Как жили крестьяне в восточной, московской, части края

Содержание

Слайд 2

1. Как жили крестьяне в восточной, московской, части края? В XVIIв.

1. Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?

В XVIIв. Подавляющее

большинство жителей восточной части края проживало к востоку от реки Волхов. Это было связано с тем, что эти земли принадлежали государю, а не помещикам, что давало относительную свободу крестьянам.
Крестьяне должны были платить «государев налог», выполнять государевы повинности: валить лес, прокладывать дороги, строить монастыри.
Слайд 3

Но крестьяне продолжали жить по обычаям отцов и дедов.

Но крестьяне продолжали жить по обычаям отцов и дедов.

Слайд 4

Как крестьяне воспринимали мир?

Как крестьяне воспринимали мир?

Слайд 5

Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей деревне.

Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей

деревне.
Слайд 6

Грамоте не обучались

Грамоте не обучались

Слайд 7

Крестьянский двор.

Крестьянский двор.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

- Где общались крестьяне? - Объясните – почему?

- Где общались крестьяне?
- Объясните – почему?

Слайд 12

Местом встречи были деревенские церкви Церковь Дмитрия Солунского в деревне Щелейки

Местом встречи были деревенские церкви

Церковь Дмитрия Солунского в деревне Щелейки

Слайд 13

Деревянная Георгиевская церковь в дер. Юксовичи

Деревянная Георгиевская церковь в дер. Юксовичи

Слайд 14

Согинский погост состоит из Никольской церкви (1696) и Ильинской церкви (1864).

Согинский погост состоит из Никольской церкви (1696) и Ильинской церкви (1864).

Обе постройки деревянные. Шатровый храм Николая Чудотворца сочетается с архитектурой Ильинской церкви, несмотря на разный возраст постройки.
Слайд 15

церковь Николая Чудотворца в Согинцах.

церковь Николая Чудотворца в Согинцах.

Слайд 16

Одежда крестьян XVI века. Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой

Одежда крестьян XVI века.

Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему

служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью. 
Слайд 17

Нижней (а у крестьянок - и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха

Нижней (а у крестьянок - и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха

из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. 
Слайд 18

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках.

 Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан,

держалась на плечевых лямках.
Слайд 19

Поверх рубахи надевали сарафан, который по линии груди подкраивался и был

Поверх рубахи надевали сарафан, который по линии груди подкраивался и был более

прилегающим. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных или оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью. 
Слайд 20

Слайд 21

Женские головные уборы 15-16 вв Женские головные уборы северных и некоторых

Женские головные уборы 15-16 вв

Женские головные уборы северных и некоторых центральных

губерний - род твердой шапочки - объединены названием "кокошник". Его изысканная форма как нельзя лучше гармонирует с величавым силуэтом сарафанной одежды. Существовало несколько видов кокошников. "Двурогий" (полумесяцем) достигал зачастую очень больших размеров, в иных случаях - шестидесяти сантиметров.
Слайд 22

Кокошник

Кокошник

Слайд 23

кичка

кичка

Слайд 24

Город Тихвин в XVII веке был единственным городом восточной части нашего

Город Тихвин в XVII веке был единственным городом восточной части нашего

края.

2. Как жили жители единственного города восточной части края?

Слайд 25

Тихвин вырос под стенами не крепости, а монастыря. План г. Тихвина Ивана Зеленина, составленный в 1678г.

Тихвин вырос под стенами не крепости, а монастыря. План г. Тихвина Ивана

Зеленина, составленный в 1678г.
Слайд 26

Какое значение в жизни Тихвина играл монастырь?

Какое значение в жизни Тихвина играл монастырь?

Слайд 27

Ученые полагают, что монастырь был основан в 15 веке, Тихвин стал

Ученые полагают, что монастырь был основан в 15 веке,

Тихвин стал

религиозным центром началось после появления здесь чудотворной иконы Богоматери. Согласно сохранившимся в летописи записям, в 1383 году над Ладожским озером произошло чудесное явление. Икона Божьей матери чудесным образом была перенесена на Русь и явила сияние над водами озера. По легенде, икона медленно плыла по воздуху и остановилась недалеко от реки Тихвинка. Чудо произошло летом, 26 июня (или 9 июля) 1383 года. На том месте, где икона остановилась, был заложен деревянный храм, а святыня получила название – икона Тихвинской Божьей матери. Многие люди стали считать явление иконы подтверждением особого значения России для Бога. Её называли символом централизованного государства.
Слайд 28

Тихвинский монастырь становится центром духовной жизни города и его окрестностей

Тихвинский монастырь становится центром духовной жизни города и его окрестностей

Слайд 29

Подумайте, почему в Тихвине происходила всероссийская ярмарка? Найдите на карте торговые пути, проходящие через Тихвин.

Подумайте, почему в Тихвине происходила всероссийская ярмарка? Найдите на карте торговые пути,

проходящие через Тихвин.
Слайд 30

В 1584 году Фёдор Ионович пожертвовал монастырю трёхсотпудовый колокол.

В 1584 году Фёдор Ионович пожертвовал монастырю трёхсотпудовый колокол.

Слайд 31

Храм Успения Богородицы

Храм Успения Богородицы

Слайд 32

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

Слайд 33

В Успенском монастыре сложилась живописная школа. Тихвинские мастера владели искусством фрески.

В Успенском монастыре сложилась живописная школа. Тихвинские мастера владели искусством фрески. Артель

во главе с Иваном Шомушским расписала Успенский собор фресками, сохранившимися до наших дней.
Слайд 34

Слайд 35

«Сказания о чудесах Тихвинской иконы» Деревянный храм, построенный для иконы в

«Сказания о чудесах Тихвинской иконы»

Деревянный храм, построенный для иконы в Тихвине,

трижды сгорал, однако икона оставалась нетронутой огнем. Потом воздвигли каменную церковь, а позже по повелению царя Иоанна Грозного устроили на этом месте монастырь. С первого дня явления Тихвинской иконы от нее не прекращали изливаться великие чудеса. В 1613 году Матерь Божия защитила Свою обитель от шведов: после крестного хода с Тихвинской иконой враг без видимых причин в страхе бежал.
Слайд 36

9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

Слайд 37

Д.З. Рассказ о жизни крестьян нашего края Праздничные традиции жителей нашего края Рассказ о Тихвинском монастыре

Д.З.

Рассказ о жизни крестьян нашего края
Праздничные традиции жителей нашего края
Рассказ

о Тихвинском монастыре