Содержание
- 2. Барокко – это жизнь готовых форм культуры в исторически напряженный момент, отмеченный предощущением гибели целой культурно-исторической
- 3. Отсюда идет и представление о «странности» или «причудливости» форм и идей, порожденных барокко, само название которого
- 4. Древнерусская культура в XVII веке переживала свой «предфинал»: с одной стороны, она пользовалась готовыми словесными, художественными
- 5. с другой же стороны, она уже не могла удовлетвориться этими формами, ибо их «готовость» уже не
- 6. При этом готовые литературные и иные культурные формы, к которым обращались представители русского XVII века, были,
- 7. с одной стороны, русское барокко, как и любое другое барокко, перенимало и изживало те формы, которые
- 8. с другой же стороны, формы барокко, которые Русь осваивала на переломе от своего средневековья к Новому
- 9. На Руси, писал академик Д.С. Лихачев, было одно барокко – заимствованное, но оно же было и
- 10. Заимствование готовых форм было органичным и закономерным, поскольку соответствовало внутренней логике саморазвития русской культуры на этом
- 11. Западная культура, как и сам Запад, была одновременно притягательной, соблазнительной и опасной, грозящей утратой самобытности. Характерна
- 12. Агрессивному и богатому Западу противостоит у Крижанича духовно и нравственно богатое славянство, которое он мыслит как
- 13. Однако, отвергая одни принципы и формы как устаревшие или констатируя их невольный упадок и компрометацию, русская
- 14. Появление в XVII веке в отечественной культуре идей и образов барокко лишний раз подтверждало именно это.
- 15. Имели место «встречные течения»: «чужое» прививалось и осваивалось через сборники переводных произведений, через придворный театр, появившийся
- 16. Просвещенное «латинство» было своего рода «модой» отечественных образованных людей второй половины XVII – начала XVIII веков.
- 17. Популярность барокко в социальных верхах русского общества была подготовлена многими изменениями, произошедшими в XVII веке: переходом
- 18. развитием философского, литературного образования и просветительства, расширением литературной тематики и социальной среды писателей, мыслителей, иных деятелей
- 19. Стилистическая и идейная двойственность барокко проявлялась в том, что оно активно эксплуатировало средневековые идеи и образные
- 20. В отечественной культуре, не знавшей Возрождения, новейший западный стиль был тематически и образно очень близок вполне
- 21. Отечественной культуре не требовался возврат к средневековью, как Западу, поскольку Россия никуда от своего средневековья и
- 22. Речь могла идти только о продолжении и переосмыслении культурного наследия средневековья; и в этом смысле русское
- 23. Функцию Ренессанса в России, по словам академика А.М. Панченко, выполнило барокко. Но оно же одновременно осуществило
- 24. Древнерусские культурные формы проникались совершенно не свойственным им идейным содержанием, а старое, древнерусское содержание культуры облекалось
- 25. Здесь особенно важна была свойственная барокко соревновательность: идей, форм, жанров, стилей; острая борьба нового со старым,
- 26. Образованные русские люди XVII века, стояли перед двойным культурным выбором: предпочтение «своей» культуры (но «мужичьей») или
- 27. С точки зрения традиционной культуры, очень малоподвижной и тяготеющей к консервации ключевых идей, образов, жанров, принципов
- 28. Однако, с точки зрения идеалов и культурных явлений, близких Просвещению, которые проникали в Россию XVII века,
- 29. Столкновение интересов патриотических, опрокинутых в прошлое, с одной стороны, и интересов Просвещения, ориентированных в будущее, –
- 30. Однако именно такой, внутренне противоречивый процесс, подготавливавший социокультурный раскол и одновременно осуществлявший переход к Новому времени,
- 31. Высокая, «ученая» культура прижилась в придворной среде и ориентировалась на редких европейски просвещенных представителей родовой знати,
- 32. Низкая, «мужицкая» – обосновалась в национально образованной городской среде и была востребована купечеством, мещанством, служилыми приказными
- 33. Поляризация русской культуры XVII века на «высокое» и «низкое» барокко имела свое смысловое и функциональное обоснование.
- 34. Если «низкое» барокко брало на себя задачи Предвозрождения, призванного преодолеть наследие русского средневековья, то «высокое» барокко
- 35. « Идеи и образы, темы и сюжеты заимствовались из прошлой эпохи, но переосмысливались почти до неузнаваемости.
- 36. Как это бывало и в западно-европейском барокко, границы между добром и злом, верой и неверием, истиной
- 37. Нельзя не упомянуть и еще об одном жанровом и стилевом явлении, впервые возникающем в русской культуре
- 38. Такие литературные произведения XVII века, как «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»,
- 40. Древнерусское сказочно-сатирическое повествование восточного (индийского) происхождения о неправедном судье Шемяке, литературный памятник неправды в последние времена
- 42. Объектом осмеяния становятся суд и деятельность государственных чиновников, занимающихся мздоимством и крючкотворством, монахи и священники.
- 43. Возрожденческий критический пафос и апофеоз смеховой культуры, впервые в России обретающей письменную, литературную форму, делает эти
- 44. При этом активно заявляла о себе точка зрения демократических, прежде всего городских низов, собственно, и выступавших
- 45. Однако смех в повестях XVII века в отличие от более поздней сатиры эпохи Просвещения не направлен
- 46. В этом смехе заключена и ренессансно-утверждающая сила, и барочный скептицизм в отношении как утверждения, так и
- 47. Безымянные, скорее всего коллективные авторы сатирических повестей не скрывают того, что они симпатизируют бедному брату-истцу (из
- 48. Напротив, люди зажиточные и благополучные, злоупотребляющие своим положением и эксплуатирующие простых людей в том или ином-
- 49. Отечественный смех горек и нередко страшен. Не случайно жизнь человека из народа рисуется в этих произведениях
- 50. Особенно полна таких неожиданностей и запутанности городская жизнь, не подчиняющаяся закономерностям циклического времени, которое явно преобладает
- 51. Герой «Азбуки о голом и небогатом человеке» в алфавитном порядке излагает от первого лица картину мира,
- 52. От лица изгоев общества – завсегдатаев городского кабака, пропойц и нищих, слагаются даже специфические молитвы, явно
- 53. Дай же тебя, Господи, и сего дни, и оставите, должники, долги наша, яко и мы оставляем
- 54. Кощунственные, смеховые моления и службы здесь, как и в западно-европейских карнавалах, не носят буквально антирелигиозного характера,
- 55. Пародирование церковных ритуалов и текстов – это отстаивание обездоленными низами общества своего права на понимание и
- 56. Это борьба за собственную, хотя бы и еретическую интерпретацию и оценку земной юдоли и «того света».
- 57. Как писал академик Д.С. Лихачев, «смех над самим собой». С горечью мешают свой оптимизм «питухи»: «Кто
- 58. Трезвая безнадежность – оборотная сторона пьяного смеха, и горькая насмешка над наивными утопиями – трагическая цена
- 59. Оригинальность и вычурность формы, функциональная инновативность, сочетание заимствованности и «модности» представляли высокий барочный стиль в русской
- 60. Не случайно высокое барокко развивалось и распространялось в той самой среде, которая подготовила и проводила петровские
- 61. В этом смысле традиции так называемого московского (или «нарышкинского») барокко, установившегося при дворе Алексея Михайловича, были
- 62. Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича
- 63. Особенно впечатлял современников (да и потомков тоже) его сборник «Вертоград [сад] многоцветный», насчитывавший 1155 названий, в
- 64. Барочные ученые стихи основаны на контрасте, и наглядное противопоставление полярных качеств или предметов представляется автору весьма
- 65. Полуденное солнце «палит нивы» и скотов «зело греет», жнецы трудятся и подкрепляют себя после трудов «пищею
- 66. Нощь мрачная тму страшну на землю наводит, Изветы часто, злобы и поводы родит В готовых на
- 67. А в стихотворении «Монах» контраст основан на противопоставлении «иночества» и «бесчинства». Если для истинного монаха келья,
- 68. Иными словами, Симеон одновременно пишет панегирик добронравному монаху и сочиняет обличение монаху дурному. Подобное парное сопоставление
- 69. Монаху подобает в келий седети, Во посте молитися, нищету терпети, Искушения врагов силно побеждати И похоти
- 70. Панегирические стихи Симеона Полоцкого, посвященные членам царской фамилии и написанные по поводу тех или иных событий
- 71. Любимый ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев вынашивал план руководства московской культурой и тесно общался с царевной
- 72. Мудрости бо ти имя подасеся, богом Софиа мудрость наречеся, Тебе бо слично науки начата, яко премудрой
- 73. Однако надеждам русского «западника» не удалось осуществиться: не желая ссориться с патриархом Иоакимом, Софья Алексеевна отдала
- 74. Впоследствии, после падения Софьи, Сильвестр Медведев как ее сообщник и единомышленник был обезглавлен на Красной площади,
- 78. В духе посвящения С. Медведева сочинил свое «Приветствие царевне Софье Алексеевне» (1681) третий известный представитель русского
- 79. Иеромонах Карион (Истомин; конец 1640-х, Курск, Русское царство — 15 мая 1717, Москва, Русское царство) —
- 81. Он также толковал имя царевны как «еллинское» наименование мудрости и призывал правительницу покровительствовать философии и наукам,
- 82. Ничто же убо Бог благий возлюбит, Точию сего, иже дней не губит: Но с мудростию присно
- 83. В подобных панегириках была заложена плодотворная в будущем традиция: многочисленные «оды на восшествие...» В. Тредиаковского, А.
- 84. восхваляя государя, внушить ему невзначай программу социальных и культурных преобразований, как будто бы исходящую от него
- 85. Продолжая традицию поэтических энциклопедий, Карион Истомин написал стихотворные «Малый букварь» (1694) и «Большой букварь» (1696) –
- 86. Стихи, характеризующие каждую букву, дидактичны, рассудочны и представляют собой нанизывание различных слов на эту букву, связь
- 87. Како кто хощет видом си познати, В первых вещей сих будет то писати. Киты суть в
- 88. Показательна та настойчивая вера поэтов русского барокко в живительную силу Разума, который является источником знаний и
- 89. Поэтические назидания выглядят еще слишком прямолинейными и наивными, однако автор уверен в полезности своих наставлений для
- 90. Высокое русское барокко – типичное явление придворной культуры, распространяющееся в заведомо узком, достаточно специализированном кругу подготовленных
- 91. Это стиль официальный, помпезный, манерный. Ему не присуща внутренняя свобода; в нем много орнаментального, искусственно логического,
- 92. Темы стихотворных сборников основоположника «высокого» русского барокко Симеона Полоцкого напоминают, с одной стороны, древнерусские «азбуковники», с
- 94. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в период правления царя Алексея Михайловича
- 95. Личность царя Алексея Михайловича привлекательна именно своей разносторонностью. Соединение глубокой религиозности и аскетизма с охотничьими наслаждениями
- 96. В детстве Алексей Михайлович получил хорошее музыкальное образование. В зрелом возрасте он сочинял церковные песнопения. Из
- 97. Стихира вошла в репертуар мужского хора издательского Отдела Московской патриархии «Древнерусский распев» 9 (19) марта 1629
- 98. С течением времени у подростка (11—13 лет) появляется маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, среди
- 99. В своем детище, "Уряднике сокольничья пути", он очень тонко рассуждает о красоте разных охотничьих птиц, о
- 100. «Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трёхсот смотрителей за соколами и
- 101. Когда он выезжает, Восточные ворота и внутренняя стена города запираются до его возвращения. Когда Царь отправляется
- 103. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма,
- 106. Алексей Михайлович сознательно позволял себе свои охотничьи и комедийные развлечения, не считал их преступными, не каялся
- 107. Таким образом, в сознании Алексея Михайловича охотничья потеха есть противодействие печали, жизнь не есть печаль, и
- 108. Алексей Михайлович был настолько увлечён звёздным небом, что в начале 1670-х годов он, через руководившего Посольским
- 110. Религия имела важную ипостась в досуге царя. Современники единодушно отзывались об Алексее Михайловиче как человеке глубоко
- 112. Государь прославился и пышными торжествами, которые он регулярно проводил в своем дворце. В царской семье развлечениям
- 113. Приглашенные на пир гости ели из посуды, соответствующей их статусу. Так, члены боярской думы вкушали пищу
- 115. Любимым развлечением Алексея Михайловича была игра в шахматы (и другие близкие им настольные игры).
- 117. Царь ослабил строгость придворного этикета. Он ездил в гости к своим придворным, интересовался их семейными делами,
- 118. Несмотря на добродушие и благожелательный нрав, в делах государственных монарх проявлял твердость. Так, патриарха Никона за
- 119. В период правления Алексея Михайловича формируется Потешная палата, как место царского вечернего досуга. Здесь выступали новые
- 120. Впрочем, при царе Алексее Михайловиче эти вечерние потехи во дворцовых хоромах делались все степеннее и серьезнее.
- 124. Реплика деревянного дворца 17 века, пожалуй, наиболее грандиозная реконструкция памятника русской архитектуры. Это самая известная достопримечательность
- 125. Во времена правления царя Алексея Михайловича Коломенское стало царской резиденцией. В 1660 г. здесь был построен
- 126. Историческое сооружение, где несколько веков назад жил государь, — один из знаковых культурных объектов столицы. Дворец
- 131. Рукописная газета «Куранты»: дайджест зарубежных новостей, условное название первой русской рукописной газеты, издававшейся в России в
- 132. Источником информации служили в основном иностранные газеты (регулярно выписывались Посольским приказом с 1631), а также сообщения
- 134. Газета выходила без постоянного названия, но в «Переписной книге царя Алексея Михайловича» (1676) названа «куранты о
- 135. Окончательно выпуск «Курантов» был упорядочен в 1660—1670 годах боярином Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокиным. Редакционный коллектив (переводчики,
- 137. Кроме пиршеств царь любил европейскую культуру. Именно оттуда он позаимствовал идею организовать первый в России театр
- 138. Актеров в 17 веке называли не иначе как «лицедеи» и «кривляки». 1660г. – указ «призвать в
- 139. При царе Алексее появилась на Москве и совсем новая «потеха», театр на иноземный образец, на котором
- 140. Новый политический, культурный и бытовой уклад начинался во дворце Алексея Михайловича, построенном на востоке Москвы, в
- 141. Алексей Михайлович, богобоязненный и «тишайший», находившийся под давлением патриарха Никона и издававший «грозные» указы против скоморохов,
- 142. В первый день работы театра состоялся первый профессиональный спектакль в России. Девять часов вместе с боярами
- 143. Как бы это ни было парадоксально, но первый российский спектакль был поставлен на религиозную тему. Его
- 145. Текст пьесы делился на действия и картины, но проходил без антрактов и перерывов. Все представления хотели
- 146. Приказ полковнику, иноземцу на чужой земле Николаю фон Стадену, приговорить в русскую службу среди прочих мастеров
- 147. «Западник», знакомый со всем, что происходит в Европе, женатый на шотландке. Заведовал Посольским приказом, контролирован международный
- 148. Указ иноземцу Грегори на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь: «Пред царем должны были пройти реальные
- 149. Как бы это ни было парадоксально, но первый российский спектакль был поставлен на религиозную тему. Пролог,
- 151. Московский самодержец превратился в театрала. Затем набрали в актеры русских молодых людей около 70 человек, обучавшихся
- 152. Первые актеры: Васька Мешалкин, Николай и Родион Ивановы, Кузьма Журавлев, Тимофей Максимов, Лука Степанов и др.
- 153. Царь пожаловал выдавать по «4 деньги» на день каждому из своих комедиантов. «Государева потеха», целиком подчинялась
- 154. Школьный театр В царствование Алексея Михайловича – школьный театр, просуществовавший примерно 150 лет. У него были
- 155. Расцвет школьного театра в начале 17 века В Европе – в начале XVI века в духовных
- 156. Действенное орудие постижения учениками ораторского искусства, необходимого для духовной карьеры. «Чтобы прервать умственную лень и пробудить
- 157. Родоначальник школьной драматургии – ученый-монах из Белоруссии Симеон Полоцкий (в миру Самуил Петровский-Ситнианович, 1629-1680). Царь остановился
- 158. Основные черты школьных пьес – абстрактность и аллегоричность. Главные действующие лица – Время, Мир, Смерть, Благолепие,
- 159. Пьеса «О Навходоносоре царе, о теле злате и трех отроцех в пещи не сожженных» на основе
- 160. В период правления царя Алексея Михайловича в России появилось не только театральное искусство. Образцы швейцарской мебели,
- 163. Таким образом, русское барокко послужило «мостом» в Новое время. Оно во многом способствовало преодолению средневековья, став
- 164. РУССКИЙ «РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV–XV ВВ.: своеобразие русской культуры в художественной деятельности: -«философия Пантократора» Ф.
- 165. своеобразие древнерусского подвижничества: благотворительно-просветительская деятельность С. Радонежского как отражение христианской традиции «служения миру»; монастыри как центры
- 166. Культурная и общественная деятельность православной церкви. Факторы, обусловливающие выбор князем Владимиром восточного христианства византийского образца. «Византийская
- 167. Разрушение языческой культуры в контексте положения об уважительном отношении к прошлому. Следы языческой культуры. Православие –
- 168. Новая историческая общность – Святая Русь. Православный человек и его заповеди. Сергий Радонежский – олицетворение праведной
- 169. Подвиг столпничества. Святые покровители Санкт-Петербурга. Христианизация Руси – культурный переворот. Кирилл и Мефодий – основатели славянской
- 170. Греческая литература Церковные книги Переводы византийских хроник Сочинения по устройству мира
- 171. Монастыри – центры летописания, распространения письменности, хранения книг и рукописей. Создание монастырских школ, духовных семинарий, училищ,
- 172. Монастыри – центры благотворительности, призрения. Странноприимные дома. Дом Трудолюбия Иоанна Кронштадтского. Церковные ремесла. Наука и религия.
- 173. Искусство и религия. Произведения деятелей искусства на библейские сюжеты. Библеизмы. Использование библеизмов в повседневной жизни. Законодательство
- 174. Просветительская деятельность первых русских западников второй половины XVII в. (Ф. Ртищев, Г. Котошихин, А. Ордин-Нащокин, Ю.
- 176. Скачать презентацию