История перевода. Перевод как явление мировой культуры: с древности до наших времен. Лекция 18

Содержание

Слайд 2

План: Древность и античность Перевод в эпоху Средневековья Эпоха Возрождения Новое время: классицизм и романтизм

План:

Древность и античность
Перевод в эпоху Средневековья
Эпоха Возрождения
Новое время: классицизм и романтизм

Слайд 3

Древность и античность 4 основных типа письменности: идеографическое письмо; словесно-слоговое письмо; силлабическое письмо; алфавитное, буквенно-звуковое

Древность и античность

4 основных типа письменности:
идеографическое письмо;
словесно-слоговое письмо;
силлабическое письмо;
алфавитное,

буквенно-звуковое
Слайд 4

идеографическое письмо Идеографическое письмо (от греч. idéa — идея, образ и

идеографическое письмо

Идеографическое письмо (от греч. idéa — идея, образ и grápho —

пишу), тип письма, знаки которого (идеограммы) обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов — морфемы.
Слайд 5

словесно-слоговое письмо смешанная система письма, позднейшая стадия рисуночного письма, при его

словесно-слоговое письмо

смешанная система письма, позднейшая стадия рисуночного письма, при его переходе

в слоговую стадию. В таком письме наряду с иероглифами логограммами существуют и фонетические знаки (силлабограммы) Словесно слоговыми в древности стали египетская и письменность майя. В настоящее время – китайское письмо.
Слайд 6

силлабическое письмо вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно

силлабическое письмо

вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно символ

в слоговом письме представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним гласным. В среднем слоговые азбуки насчитывают 80-120 символов.
Слайд 7

алфавитное, буквенно-звуковое Из слогового письма во 2 тыс. до н.э. возникло

алфавитное, буквенно-звуковое

Из слогового письма во 2 тыс. до н.э. возникло буквенно-звуковое

(алфавитное письмо) письмо. В этой системе письма каждый графический знак обозначает отдельный звук – фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо еще называют фонемографическим.
Слайд 8

Родоначальником всех систем алфавитного письма стало финикийское письмо. Будучи активными мореплавателями

Родоначальником всех систем алфавитного письма стало финикийское письмо. Будучи активными мореплавателями

финикийцы быстро распространили свой алфавит среди многих народов Средиземноморья.
От финикийцев алфавит заимствовали греки. Греческий классический алфавит возник к 403 г. до н.э.
Слайд 9

Слайд 10

Древность и античность Древний Египет - перевод носил хозяйственный характер Анхурмес

Древность и античность

Древний Египет - перевод носил хозяйственный характер
Анхурмес -

первый переводчик, известный по имени
Период античности (3-2 вв. до н. э.) - в Греции преобладает деловой перевод
К концу II в. до н. э. формируется литературный латинский язык
Слайд 11

Характерные черты перевода (IV тыс. до н. э. –I тыс. н.

Характерные черты перевода (IV тыс. до н. э. –I тыс. н. э.)


Устный перевод обслуживает внешние контакты.
Письменный перевод расширяет политические и культурные связи, способствует развитию национальных культур.
Ориентация на максимально полную передачу содержания исходного текста средствами родного языка.

Слайд 12

Характерные черты перевода (IV тыс. до н. э. –I тыс. н.

Характерные черты перевода (IV тыс. до н. э. –I тыс. н. э.)

Широко

применялась методика адаптации к собственной культуре.
Не было пиетета перед текстом подлинника.
Слайд 13

Средние века 1-15 вв. - буквальный или пословный перевод Неоплатоническая концепция

Средние века

1-15 вв. - буквальный или пословный перевод
Неоплатоническая концепция иконического

знака: слово = образ вещи
Св. Иероним - покровитель переводчиков
Слайд 14

Характерные черты перевода (I – XV вв.) Внеконтекстуальный перевод. Вненациональный характер.

Характерные черты перевода (I – XV вв.)

Внеконтекстуальный перевод.
Вненациональный характер.
Отсутствие авторства перевода.
Переводы составляли

литературное наследие нации.
Слайд 15

Эпоха Возрождения Увеличивается популярность светской переводной литературы Этьен Доле «О способе

Эпоха Возрождения

Увеличивается популярность светской переводной литературы
Этьен Доле «О способе

хорошо переводить с одного языка на другой»
Мартин Лютер «Об искусстве переводить»
Альбрехт фон Эйб: метод «перелицовки» на местный лад
Расширяется диапазон перевода нехудожественных текстов
Слайд 16

Новое время: классицизм и романтизм Эпоха классицизма закрепила в литературе жанры

Новое время: классицизм и романтизм

Эпоха классицизма закрепила в литературе жанры с

четкими формальными требованиями
Содержание и форма были в единстве, но это единство находилось вне подлинника.
Установка на общенародный язык сменилась установкой на язык литературного жанра.
Слайд 17

Романтизм Оригинал часто являлся материалом для вольной вариации на некоторые его

Романтизм

Оригинал часто являлся материалом для вольной вариации на некоторые его темы

и подвергается переосмыслению
Немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт резко и категорично сформулировал идею непереводимости в 1796 году
Август Шлегель уподобляет перевод поединку, в котором неизбежно погибает один из его участников - либо автор подлинника, либо переводчик
Слайд 18

Романтизм Шлейермахер «О различных методах перевода» (1813 г.) Середина 19 в.

Романтизм

Шлейермахер «О различных методах перевода» (1813 г.)
Середина 19 в. - «фабрики

перевода»
Принятие Бернского соглашения - в впервые в истории закреплялось авторское право на текст перевода