Культура Древней Руси IX-XII век

Содержание

Слайд 2

Цель: охарактеризовать развитие культуры Руси IX –XII века, определить факторы, повлиявшие

Цель:

охарактеризовать развитие культуры Руси IX –XII века, определить факторы, повлиявшие на

её развитие, рассмотреть выдающиеся достижения
Слайд 3

Задачи: Обобщить и систематизировать знания обучающихся о русской культуре домонгольского периода

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания обучающихся о русской культуре домонгольского периода
Cпособствовать развитию

умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиям
На примерах памятников древнерусской культуры показать красоту и оригинальность русского искусства
Слайд 4

План 1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Письменность, грамотность. 3. Летописи.

План

1. Особенности культуры Древней Руси.
2. Письменность, грамотность.
3. Летописи.
4. Литература.
5. Архитектура.
6. Живопись.
7.

Задания ЕГЭ.
Слайд 5

• • • • • Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных






Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян; Древнерусская культура впитывала в

себя
и культурные достижения ближайших своих соседей;
Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства;
Переплетение христианских и языческих влияний.
Мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными.

1.Особенности культуры Древней Руси

Слайд 6

2. Письменность, грамотность Существовала до принятия христианства. • • Глиняный смоленский

2. Письменность, грамотность

Существовала до принятия христианства.



Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден

в 1949г.Надпись «горушна» - прянность
Договор князя Олега с Византией (911).
Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.
IXв.
Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.
Слайд 7

Материал для письма • Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя

Материал для письма


Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы.

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.
Слайд 8

• Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII


Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях

пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.
Слайд 9

Жанры 3. Литература Жития – литературное описание людей, причисленных к лику

Жанры

3. Литература

Жития – литературное описание людей, причисленных к лику святых
«Сказание о

Борисе и Глебе», «Жития княгини Ольги»

Летопись- запись

происходивших

событий,

составленная по

годам.

«Повесть

временных лет»

XIIв.

«Слово» (поучения, похвалы письма)- торжественное и поучающее обращение
«Слово о Законе и Благодати». XIв.

«Хождения» (или, по-

древнерусски, хожения) —

своеобразные путевые

заметки.

«Хожение» игумена Даниила

в Святую Землю.

Слайд 10

Летописи Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская,

Летописи
Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто

в Киеве начал первее княжить и откуда Русская земля начала быть".
Слайд 11

О летописи «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1

О летописи
«Повесть временных лет»

«Повесть временных лет» составлена около 1 13 года

монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды.
Слайд 12

Владимир Мономах 1053-1125 Поучение – жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни.

Владимир Мономах 1053-1125

Поучение – жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила

жизни.
Слайд 13

«Поучение Владимира Мономаха» … Не ленитесь, но за всем наблюдайте. …

«Поучение Владимира Мономаха»

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.
… Ни питью,

ни еде не предавайтесь, ни спанью.
… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
… напоите и накормите просящего…
… убогих не забывайте и подавайте сироте…
… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
… соблюдайте свое слово…
… Гордости не имейте в сердце и в уме.
… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
Слайд 14

5. Архитектура Деревянное зодчество Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и

5. Архитектура

Деревянное зодчество

Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема,

городские крепости.
Особенности : многоярусность строений; наличие разнообразных построек; увенчание построек теремами и башенками; резьба по дереву.

Двор князя

Слайд 15

Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Успения Богородицы, заложенная

Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Успения Богородицы, заложенная

византийскими мастерами в Киеве в 989 г. и законченная в 996 г. Так как князь Владимир выделил десятую часть доходов на содержание этой церкви, то она получила название Десятинной. Церковь рухнула в 1240 г. во время взятия Киева Батыем. До нас дошли только остатки ее фундамента.

Каменное зодчество

Слайд 16

• Крестово-купольный храм - тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии.


Крестово-купольный храм - тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом

типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста.
Слайд 17

Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в

Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в

1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской.

Софийский собор в Киеве,1037г.

Слайд 18

Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045—1050 годах.

Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в
1045—1050 годах.

Слайд 19

Софийский собор в Новгороде По примеру Киева в 40-е — 50-е

Софийский собор в

Новгороде

По примеру Киева в 40-е
— 50-е годы XI века

были построены
Софийские соборы в
Новгороде и Полоцке.
Дошедшая до нашего времени София
Новгородская намного
строже и монументальнее киевского собора —
гармоничная византийская
традиция ощущается здесь намного слабее.
Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не

знает мозаики — Софию

Новгородскую украшали

только фрески.

Слайд 20

Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры.

Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры.

Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху — археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века — прежде всего это Золотые ворота во Владимире
Золотые ворота во Владимире
Слайд 21

Произведения живописи- это иконопись (искусство изображения святых по строго определенным канонам),

Произведения живописи- это иконопись (искусство изображения святых по строго определенным канонам),

фрески (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке)и мозайки (картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков).

6. Живопись

Слайд 22

Иконопись Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо

Иконопись

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними

иконами, либо иконописными подлинниками.

Канон – свод положений, норм, правил.
Мог быть “лицевым” и “словесным”

Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .

Слайд 23

Фрески Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1

Фрески

Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде.
1 99

Роспись растительными

красками на сырой штукатурке
Слайд 24

Иконы Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не

Иконы

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была

так популярна, как на Руси.
Слайд 25

2. Установите соответствие между названиями произведений и их авторами: к каждой

2. Установите соответствие между названиями произведений и их авторами: к каждой

позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.

Название произведений А) «Слово о законе и благодати» Б) «Повесть временных лет»
В) «Поучение детям»
Г) «Остромирово Евангелие»

Автор
Владимир Мономах
Илларион
Нестор
Ярослав Мудрый
Софроний Рязанец
дьякон Григорий

Слайд 26

3. Ниже приведён список памятников архитектуры. Все они, за исключением одного,

3. Ниже приведён список памятников архитектуры. Все они, за исключением одного,

относятся к культуре Древней Руси.
1) Софийский собор в Киеве 2) Десятинная церковь;
3) Борисоглебский собор; 4) церковь Покрова на Нерли; 5) церковь Вознесения в Коломенском; 6) Золотые ворота во Владимире. Найдите и запишите порядковый номер памятника архитектуры, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ
Слайд 27

4.Запишите термин о котором идет речь. Тип христианского храма сформировавшийся в

4.Запишите термин о котором идет речь.
Тип христианского храма сформировавшийся в Византии,

который лег в основу древнерусских соборов.
Ответ
Слайд 28

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке

данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
«Слово о полку Игореве»
Владимир Мономах
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Игорь Новгород-Северский
«Слово о законе и благодати»
Святополк
«Садко»
Летопись
Баллада

Слайд 29

Рассмотрите изображения и выполните задания 18,19

Рассмотрите изображения и выполните задания 18,19

Слайд 30

1) 2) 3) 4)

1)

2)

3)

4)

Слайд 31

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные,

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым
высказываются различные, часто противоречивые

точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в
исторической науке.
©ȼ ɩ ɨ ɪ ɭ ɫ ɜɨ ɟ ɝɨ ɝɨ ɫ ɭ ɞɚɪ ɫ ɬ ɜɟ ɧɧɨ ɝɨ ɫ ɬ ɚɧɨ ɜɥɟ ɧɢɹɊɭ ɫ ɶɢɫ ɩ ɵ ɬ ɵ ɜɚɥɚ ɫ ɢɥɶɧɨ ɟ ɜɥɢɹɧɢɟ ȼɢɡɚɧɬ ɢɢɤɨ ɬ ɨ ɪ ɚɹɞɥɹɫ ɜɨ ɟ ɝɨ ɜɪ ɟ ɦ ɟ ɧɢɛɵ ɥɚɨ ɞɧɢɦ ɢɡɧɚɢɛ ɨ ɥɟ ɟ ɤɭ ɥɶɬ ɭ ɪ ɧɵ ɯɝɨ ɫ ɭ ɞɚɪ ɫ ɬ ɜɦɢɪ ɚ ª
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два
аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте
исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение: 1) …
2) …