Культ животных в Древнем Египте

Содержание

Слайд 2

Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности.

Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой

древности. Считается, что сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и страх у человека. В дальнейшем же возник этот культ, проявляющийся в форме обожествления животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.
Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим – в отдельных частях страны, наконец, третьим – только в какой-то одной местности.
Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. 
Слайд 3

крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия.

крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия.

Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные виды быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога:
1) полное тождество;
2) бык (корова) как земное воплощение божества;
3) как атрибут божества.
основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ; центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис).
боги принимавшие образы быков — Атум, Осирис;
богини-коровы — Ихет, Метуер, Нут, Хесат, Хатхор;
божества-быки — Бех (Бухис), Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис);
боги слияния культов с быком Хепом (Аписом) — Апис-Атум, Апис-Осирис, Серапис.
Слайд 4

Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до

Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго

до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа. Апис был одним из божеств Мемфиса.
Что же представляет собой Апис согласно египетским источникам? Поскольку Апис был мемфисским божеством, он связывается с мемфисским богом Пта. В Большом папирусе Харрис I об Аписе сказано, что он душа бога Пта; Апис рассматривается как оракул бога Пта и, наконец, объединяется с богом Осирисом, являя божество Апис-Осирис. Но синкретическое Апис-Осирис отнюдь не тождественно имени Осирис-Апис. Так именуется умерший Апис в знак того, что после смерти, как и все прочие умершие, он превратился в Осириса. Сохранилось много бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами.
Культ Аписа был всеегипетским, а также признавался персидскими царями (Дарий I), Лагидами и даже римскими императорами.
Слайд 5

Фредерик Беджмин, «Процессия священного быка Аписа», 1879 год. Egyptian Polychrome Cartonnage

Фредерик Беджмин, «Процессия священного быка Аписа», 1879 год.

Egyptian Polychrome Cartonnage Section Depicting

the Apis Bull, Third Intermediate Period,
1050-525 BC

Изножье саркофага, изображающего Аписа, или Священного быка, на окрашенной древесине

- бронзовые статуэтки Аписа -

Стелы, посвященные Апису

Слайд 6

Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису.

Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису.

Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей.
Обнаружены заупокойные скарабеи, «заменители» сердца для быков Мневисов, на одном из них – формула, почти тождественная формуле на скарабеях, применяемых при мумификации людей. Хоронили Мневисов в гелиопольском Серапеуме. Мневис был оракулом бога Ра и его воплощением на земле. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со времен XVIII династии, но восходит он, несомненно, к более древним временам.
В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти, его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков – Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах. Интересно отметить, что цветная иконография Бухисов не всегда была выдержана в реалистическом стиле: в ряде случаев они изображены не черно-белыми, а красновато-коричневыми.
Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти.
Слайд 7

Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы.

Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные,

«верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.
Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте – не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте – не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако культ крокодила не был всеегипетским – в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине.
с формированием культа антропоморфных богов, некоторые из них сохранили зооморфные черты крокодила и он считался их воплощением на земле — Себек, Себектет;
зооморфные черты крокодила были у чудовища Амимит;
в некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде крокодилов.
Слайд 8

Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Считается, что в

Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Считается, что

в династическом Египте слово «Себек» означало «крокодил», но нет никаких лексикографических данных в доказательство своего утверждения. «Себек» было названием божества. В египетском языке насчитывалось 20 различных обозначений для крокодила, но слова «Себек» среди них нет.
Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами. Таких мест было множество в долине Нила.
Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним. На египетских рельефах нередки изображения крокодила, подстерегающего переходящие реку стада и пастухов, которые криками отгоняют хищника.
Слайд 9

Рассказ географа Страбона (64-23 гг. до н.э.) о его посещении города Арсинои и храма Себека:

Рассказ географа Страбона (64-23 гг. до н.э.) о его посещении города

Арсинои и храма Себека:
Слайд 10

Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому

Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому

считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона.
Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью – об этом совершенно определенно говорят Геродот и Диодор, живший значительно позже. Страбон рассказывает о священной хищной птице, содержавшейся при храме ,на острове Фдлэ.
Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулатуры всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона.
Слайд 11

В египтологии существовали две точки зрения относительно культа Хора-сокола. Согласно одной,

В египтологии существовали две точки зрения относительно культа Хора-сокола. Согласно одной,

Хор-сокол был исконным нижнеегипетским божеством, согласно другой – верхнеегипетским. С позиций тотемизма эта полемика не существенна: в исторические времена культ Хора-сокола был фактически общеегипетским, но большинство крупных центров этого культа было расположено все же в Верхнем Египте. Таковы Ком-Омбо, Эдфу, Гиераконполь и др. Как полагает Кеес, это объясняется природными условиями Верхнего Египта, а также распространением здесь сокола и ястреба.
Слайд 12

Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых»

Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых»

один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает как «великий кот».
Из Геродота мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу Тутмоса.
Очень интересно отметить, что еще в XIX в. н.э. в Верхнем Египте было распространено поверье, что в кошек вселяются духи джинна.
С кошачьими в египетской мифологии позднее ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Бастет, Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Их культ носил локальный характер. Львы символизировали могущество и мощь богов и фараона. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер — страж горизонта, бог вчера и завтра). Позднее Бастет начали отождествлять с кошкой.
С образом Льва были связаны Ра, Гор, Амир и др. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня.
Слайд 13

Ко времени XXII династии относится начало расцвета культа богини города Бубаст

Ко времени XXII династии относится начало расцвета культа богини города

Бубаст – Бастет. Ее олицетворяла кошка, хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше.
Бастет, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками.
Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Слайд 14

В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так,

В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так,

на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах – фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны).
В 1906 году известный французский археолог Клермон-Ганно проводил раскопки на острове Элефантина. Он обнаружил кладбище священных баранов храма бога Хнума, относящееся к греко-римскому времени. Здесь были найдены мумии священных баранов.
Слайд 15

Большую роль в египетской религии играли змеи. Змеи для египтян были

Большую роль в египетской религии играли змеи. Змеи для египтян были

грозными, опасными и вместе с тем таинственными существами: они подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных для человеческого глаза местах.
Богиня-змея Уаджет (по-егип. «зеленая») была богиней-покровительницей Нижнего Египта и в качестве таковой входила как обязательный компонент в титулатуру фараонов наряду с изображением богини-коршуна – покровительницы Верхнего Египта. Изображение змеи имелось на головном уборе фараона – оно как бы служило защитой от всех врагов. Доказано, что культ богини-змеи существовал также в Имете и в Небте – Верхний Египет (современное селение Бялифия, близ Гераклеополя).
В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. На юге Фаюма, в Мединет Мади и Фивах, она считалась богиней закромов. От времени Аменхотепа II сохранилась статуя человека, поклоняющегося Рененутет в облике змеи.
В фиванском некрополе поклонялись богине Мертсегер также в облике змеи.
Наряду с этим змеи нередко олицетворяли темные силы зла, в победоносное единоборство с которыми вступали благие божества, и в первую очередь бог солнца Ра. В облике змеи представал демон темноты Небедж и пр.
Слайд 16

Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что

Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что маленький жук

повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни во всём сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с востока на запад, пока зародыши не созреют и не родятся на свет.
Считалось, что все мелкие животные рождаются из плодородного ила Нила, и только скарабей рождается из песков пустыни.
Движение скарабея с шариком навоза с востока на запад символизирует рождение и движение Солнца на небосводе. Египтяне отождествляли скарабея с таинством сотворения светила и изображали египетского бога Хепри — творца мира и человека — с головой-скарабеем. Хепри – слово, созвучное с глаголом хепер – «быть», «становиться».
Изображения священного скарабея встречаются в росписи гробниц, на папирусах. Сохранились ювелирные украшения и скульптуры, изображающие скарабеев. В храмовом комплексе Карнак недалеко от Луксора сохранилась колонна, которую венчает каменный скарабей. В виде изображения скарабея часто изготавливались печати и амулеты.
Слайд 17

Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также

Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также

в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурт, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.
Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат.
Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида.
Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), – богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа.
Не было отказано в обожествлении и рыбе. По свидетельству александрийского епископа Афанасия, с культом рыб дело обстояло так: «Рыбу, которую в одном месте чтут, в другом вылавливают и употребляют в пищу». От позднего времени сохранились амулеты в виде рыб и даже небольшие гробики для умерших рыб.
Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: «Да живет [бог] Ра, да сгинет черепаха». Участь черепахи разделяла свинья – она считалась ритуально нечистым животным.