История русского народного костюма

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА Всю одежду испокон веков крестьянка

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Всю одежду испокон веков крестьянка

делала сама. Особенность русского народного костюма, особенно женского — в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Надев сарафан, хочется не идти, а скользить, плыть. Не случайно русский народ называл женщину павой, утушкой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений, сравнивая их с движением лебедей или гордой походкой павлина. 
Слайд 4

Слайд 5

Слово "сарафан" происходит от персидского :"саран па", что означает буквально "через

Слово "сарафан" происходит от персидского :"саран па", что означает буквально "через

голову" и изначально это была ... мужская одежда! Так называлось парадное одеяние князей, которое шилось из шёлка, парчи, бархата и других дорогих тканей.

Сарафан появился на Руси относительно поздно - в XV-XVI веках. И постепенно эта одежда вытеснила более архаичный комплекс с панёвой. Сарафан получил распространение на большей части территории России - в средней и северной России, в Сибири и на Урале. В южнорусских губерниях сарафан медленно вытеснял костюм с панёвой, или же соседствовал с ним.

Слайд 6

Так, например, в ряде мест Воронежской губ. незамужние девушки могли носить

Так, например, в ряде мест Воронежской губ. незамужние девушки могли носить

сарафан-"широколямошник", который после свадьбы заменялся панёвой. Если девка замуж не выходила, то она так и ходила в сарафане.
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Народный костюм – красота из глубины веков

Народный костюм – красота из глубины веков

Слайд 11

Девичий костюм Женский костюм Сарафан Лента-повязка Рубаха Навершник Понёва Кичка

Девичий костюм

Женский костюм

Сарафан

Лента-повязка

Рубаха

Навершник

Понёва

Кичка

Слайд 12

Южнорусский понёвный комплекс Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)

Южнорусский понёвный комплекс

Головной убор - сорока

Вышитая рубаха

Передник

Понёва

Лапти

Занавеска

Пояс (кушак)

Слайд 13

Северорусский сарафанный комплекс Кокошник Венец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти

Северорусский сарафанный комплекс

Кокошник

Венец

Рубаха

Душегрея

Епанечка

Сарафан

Сапожки

Лапти

Слайд 14

Сарафаны различались по крою - были прямые, так называемые "круглые" сарафаны,

Сарафаны различались по крою - были прямые, так называемые "круглые" сарафаны,

которые так же назывались "московскими", косоклинными, глухими и открытыми - на лямках. Или по материалу, из которого они шились. Обычно на сарафаны шла плотная ткань домашней выделки - крашенина, или пестрядь и такие сарафаны назывались "крашенинники", или "пестрядники". Позднее - с середины XIX века, когда с развитием промышленности и торговли в селе стали доступны ткани фабричной выделки, появились сарафаны из этих тканей, называвшиеся "китаечник", "киндяшник""штофник". Из штофа - плотной и тяжёлой полушёлковой ткани, шили праздничные сарафаны.
Слайд 15

Наиболее архаичным считаются косоклинные сарафаны. Сарафаны такого кроя сохранились преимущественно у

Наиболее архаичным считаются косоклинные сарафаны. Сарафаны такого кроя сохранились преимущественно у

старообрядцев как молельная одежда. Изначально такой сарафан был туникообразным, со вставными клиньями в боках и с длинными откидными рукавами, которые постепенно превратились в декоративные, а потом и вовсе заменились лентами, которые завязывались сзади. Такой сарафан был известен под названием "шушун", или "горбач".
Слайд 16

Виды старинных женских головных уборов Кокошник Лента-повязка Кичка Венец Сорока

Виды старинных женских головных уборов

Кокошник

Лента-повязка

Кичка

Венец

Сорока

Слайд 17

Венец — лента, украшенная узором. Убрус — полотняный белый платок, сложенный

Венец — лента, украшенная узором. Убрус — полотняный белый платок, сложенный

треугольником и заколотый под подбородком Это сравнение женщины с птицей закрепилось в названиях головных уборов . Головной убор был обязателен. Считалось позором, если женщина была без головного убора. Отсюда пришло к нам выражение — опростоволоситься. Девушки могли носить простую ленту, повязку (ленту, украшенную спереди). Женщины — кокошники, сороки и другие головные уборы, под которые они прятали свои волосы. Повойник — головной убор типа чепца.
Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Мотивы узора в традиционной русской вышивке 9

Мотивы узора в традиционной русской вышивке

9

Слайд 22

Макошь – богиня плодородия 10

Макошь – богиня плодородия

10

Слайд 23

Слайд 24

История русского костюма в живописи И.Аргунов. «Портрет неизвестной в русском Костюме»

История русского костюма в живописи

И.Аргунов. «Портрет неизвестной в русском
Костюме»

Д.Левицкий «Портрет

А.Д.Левицкой (Агаши), дочери художника»

А.Г.Венецианов. «Крестьянка с васильками»

Слайд 25

Образы крестьян в живописи Зинаиды Серебряковой Сидящая крестьянка с горшком . Этюд 1914г. Крестьяне.1914г. Молодуха.1909г.

Образы крестьян в живописи Зинаиды Серебряковой

Сидящая крестьянка с горшком . Этюд

1914г.

Крестьяне.1914г.

Молодуха.1909г.

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

СЛОВАРЬ Венец (коруна) - девичий головной убор в виде короны, с

СЛОВАРЬ

Венец (коруна) - девичий головной убор в виде короны, с зубцами

по верхнему краю.
Душегрея - женская короткая одежда без рукавов, отороченная мехом, с застёжкой спереди, входившая в сарафанный комплекс.
Епанечка - женская кроткая распашная одежда на лямках, сзади украшенная складками, входившая в сарафанный комплекс.
Запон (занавеска) - длинный передник из двух полотнищ, входивший в понёвный комплекс.
Кичка (кика) - женский головной убор в виде шапочки с верхней частью в виде рогов или лопатки.
Кокошник - женский головной убор в виде высокой короны с скруглённым или заострённым верхом, украшенный жемчугом, бисером.
Лапти - старинная обувь, сплетённая из коры дерева.
Навершник – женская просторная одежда рубашечного покроя, длиной до колена, с широкими рукавами.
Пава - название изображения птицы с пышным хвостом в народной вышивке.
Передник - прямоугольное узорчатое полотно, надевавшееся поверх юбки- понёвы.
Понёва - женская запашная юбка из двух полотнищ, не сшитая по бокам, из домотканой шерстяной ткани.
Пояс(кушак) - деталь одежды, служившая вместо кармана, а также оберегом.
Рубаха - старинная мужская и женская одежда из домотканого холста, украшенная вышивкой.
Сарафан - старинная женская одежда, кроившаяся из клиньев, на лямках, из холстяной или парчовой ткани, характерная для северных областей.
Сорока - старинный головной убор, характерный для южных областей, в виде мягкого чехла, с деталями, напоминавшими крылья и хвост птицы. Надевался поверх кички.
Слайд 29

? Кроссворд «Русский народный костюм» По горизонтали: Деталь одежды, которая служила

?

Кроссворд «Русский народный костюм»

По горизонтали:
Деталь одежды, которая служила оберегом.
Старинная мужская

и женская одежда из домотканого холста, украшенная вышивкой.
Женский головной убор в виде высокой короны с скруглённым или заострённым верхом, украшенный драгоценными камнями.
Род женской юбки из двух полотнищ, не сшитой по бокам, украшенной тканым или вышитым узором.
Старинная обувь, сплетённая из коры дерева.

По вертикали:
Старинный женский головной убор – шапочка в форме рогов или лопатки.
Старинная женская одежда, кроившаяся из клиньев, на лямках из холстяной или парчовой ткани.
Название изображения птицы в народной вышивке.

Слайд 30

Кроссворд «Русский народный костюм»

Кроссворд «Русский народный костюм»

Слайд 31

сделайте эскиз северного женского костюма, обозначьте его части. сделайте эскиз оформления одной из частей ЗАДАНИЕ

сделайте эскиз северного женского костюма, обозначьте его части. сделайте эскиз оформления

одной из частей

ЗАДАНИЕ

Слайд 32