Казачество в колонизационных процессах конца XIX – XX начала века

Содержание

Слайд 2

Цель Целью данного доклада является анализ положения казачества на фронтирах Российской

Цель

Целью данного доклада является анализ положения казачества на фронтирах Российской империи

в период конца XIX-начала XX веков
Слайд 3

Кто? Казаки, по сути, военные поселяне с особым сословным статусом и

Кто?

Казаки, по сути, военные поселяне с особым сословным статусом и большим

массивом земель, которые были мотивированы в поддержке как внешнеполитических, так и внутриполитических акций империи
Слайд 4

Минусы Низкая эффективность в качестве земледельцев. Формирование отрицательного образа казака как

Минусы

Низкая эффективность в качестве земледельцев.
Формирование отрицательного образа казака как представителя

русского народа.
Не казаки ассимилировали иноверцев, а иноверцы казаков.
Создавались трудности для миграционной политики.
Слайд 5

О плохих земледельцах «О всех отраслях казачьего хозяйства можно сказать, что

О плохих земледельцах

«О всех отраслях казачьего хозяйства можно сказать, что

они ведутся по преданию, без всяких научных знаний. Иные земледельцы боятся улучшений в хозяйстве, как страшной ереси: “так наши отцы пахали, и мы также будем пахать…”. Возможность распахивать юртовые новые земли или арендовать баснословно дешево киргизские ведет к тому, что казаки мало заботятся о восстановлении плодородия выпаханных ими земель»
«факт полной запущенности казачьего хозяйства при изобилии годных под культуру земель».
Слайд 6

Г.Н.Потанин о отрицательном образе казаков В Прииртышской степи преобладал тип казака,

Г.Н.Потанин о отрицательном образе казаков

В Прииртышской степи преобладал тип казака, который,

как описывал уроженец этих мест Г.Н. Потанин, — «ловкий торговец, кулак и плохой работник. При домах содержатся наемные работники, почти все из киргизов; сами же казаки предпочитают проводить время в разъездах по аулам для сбора своих долгов».
Слайд 7

Казак о кумысе, «перенятии» иноверческой одежды и языка На вопрос Г.Е.

Казак о кумысе, «перенятии» иноверческой одежды и языка

На вопрос Г.Е. Катанаева,

зачем казак носит казахский бешмет, кумыс пьет и говорит «по-киргизски»? — ему один из казаков объяснил: «По-киргизски, ваше выс-б-дие, нельзя нам не говорить, потому с киргизским языком можно всю степь изойти; а киргиза когда дождешься как начнет он по-русски говорить; худо учится, русский язык не киргизский — мудреный язык, ему скоро не выучишься… А что бешмет мы любим, да кумысом не брезгаем, так мы так полагаем, что в этом худого ничего нет; если бешмет удобен, отчего не носить, а кумыс вкусен, почему его не пить; кумыс и господа офицеры кушают…».
Слайд 8

«Обратная ассимиляция» «В пище казак часто употребляет баранину, а вот традиционные

«Обратная ассимиляция»

«В пище казак часто употребляет баранину, а вот традиционные русские

каши редки. Не отличаются казаки и набожностью, редко посещают церковную службу, хотя обряды исполняют исправно, на судьбу не ропщут, но, в отличие от крестьян, не ищут утешения в молитве. Даже физиономия нашего казака выродилась и всего чаще напоминает облик своего соседа — инородца»
Слайд 9

Плюсы Казачьи идеологи формулировали историческую задачу казаков на азиатских окраинах следующим

Плюсы

Казачьи идеологи формулировали историческую задачу казаков на азиатских окраинах следующим образом:

«Если бы даже слияние с центром у покоренных, неславянских областей произошло бы полное, долго еще эти области не проникнутся идеей государственности, в них всегда будет жить надежда отпадения, стремления центростремительные. Казачество, как окраинное русское население, всегда или долго еще будет играть роль цемента: теперь от него, помимо задач проведения государственных идей, нередко требуется применение мер чисто физического воздействия, позже, — и, дай Бог, чтобы это произошло поскорее, — за ним надолго сохранится роль русского, имперского культуртрегера в самом широком значении этого слова».