Содержание
- 2. XVII ВЕК. «ПРЕДСТАВЬ: МИР — МЁРТВ» В предшествующем, XVI веке, завершилась культурная революция — эпоха Возрождения.
- 3. ДЖОН ДОНН «Анатомия мира» Все новые философы — в сомненье: Эфир отвергли — нет воспламененья, Исчезло
- 4. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ XVII ВЕКА Нидерландская революция (1568—1648) Голландско-португальская война (1602—1661). Тридцатилетняя война (1618—1648). Вестфальский мир (1648).
- 5. МАЛОРОССИЯ В XVII ВЕКЕ Юго-западная Русь времен св. Димитрия представляла собой «Европу в миниатюре». Восстание Хмельницкого,
- 6. ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА Уникальность религиозной ситуации в Малороссии во времена св. Димитрия состояла в небывало высокой роли
- 7. Мы, Иоаким, Божьей милостью патриарх великой Антиохии, посланный от собора патриархов, властию Божиею даем право сему
- 8. ВЕЛИКИЕ СОБОРЫ XVII ВЕКА Крупнейшим достижением православного богословия этой эпохи стала череда Великих соборов. Они имеют
- 9. ЖИТИЕ СОЗДАТЕЛЯ «ЖИТИЙ» Будущий св. Димитрий родился в 1651 г. в семье православного шляхтича Саввы Туптало.
- 10. ВОПРОС О «ЛАТИНСКОМ ПЛЕНЕНИИ» Патриарх Иоаким Московский подверг первые тома «Четьих-Миней» св. Димитрия суровой критике: в
- 11. Если от того на Литургии нельзя кланяться при словах Господних, что римляне кланяются в этот момент,
- 12. МИТРОПОЛИТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ В 1700 г. по рекомендации патриаршего местоблюстителя митр. Стефана (Яворского), св. Димитрий был вызван в
- 13. «Святой Леонтий и Игнатий на небе. Градоначальник в Ростове – воевода. Ярославль от Ростова верстах в
- 15. Го! Го! Го! Радуюся Смерти от Адама. Царствующая даже и до Авраама, По Аврааме дотоль свободна
- 16. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ И РАСКОЛ ВЕРА ЕСТЬ ТО, ЧЕГО ОЧИ ТВОИ ПЛОТСКИЕ НЕ ВИДЯТ, РУКИ НЕ ОСЯЗАЮТ,
- 17. ПИР ИРОДОВ: СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СВ. ДИМИТРИЯ На Иродовом пиру едят людей, а пьют кровь их и
- 19. ANIMA CHRISTI Душа Христова, освяти меня. Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. Вода ребра
- 20. SOLA CARITATE Франсуа Фенелон, архиепископ Камбре: «Любить Бога ради благ, которые Он подает — это любовь
- 21. СВ. НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Павел не своего искал, а Христова, и потому не только забывал, но и
- 22. «Если Ты хочешь, чтобы я был во свете: будь благословен. Если хочешь, чтобы я был во
- 24. Скачать презентацию
XVII ВЕК. «ПРЕДСТАВЬ: МИР — МЁРТВ»
В предшествующем, XVI веке, завершилась культурная
XVII ВЕК. «ПРЕДСТАВЬ: МИР — МЁРТВ»
В предшествующем, XVI веке, завершилась культурная
Началась научная революция (теория Коперника, Везалий «О строении человеческого тела»).
Развернулась революция в духовной жизни — Реформация, с ее принципиально иным отношением к вере.
Катастрофы, войны и бунты будут происходить по всей Европе в течение всего XVII века, лишая жизнь последних признаков устойчивости.
Частный человек остается один на один с миром хаоса. Наступает время личных, индивидуальных убеждений и мировоззренческого выбора
ДЖОН ДОНН
«Анатомия мира»
Все новые философы — в сомненье:
Эфир отвергли — нет
ДЖОН ДОНН
«Анатомия мира»
Все новые философы — в сомненье: Эфир отвергли — нет
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ XVII ВЕКА
Нидерландская революция (1568—1648)
Голландско-португальская война (1602—1661).
Тридцатилетняя война (1618—1648). Вестфальский
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ XVII ВЕКА
Нидерландская революция (1568—1648)
Голландско-португальская война (1602—1661).
Тридцатилетняя война (1618—1648). Вестфальский
Англо-французская война (1627—1629). Осада Ла-Рошели (1627—1628).
Английская революция (1642—1651). Протекторат (1653—1659; Кромвель).
Фронда (1648—1653), гражданская война в годы малолетства Людовика XIV.
Англо-испанская война (1654—1660).
Великая Турецкая война (1667—1700).
Смутное время (1598—1613).
Войны со Швецией (1610—1617; 1656—1658); Смоленская война (1632—1634).
Соляной бунт (1648).
Церковная реформа патриарха Никона (1653), раскол.
Присоединение Украины к России (1654). Русско-польская война (1654—1667).
Медный бунт (1662), Восстание Степана Разина (1670—1671), Стрелецкий бунт (1682).
Война с Турцией (1672—1681; 1686—1700).
Стрелецкий бунт (1698)
МАЛОРОССИЯ В XVII ВЕКЕ
Юго-западная Русь времен св. Димитрия представляла собой «Европу
МАЛОРОССИЯ В XVII ВЕКЕ
Юго-западная Русь времен св. Димитрия представляла собой «Европу
Вместе с тем, уровень образования и общей культуры жителей Южной Руси был несомненно выше, чем у московитов, а соблазны унии побуждали к напряженной богословской работе.
ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА
Уникальность религиозной ситуации в Малороссии во времена св. Димитрия состояла
ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА
Уникальность религиозной ситуации в Малороссии во времена св. Димитрия состояла
Иноверная власть, архиереи, больше заботившиеся о собственной выгоде, чем о просвещении паствы, активный римкатолический прозелитизм и уния — все это спровоцировало рост братского движения.
Братства действовали по благословению восточных патриархов и не зависели от епархиальных архиереев. Более того, им было дано право следить за архиереями и судить их от имени патриархов.
Главной заслугой братств была их обширная просветительская работа, открытие типографий и училищ.
Мы, Иоаким, Божьей милостью патриарх великой Антиохии, посланный от собора патриархов,
Мы, Иоаким, Божьей милостью патриарх великой Антиохии, посланный от собора патриархов,
ВЕЛИКИЕ СОБОРЫ XVII ВЕКА
Крупнейшим достижением православного богословия этой эпохи стала череда
ВЕЛИКИЕ СОБОРЫ XVII ВЕКА
Крупнейшим достижением православного богословия этой эпохи стала череда
В таких догматических текстах, как «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», а также «Исповедание» и томос о Пресуществлении, составленные иерусалимским патриархом Досифеем, традиционное святоотеческое учение было изложено современным языком и приведено в систему.
Эти соборы стали удивительным свидетельством силы и единства Православной Церкви. Созванные как исключительно церковная инициатива без участия государственной власти, они, тем не менее, смогли сделать то, с чем не справилась римокатолическая Контрреформация: в православных странах протестантизм закрепиться не смог, поскольку был разбит на богословском уровне.
ЖИТИЕ СОЗДАТЕЛЯ «ЖИТИЙ»
Будущий св. Димитрий родился в 1651 г. в семье
ЖИТИЕ СОЗДАТЕЛЯ «ЖИТИЙ»
Будущий св. Димитрий родился в 1651 г. в семье
В мае 1684 г. Димитрий приступил к составлению своих знаменитых «Житий святых».; работа продолжалась более 20 лет, до 170 г. Работа эта была новым словом в православной агиографии: опираясь на последние научные и критические издания житий, выпущенные на западе болландистами, а также учитывая традицию православной агиографии:, как византийской (Симеона Метафраста), так и славянской (великие Четьи-Минеи митр. Макария)., св. Димитрий создал настоящую энциклопедию православной святости.
Жития св. Димитрия снабжены обширным справочным аппаратом, причем примечания иногда разрастаются до размеров основательных справочных статей. Иногда, как в случае со статьей о св. Григории Паламе, эти статьи представляют собой краткий обзор учения того или иного святого Отца.
Перевода «Житий» на русский язык не существует. Жития на русском языке — это переработки.
ВОПРОС О «ЛАТИНСКОМ ПЛЕНЕНИИ»
Патриарх Иоаким Московский подверг первые тома «Четьих-Миней» св.
ВОПРОС О «ЛАТИНСКОМ ПЛЕНЕНИИ»
Патриарх Иоаким Московский подверг первые тома «Четьих-Миней» св.
Также св. Димитрий принял участие в споре о времени Пресуществления святых Даров: в латинском богословии принято считать, что оно происходит при установительных словах: «Сие есть Тело Мое». Православное богословие усваивает эту силу призыванию Святого Духа.
Св. Димитрий, как и византийские святые — Марк Эфесский и Николай Кавасила — указывает, что, хотя Пресуществление совершается на призывании Святого Духа, слова Христа также необходимы, чтобы оно совершилось.
В целом богословие св. Димитрия развивалось во вполне святоотеческом русле. Он обладал обостренным чувством церковности: после критики патриарха Иоакима и Восточных патриархов отказался от представления о «непорочном зачатии» Богородицы.
При этом никакая критика не могла заставить его исключить из «Четьих-Миней» память прп. Иеронима Стридонского.
Если от того на Литургии нельзя кланяться при словах Господних, что
Если от того на Литургии нельзя кланяться при словах Господних, что
МИТРОПОЛИТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ
В 1700 г. по рекомендации патриаршего местоблюстителя митр. Стефана (Яворского), св.
МИТРОПОЛИТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ
В 1700 г. по рекомендации патриаршего местоблюстителя митр. Стефана (Яворского), св.
После ряда временных задержек, в 1702 г. Димитрий назначен митрополитом Ростовским.
Видя падение нравов и упадок духовной жизни среди православного населения Ростова, св. Димитрий посвятил все свои силы просвещению народа и духовенства.
По образцу иезуитских коллегий была создана Ростовская грамматическая школа — одно из самых замечательных учебных заведений в России того периода.
«Святой Леонтий и Игнатий на небе. Градоначальник в Ростове – воевода. Ярославль от
«Святой Леонтий и Игнатий на небе. Градоначальник в Ростове – воевода. Ярославль от
Грамматические примеры
Го! Го! Го! Радуюся Смерти от Адама.
Царствующая даже и до Авраама,
По
Го! Го! Го! Радуюся Смерти от Адама. Царствующая даже и до Авраама, По
ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ И РАСКОЛ
ВЕРА ЕСТЬ ТО, ЧЕГО ОЧИ ТВОИ ПЛОТСКИЕ НЕ
ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ И РАСКОЛ
ВЕРА ЕСТЬ ТО, ЧЕГО ОЧИ ТВОИ ПЛОТСКИЕ НЕ
ПИР ИРОДОВ: СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СВ. ДИМИТРИЯ
На Иродовом пиру едят людей, а
ПИР ИРОДОВ: СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СВ. ДИМИТРИЯ
На Иродовом пиру едят людей, а
Но ведь и ныне у многих господ происходит почти то же самое: они поедают и пьют кровавые труды человеческие, а бедных крестьян своих немилосердно мучат: это они вместо хлеба поедают людей Божиих. У господ всего до пресыщения достаточно, а крестьянам бедным не хватает и куска плохого хлеба. Те объедаются, а эти голодают; те упиваются, а эти разве только водой утоляют свою жажду; те веселятся, а эти плачут при взыскании с них долга путем истязаний. Таков-то господский пир: на нем съедают людей вместо хлеба.
Ныне время лютое не за Христа гонит, но за временные блага, ибо каждый ищет своей выгоды.
Сколь много и ныне невинных страдальцев: в темницах их держат, мучают, пытают, убивают, на правежах засекают насмерть.
Все они в своих невинных страданиях — мученики Христовы; может быть, они и не за Христа страдают, но за саму их невинность их любит Христос и удостаивает их мученического венца… Все эти нынешние неповинные страдальцы — мученики.
ANIMA CHRISTI
Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, напои меня.
Вода
ANIMA CHRISTI
Душа Христова, освяти меня. Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. Вода
Божество Христово! Осияй меня, помилуй меня!
Душа Христова! Умилосердись ко мне, спаси меня!
Тело Христово! Напитай меня, укрепи меня!
Кровь Христова! Напои меня, освяти меня!
Вода ребер Христовых! Омой меня, очисти меня!
Вольное страдание Христово и смерть! Исцели меня, оживи меня!
Крест Христов! Силой твоей огради меня, оживи меня и осени главу мою в день борьбы!
О пресладкий Иисус! Услади любовью Твоей сердце мое и скрой меня в Твоих кровавых ранах!
О прелюбезный Любитель мой! Не отступи от меня и не попусти мне отлучаться от Тебя и на малое время!
«БОЖЕСТВО ХРИСТОВО»
МОЛИТВОТВОРЧЕСТВО СВ. ДИМИТРИЯ
SOLA CARITATE
Франсуа Фенелон, архиепископ Камбре:
«Любить Бога ради благ, которые Он подает
SOLA CARITATE
Франсуа Фенелон, архиепископ Камбре:
«Любить Бога ради благ, которые Он подает
Бог не может не вознаградить верную душу; но она может любить Его с такой незаинтересованностью, что это воззрение на доставляющего блаженство Бога ничем не увеличит ее любовь, которой она любит Его ради Него Самого, не думая о себе, и которой любила бы Его ничуть не меньше, даже если бы никогда и не получила бы блаженства», и в ком нет этой любви, тот не христианин.
СВ. НИКОЛАЙ КАВАСИЛА
Павел не своего искал, а Христова, и потому не
СВ. НИКОЛАЙ КАВАСИЛА
Павел не своего искал, а Христова, и потому не
Ведь быть со Христом, жить с Ним, царствовать с Ним было для Павла собственным благополучием, а он не искал своего, и ради славы Христовой был рад отречься от всего этого. Чего желал Павел, того желал он не ради себя, а ради Него, и если было бы нужно оставить все это, он бы оставил.
И истинно живы те, в ком возрастает сия прекрасная страсть, и мертв тот, в ком нет ее.
«Если Ты хочешь, чтобы я был во свете: будь благословен. Если
«Если Ты хочешь, чтобы я был во свете: будь благословен. Если
— свт. Димитрий Ростовский.