История первобытного общества

Содержание

Слайд 2

1.1. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА . Креационная ( мир появился в результате

1.1. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА .
Креационная ( мир появился в результате

волевого акта демиурга- Бога. Человек и культура в данной концепции понимаются даром Божьим, а основным назначением человека становится приближение к образу Бога, приобщение к высшим духовным ценностям).
Космологическая ( воспринимает разум и культуру как результат трансплантации их на Землю из Космоса).
Эволюционная ( теория происхождения человека находится в рамках марксистского учения, согласно которому формирование человека связано с трудовой деятельностью, преобразующий мир природы в мир культуры).
Слайд 3

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА: Экстремальные условия жизни, обусловившие выживаемость индивидов с высокой

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА:

Экстремальные условия жизни, обусловившие выживаемость индивидов с высокой степенью

адаптации, гибкостью поведения и парадоксальностью мышления;
переход к прямохождению;
использование орудий труда;
совместная деятельность, которая привела к развитию коммуникации;
появление законов, символов, языка и переход от языка инстинктов, которым владеют животные, к языку мышления, оперирующему знаками.
Слайд 4

1.2. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА . Палеолит ( начинается 2

1.2. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА .

Палеолит ( начинается 2 600 000

лет до н. э., завершается 35-33 тыс. до н.э.; первые орудия труда, применение огня, постройка жилища).
Мезолит (начинается 20 000 лет до н.э., завершается 10 000 лет до н. э., в это время появляются как первичные орудия труда: микролиты, лук со стрелами, палка, камень, так и вторичные кремень, с помощью которого заострялись камни и др.).
Неолит ( 6-4 тыс. до н. э.; формируются разные типы жилища: полуземлянки, свайные постройка, настилы из бревен).
Энеолит ( 4 тыс. до н. э.; переход от каменных орудий к медным и бронзовым).
Бронзовый век ( с конца 4 тыс. до н. э.; время появления первых цивилизаций, формируется классовое общество).
Слайд 5

1. Ранний (нижний) палеолит - греч. παλαιός (палео — древний) +

1. Ранний (нижний) палеолит - греч. παλαιός (палео — древний) +

греч. λίθος (литос — камень) первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (высокоразвитый австралопитек Homo habilis (человек умелый) - первый представитель рода Homo около 2,5 млн лет до н.э.)
Слайд 6

РЕКОНСТРУКЦИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА HOMO HABILIS И ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ЭТИМ ВИДОМ ЧЕЛОВЕКА КАМЕННЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА

РЕКОНСТРУКЦИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА HOMO HABILIS И ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ЭТИМ ВИДОМ ЧЕЛОВЕКА КАМЕННЫЕ

ОРУДИЯ ТРУДА
Слайд 7

2. Средний палеолит (Средний древний каменный век) — эпоха, длившаяся в

2. Средний палеолит (Средний древний каменный век) — эпоха, длившаяся в

период от 300 000 до 30 000 лет назад. Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит Европы называют эпохой мустье по известному археологическому памятнику во Франции.
Слайд 8

Homo erectus или человек выпрямленный, человек прямоходящий

Homo erectus или человек выпрямленный, человек прямоходящий

Слайд 9

Неандерталец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) —

Неандерталец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) —

ископаемый вид человека, обитавших 30—24 тысячи лет назад. Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 году в ущелье Неандерталь в Германии

Неандерталец из пещеры Мустье (Мустьерская культура), реконструкция анатома Сольгера, 1910 год

Камень с режущей кромкой (Мустьерская культура)

Слайд 10

Неандертальский человек в реконструкции Джона Хоукса

Неандертальский человек в реконструкции Джона Хоукса

Слайд 11

Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.)

Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.)

Слайд 12

Признаками Солютрейской культуры являются наконечники в форме лаврового или ивового листа

Признаками Солютрейской культуры являются
наконечники в форме лаврового или ивового листа

Швейные иглы

Мадленской культуры, найденные на юге Франции.

Коллекция наконечников копья
культуры Кловис

Слайд 13

Мезолит (др.-греч. μέσος «средний» + λίθος «камень»), средний каменный век — период между палеолитом и неолитом.

Мезолит (др.-греч. μέσος «средний» + λίθος «камень»), средний каменный век

период между палеолитом и неолитом.
Слайд 14

Слайд 15

Неолит (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») или

Неолит (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень»)
или

новокаменный век. Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.

Браслеты, топорища, резцы, орудия для шлифования

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Культура первобытного общества. Первым этапом развития письменности была пиктография - рисунчатое

Культура первобытного общества.
Первым этапом развития письменности была пиктография - рисунчатое письмо,

в это же время или чуть ранее появляются первичные системы счета.
Во многих памятниках материальной и духовной жизни человека присутствуют астрономические
мотивы: это и первобытные наскальные
изображения созвездий, и
специальные огромные
каменные сооружения – кромлехи.
Основными типами календарей
становятся лунный , ориентирующийся
на фазы Луны, и солнечный.
Слайд 19

1.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ. Первые элементы художественного творчества относятся

1.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ.

Первые элементы художественного творчества относятся

к Ориньякской и Солютрейской культуре в древнекаменном веке ( верхний палеолит), 35-20 тыс. лет назад. Это:
1. Отпечатки ладони, зигзаги от пальцев ( так называемая меандра);
2. круглая скульптура из глины, кости, дерева;
3. «палеолетические Венеры»;
4. контурные изображения
животных.
Слайд 20

Для искусства этого периода характерен богатый символизм: круг ( колесо, веретено,

Для искусства этого периода характерен богатый символизм: круг ( колесо, веретено,

свастика) как символ бесконечности жизненных циклов воплощается в числе «3»
( так обозначалось небо), крест (квадрат) символ конечности, завершенности, совершенства
( так древние представляли землю), спираль, меандр.
В это время реалистическое изображение животных заменяется схематическим, чаще появляются условные изображения людей.
Слайд 21

1.4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ПРИМИТИВНЫХ ОБЩЕСТВАХ. МИФОЛОГИЯ И РАННИЕ

1.4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ПРИМИТИВНЫХ ОБЩЕСТВАХ. МИФОЛОГИЯ И РАННИЕ

ФОРМЫ РЕЛИГИИ.

Исходным пунктом эволюции религии была магия. Отсюда и разновидности магии (по Б. К. Малиновскому):
хозяйственная магия
( обряды вызывания
дождя, обеспечение
удачи на охоте);
лечебная магия ( белая);
вредоносная ( черная).

Слайд 22

Дж. Фрэзер рассматривал магию как различающуюся по двум типам: гомеопатическую (

Дж. Фрэзер рассматривал магию как различающуюся по двум типам:
гомеопатическую

( подражательную, по сходству, где уничтожение изображения идентично гибели самого животного или врага);
контагиозную ( заразительную,
по смежности), где для
порчи и нанесения
вредоносного
действия могут быть
использованы «реплики»
врага: волосы, одежда,
фотография и т.д.
Слайд 23

МИФОЛОГИЯ. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, определяли нормы

МИФОЛОГИЯ.

Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, определяли нормы

поведения, « примиряли» человека и природу, человека и общество, предлагая картину обустройства мира и историю его появления.
В мифе время резко разграничивается на профанное и сакральное.
Слайд 24

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: Каковы основные теории возникновения человека? Охарактеризуйте мировосприятие архаического

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

Каковы основные теории возникновения человека?
Охарактеризуйте мировосприятие архаического человека.

Какой характер имели первые научные знания? Объясните суть такого феномена, как коллективная форма памяти.
В чем особенности мифологического восприятия времени?
Каковы условия появления письменности и первых систем счета?
Каковы функции в жизни первобытного общества обрядов инициации? Существуют ли аналогии обрядов инициации в современной культуре?
В чем состоит значение отделения человека от мира животных?