Изобразительное искусство в 30-е годы XX века

Содержание

Слайд 2

В первые годы советской власти живопись раско­лолась на два враждебных лагеря.

В первые годы советской власти живопись раско­лолась на два враждебных лагеря.

Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен талантли­вой плеядой авангардистов, стремившихся внести но­вое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически анга­жированных художников, стоявших на твердых прин­ципах социалистического реализма.
Некоторые из этих объединений сыграли положительную роль в становлении социалистического искусства, ибо они призывали художников к тесной связи с окружающей жизнью, к выражению в своих произведениях духовных устремлений советского народа, строящего новое, социалистическое общество. Среди таких объединений прежде всего надо назвать Ассоциацию художников революционной России (АХРР), куда вошли многие передвижники, и Общество станковистов (ОСТ).
Слайд 3

В мае 1922 года АХРР был основан, тогда же принят устав,

В мае 1922 года АХРР был основан, тогда же принят устав,

утверждено название, сформирован президиум (председатель П. А. Радимов, товарищ председателя А. В. Григорьев, секретарь Е. А. Кацман). Другие вошедшие в ядро организации — П.Ю. Киселис, С. В. Малютин.
Ассоциация художников революции была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма» и «героического реализма», имевшая большой успех у массового зрителя в силу демократизма сюжетов и традиционности выразительных средств. АХР претендовала на монополию в искусстве и к концу 20-х годов благодаря поддержке властей стала практически полностью руководить художественной жизнью.

Верхушка АХРР.  Кацман Е. А.,
Бродский И.И., Репин Ю.И., Григорьев А.В.,
Радимов П.А. 1926 г.

Слайд 4

Впервые установки Ассоциации были высказаны накануне открытия очередной выставки «Товарищества передвижников»

Впервые установки Ассоциации были высказаны накануне открытия очередной выставки «Товарищества передвижников»

(1922) в докладе П.А. Радимова «О значении быта в современной живописи»; именно сугубо традиционное искусство поздних передвижников избрано здесь как «понятный народным массам» образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда».
Отвергнув «левый» (т.е. тоже вставший на службу революции) авангард как вредные «измышления», создатели новой группировки сумели тем самым привлечь на свою сторону заметную часть художников - «стариков» – А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, С.В.Малютина, К.Ф.Юона. АХРР с первых своих шагов заручился крайне солидной (несравнимой с ресурсами других групп) материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии.
АХРР показала в Москве 11 выставок (обычно тематических). В 1924-1929 АХРР широко издавала книги и журналы, вела активную полемику с соперничающими объединениями.

Касаткин Н.А.
(1859-1930)

С.В. Малютин
(1859-1937)

Слайд 5

Н. Б. Терпсихоров. «Первый лозунг», 1924 И. И. Бродский, «В. И.

Н. Б. Терпсихоров. «Первый лозунг», 1924

И. И. Бродский, «В. И. Ленин в Смольном в 1917 году», 1930

И. И. Бродский.

«Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года», 1929
Слайд 6

Другое значительное объединение «Общество художников станковистов» (ОСТ), основанное в 1925 г.

Другое значительное объединение «Общество художников станковистов» (ОСТ), основанное в 1925 г.

во главе с Давидом Штеренбергом стремилось к эстетическому осмыслению современности, созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Дейнеки, А. Лабаса, Ю. Пименова, А. Гончарова).

Штеренберг Давид Петрович (1881- 1948)

А.А. Дейнека (1889-1969)

А.А. Лабас
(1900-1983)

Пименов
Ю.И.
(1903-1977)

Слайд 7

В Обществе станковистов постепенно сформировались две группы художников. Дейнека («На стройке

В Обществе станковистов постепенно сформировались две группы художников. Дейнека («На стройке

новых цехов», 1926), Пименов («Даёшь тяжёлую индустрию!», 1927), Вялов («Мотоциклетный пробег», 1923—25), Вильямс («Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда», 1925) обращались к тематике технического прогресса, городской жизни и спорта. На их творчество оказали влияние немецкий экспрессионизм и формальные эксперименты мастеров русского авангарда. Их работы отличались лаконизмом художественного языка и динамичностью композиций.
«Лирическая» линия в ОСТе была представлена именами Лабаса («Вечером на пути к аэродрому», 1928), Тышлера («Сакко и Ванцетти», 1927), Штеренберга («Аниська», 1926). В живописи этих художников находили отражение тенденции современного им французского искусства. Их картины отличались более тонкими эмоциональными настроениями, в них отсутствовали резкая динамика линий и напряжённая цветовая гамма. В результате борьбы двух течений в 1931 г. в ОСТе произошёл раскол, и общество прекратило существование.

П.В. Вильямс
(1902-1947)

А.Г. Тышлер
(1898-1980)

Слайд 8

П.Вильямс. «Автопробег», 1930, ГТГ. Одна из самых знаменитых картин ОСТа соединяет

П.Вильямс. «Автопробег», 1930, ГТГ. Одна из самых знаменитых картин ОСТа соединяет

экспрессивность, лёгкость мазка, а также современную тему — автомобили

Ю. Пименов. Даешь тяжелую индустрию. 1927

Слайд 9

А.Дейнека. «На стройке новых цехов», 1926 Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931

А.Дейнека. «На стройке новых цехов», 1926

Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931

Слайд 10

Общество художников «4 искусства» (1924) сложилось из числа бывших объединений «Голубая

Общество художников «4 искусства» (1924) сложилось из числа бывших объединений «Голубая

роза», «Мир искусства». Безупречная профессиональная культура, артистизм, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов группы (работы П. Кузнецова, В. Фаворского, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, В. Мухиной).
В 1927 г. возникло из числа бывших участников группы «Бубновый валет» «Общество московских живописцев», сохранившее приверженность «русскому сеззанизму» (работы Р. Фалька, И. Машкова, А. Лентулова).

М.С. Сарьян
(1880-1972)

В. И. Мухина
(1889-1953)

К.С Петров-Водкин
(1878-1939)

Фальк Р. Р.
(1886-1958)

Слайд 11

В начале 30-х годов советское искусство вступает в период зрелости. Осуществление

В начале 30-х годов советское искусство вступает в период зрелости. Осуществление

грандиозных задач, стоявших перед советским искусством, было по плечу только одному творческому методу — методу социалистического реализма.
Наиболее именитыми мастерами социалистического реализма 30-х гг. стали бывшие ахровцы А.М. Герасимов и Б.В. Иогансон. Герасимов в своих парадных портретах-картинах 1938 г. «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», «Портрет балерины О. В. Лепешинской» достигает почти фотографического эффекта. Работы Иогансона «Допрос коммунистов» (1933 г.) и «На старом уральском заводе» (1937 г.) продолжают традицию передвижников. Художник иногда прямо «цитирует» их в отдельных изображениях.
Многочисленные творческие объединения распались, и был создан единый Союз художников СССР, сплотивший всю огромную армию мастеров искусства. Постановление Коммунистической партии «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. стало рубежом в художественной жизни страны и творчестве всех советских художников.

А. М. Герасимов
(1881-1963)

Б.В. Иогансон
(1893-1973)

Слайд 12

«И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» «Допрос коммунистов» «На старом уральском заводе»

«И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»

«Допрос коммунистов»

«На

старом уральском заводе»
Слайд 13

«Для себя», т. е. вне правил социалистического реализма, работали не многие

«Для себя», т. е. вне правил социалистического реализма, работали не многие

художники. Среди них Александр Давыдович Древин (Древиньш, 1889—1938) и Михаил Ксенофонтович Соколов (1885—1947), которые в интимных, камерных произведениях ограничивали себя определённым кругом изобразительных тем. Оба мастера в годы сталинского террора были репрессированы.

Автопортрет (1923)
Александр Давыдович Древин

Михаил Ксенофонтович Соколов

Слайд 14

В 20-е годы широкое распространение получает и иной принцип решения историко-революционной

В 20-е годы широкое распространение получает и иной принцип решения историко-революционной

темы — принцип достоверного отражения событий истории. Наиболее отчетливо он проявляется в творчестве И. И. Бродского (1883—1939)  — художника, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом.

Портрет работы И. Репина

Родился 25 декабря 1883 в селе Софиевка близ Бердянска (в то время — Таврическая губерния, ныне — Запорожская область Украины), в еврейской семье. В 1896 году окончил Бердянское Городское училище. С 1896 по 1902 год учился в Одесском художественном училище. Затем переехал в Петербург и продолжил обучение в столичной Академии художеств. В течение пяти лет учился в Академии у И. Е. Репина. До Октябрьской революции 1917 года и в 1920-е годы Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников».
За сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой с мастерской на Михайловской площади (ныне музей-квартира) и множеством привилегий. Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина. С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором Всероссийской Академии художеств. Умер Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде.

Слайд 15

Исаак Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров».

Исаак Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров».

Слайд 16

Иное мы видим у других мастеров, в искусстве которых проявляется возвышенно-романтический

Иное мы видим у других мастеров, в искусстве которых проявляется возвышенно-романтический

взгляд на мир, на революционную борьбу. К такого рода живописцам принадлежат, например, М. Б. Греков, К. С. Петров-Водкин (1878 — 1939) — автор многих портретов и натюрмортов, а также таких значительных полотен, как «Смерть комиссара» (1928) и «1919 год. Тревога» (1934).

«Смерть комиссара»

«1919 год. Тревога»

Слайд 17

Среди живописцев, определивших характер историко-революционной картины 20 — 30-х годов, нельзя

Среди живописцев, определивших характер историко-революционной картины 20 — 30-х годов, нельзя

не назвать Б. В. Иогансона. К Иогансону примыкают мастера, по-своему увидевшие революционную действительность и, как и этот художник, полные стремления запечатлеть новое в окружающей жизни. К ним принадлежат Ф. С. Богородский (1895 — 1959; «Матросы в засаде», 1927 — 1928, ГТГ), М. Шухмин (1894 — 1955; «Приказ о наступлении», 1928, Центральный музей Вооруженных Сил СССР), П. П. Соколов-Скаля (1899 — 1961; «Путь из Горок», 1929, Центральный музей им. В. И. Ленина) и другие.

«Матросы в засаде»

«Путь из Горок»

Слайд 18

В эти же годы родилась одна из центральных тем советского искусства,

В эти же годы родилась одна из центральных тем советского искусства,

рассказывающая о деятельности и жизни В. И. Ленина. Лениниана прошла красной нитью через все этапы советского искусства.
Одной из важных особенностей нового, советского искусства стало то, что в образе своих героев художники подчеркивали их общественную и творческую активность, их высокий нравственный облик. Здесь пальма первенства принадлежала жанристам и портретистам, и среди них таким замечательным мастерам, как М. В. Нестеров, П. П. Кончаловский, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, Л. Д. Гудиашвйли. С. В. Малютин, написавшего портрет писателя Д. А. Фурманова, Г. Г. Ряжского (1895 — 1952), создавшего яркие образы женщин нового, социалистического общества в картинах «Председательница» (1928) и «Делегатка» (1927), увлекательного рассказчика Е. М. Чепцова (1875 — 1950) — автора картины «Заседание сельячейки» (1924), художника буйного темперамента А. Е. Архипова (1862 — 1930).

«Заседание сельячейки» (1924)

Слайд 19

Делегатка (1927) Председательница (1928)

Делегатка (1927)

Председательница (1928)

Слайд 20

Представление о живописи 20 — 30-х годов будет неполным, если не

Представление о живописи 20 — 30-х годов будет неполным, если не

упомянуть пейзажистов этого времени, и прежде всего К. Ф. Юбна , А. А. Рылова (1870 — 1939), В. Н. Бакшеева (1862 — 1958), В. К. Бялыницкого-Бирулю (1872 — 1957), А. В. Куприна (1880 — 1960), Н. П. Крылова (1884 — 1958), а также великолепного мастера натюрморта И. И. Машкова (1881 — 1944).

1924. Натюрморт. Виноград, лимон и рак

"Снедь московская. Хлебы" (1924)