Католическая церковь в средние века. Крестовые походы

Содержание

Слайд 2

План 1. Раскол христианской церкви и организация западной (католической) церкви. 2.

План

1. Раскол христианской церкви и организация западной (католической) церкви.
2.

Борьба пап и императоров Священной Римской империи
3. Крестовые походы.
4. Ереси и упадок папства.
Слайд 3

Раскол христианской церкви В Средние века в Западной Европе огромную роль

Раскол христианской церкви

В Средние века в Западной Европе огромную роль играла

церковная организация во главе с папой римским.
Первоначально большинство христиан признавали власть не папы, а епископа Константинополя — патриарха, ему подчинялись и папы, но в конце VI в. эта власть ослабла.
В 754 г., возникло Папское государство, что вызвало разногласия между христианами Запада и Востока.
Западную церковь называли римско-католической(всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной).
Окончательный раскол православной и католической церквей произошел в 1054г.

Католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа.
Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание.
Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя.
В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только на монахов.

Слайд 4

Организация католической церкви Устройству католической церкви напоминало «феодальную лестницу». Низшее звено

Организация католической церкви

Устройству католической церкви напоминало «феодальную лестницу».
Низшее звено

- священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме.
Приходские священники избирали епископа епархии.
Епископы нескольких епархий подчинялись архиепископу.
Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.
Слайд 5

Клюнийская реформа Большим авторитетом пользовались монастыри, жизнь которых определялась уставом. По

Клюнийская реформа

Большим авторитетом пользовались монастыри, жизнь которых определялась уставом.
По мере

роста богатств многие монахи забывали о строгости монашеской жизни. Монахи жили за счет крестьян. Главы монастырей - аббаты окружали себя роскошью.
Это вызывало протест и среди населения и среди отдельных монахов, которые основывали новые монастыри, где возрождались строгие правила.
С X — XI вв. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции.
Клюнийская реформа затронула всю церковь: была запрещена торговля должностями, ведено правило целибата (безбрачия).
Реформа значительно укрепила авторитет церкви

Собор аббатства Клюни. Реконструкция

Слайд 6

Монашеские ордена Постепенно в церковной среде пороки распространяются вновь , что

Монашеские ордена

Постепенно в церковной среде пороки распространяются вновь , что привело

к возникновению в XIII в. орденов монахов - нищих.
Эти монахи считали, что они должны странствовать и проповедовать учение Христа.
Крупнейшими стали ордена францисканцев и доминиканцев.
Основателем ордена францисканцев стал итальянец Франциск Ассизский, который проповедовал любовь к людям и даже животным, отказ от имущества, добровольную нищету. Францисканцы своим примером показывали всем возможность безгрешной жизни.
Орден доминиканцев возник в Испании. Доминиканцы прославились защитой католичества.
Слайд 7

Борьба пап и императоров Священной Римской империи В X веке король

Борьба пап и императоров Священной Римской империи

В X веке король восточногерманского

государства Оттон I присвоил себе право назначать епископов и церковь перешла под власть короля.
В 962 г. папа короновал Оттона императорской короной и папы попали в зависимость от императоров. Так произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей.
После клюнийской реформы папы начали бороться за освобождение от власти императоров.
Эта борьба с переменным успехом продолжалась до XVII века.

Оттон I в «Хронике саксов и Тюрингов» (ок. 1530/1535), Веймар, изображение работы Лукаса Кранаха Старшего

Слайд 8

Причины крестовых походов К концу XI в. возникла нехватка свободных земель,

Причины крестовых походов

К концу XI в. возникла нехватка свободных земель, что

вызывало войны, голод и эпидемии.
Причиной это люди видели в наказаниях за грехи.
Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест.
Но после захвата Палестины турками сельджуками, паломничество туда стало почти невозможным.
Поход для освобождения Гроба Господня рассматривался не только как богоугодное дело, но и способ обеспечить землей феодалов и крестьян.
В 1095 г., во время церковного собора в г. Клермон папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину.
Слайд 9

Ход крестовых походов В 1096— 1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок

Ход крестовых походов

В 1096— 1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок -

сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство, вассалами которого были графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское.
Ведя постоянные войны с мусульманами крестоносцы постепенно начали терять свои владения.
Было еще семь крупных крестовых походов, большинство которых были почти безрезультатны.
В 1204 г. во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь, взяли его и создали на землях Византии Латинскую империю, которая была ликвидирована только в 1261 г.
В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине — Акра.
Слайд 10

Слайд 11

Духовно-рыцарские ордена В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно-рыцарские

Духовно-рыцарские ордена

В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно-рыцарские ордена,

члены которых становились монахами-воинами.
Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден.
Рыцари-монахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе.

Со временем ордена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверждали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства.

Слайд 12

Значение крестовых походов Крестовые походы способствовали знакомству европейцев с культурой Византии

Значение крестовых походов

Крестовые походы способствовали знакомству европейцев с культурой Византии и

восточных стран, заимствованию многих достижений.
Укрепились позиции европейских купцов, что вело к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства.
Отток наиболее воинственной части феодалов, и их гибель способствовали королевской власти
Слайд 13

Ереси и борьба с ними церкви Ереси - отклонения от церковных

Ереси и борьба с ними церкви

Ереси - отклонения от церковных догматов,

существовали еще во времена становления христианской церкви, но с XII —XIII вв. они усилились.
Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств.
Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви.
Еретики отказывались молиться в «испорченных» храмах, платить церковную десятину.
Главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания., в первую очередь - публичное сожжение заживо на костре.

Для борьбы с ересями католической церковью было создано особое учреждение дознания и суда — инквизиция.
Помимо еретиков инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом ведьм и колдунов.
В области, где еретиков было очень много, устраивали крестовые походы. Самыми крупными были походы против еретиков-альбигойцев при папе Иннокентии III.