕГИОНОВ» © 2008 С.В.Большов Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М.Васильева