Культура Европы XVIII век

Слайд 2

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ — ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРЕХОДА ОТ

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ — ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРЕХОДА ОТ

ФЕОДАЛИЗМА К КАПИТАЛИЗМУ. В СЕРЕДИНЕ ВЕКА ЗАВЕРШИЛСЯ ПРОЦЕСС ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА, ВЕЛАСЬ БОРЬБА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, СОЗРЕВАЛА РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ. ПОЗДНЕЕ ОНА ПРИВЕЛА К ГОСПОДСТВУ КЛАССИЧЕСКИХ ФОРМ РАЗВИТОГО КАПИТАЛИЗМА.
Слайд 3

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВОЗРАСТАЛО ЗНАЧЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ. РАСШИРИЛАСЬ СФЕРА

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВОЗРАСТАЛО ЗНАЧЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ. РАСШИРИЛАСЬ СФЕРА

ИСКУССТВА, ОНО СТАНОВИЛОСЬ АКТИВНЫМ ВЫРАЗИТЕЛЕМ ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ, НАПОЛНЯЛОСЬ ЗЛОБОДНЕВНОСТЬЮ, БОЕВЫМ ДУХОМ, ОБЛИЧАЛО ПОРОКИ И НЕЛЕПОСТИ НЕ ТОЛЬКО ФЕОДАЛЬНОГО, НО И НАРОЖДАЮЩЕГОСЯ БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА. ОНО ВЫДВИНУЛО И НОВЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ НИЧЕМ НЕ СКОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СВОБОДНОГО ОТ ИЕРАРХИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ВМЕСТЕ С ТЕМ НАДЕЛЕННОГО БЛАГОРОДНЫМ ЧУВСТВОМ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ. ИСКУССТВО СТАНОВИЛОСЬ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫМ, ОБРАЩАЛОСЬ НЕ ТОЛЬКО К КРУГУ УТОНЧЕННЫХ ЦЕНИТЕЛЕЙ, НО К ШИРОКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ.
Слайд 4

Слайд 5

АНТУАН ВАТТО. САВОЯР С СУРКОМ. 1716 Г. ХОЛСТ, МАСЛО. 40,5 Х32,5.

АНТУАН ВАТТО. САВОЯР С СУРКОМ. 1716 Г. ХОЛСТ, МАСЛО. 40,5 Х32,5.

ТРОГАТЕЛЕН

БРОДЯЖКА - САВОЯР (УРОЖЕНЕЦ ПРОВИНЦИИ САВОЙИ) С ФЛЕЙТОЙ И ЯЩИКОМ, ИЗ КОТОРОГО РУЧНОЙ СУРОК ДОЛЖЕН ВЫТАСКИВАТЬ БИЛЕТИКИ СО СЧАСТЬЕМ”. МАЛЬЧИК ОДИН, НА УЛИЦАХ ГОРОДКА НИ ДУШИ, И ХОТЯ ОН КАК БУДТО ПОЗИРУЕТ, С УЛЫБКОЙ ГЛЯДЯ НА ЗРИТЕЛЯ, ОТ ЕГО БЕСПРИЮТНОСТИ, СТОПТАННЫХ В ДОЛГИХ ПЕРЕХОДАХ БАШМАКОВ, БЕДНОГО ПЛАТЬЯ, ОТ ЕГО ОДИНОЧЕСТВА ВЕЕТ ЩЕМЯЩЕЙ ТОСКОЙ, ТАК ЧАСТО СВОЙСТВЕННОЙ КАРТИНАМ ВАТТО.
ПРИОБРЕТЕНА ДЛЯ ЕКАТЕРИНЫ I И ПОСТУПИЛА В ЭРМИТАЖ МЕЖДУ 1774 И 1797 ГОДАМИ.
Слайд 6

ФРАНЧЕСКО ГВАРДИ. ВЕНЕЦИАНСКИЙ ДВОРИК. 1770-Е ГГ. ХОЛСТ, МАСЛО. 38Х26. ЮЖНОЕ СОЛНЦЕ,

ФРАНЧЕСКО ГВАРДИ. ВЕНЕЦИАНСКИЙ ДВОРИК. 1770-Е ГГ. ХОЛСТ, МАСЛО. 38Х26.

ЮЖНОЕ СОЛНЦЕ, ПРОНИЗЫВАЯ

НАПОЕННЫЙ МОРСКОЙ ВЛАГОЙ ВОЗДУХ, ОСВЕЩАЕТ КАМЕННЫЕ ПЛИТЫ ДВОРИКА, СОГРЕВАЕТ СТЕНЫ СТАРЫХ ДОМОВ. В СТРОГОЙ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПОСТРОЕННОСТИ И КОМПОЗИЦИОННОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ НЕЛЬЗЯ НЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ЗОДЧИХ И ЖИВОПИСЦЕВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФИГУРКИ В ПЕЙЗАЖЕ НЕ ПРОСТО СТАФФАЖ ИЛИ НЕОБХОДИМЫЕ ЦВЕТОВЫЕ АКЦЕНТЫ — ОНИ ПРИДАЮТ КАРТИНЕ ЖИЗНЕННОСТЬ, ПОЛНОКРОВНОСТЬ И НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛЮЧ ЭТОГО ПЕЙЗАЖА ГВАРДИ (КАК И ПАРНОГО К НЕМУ В ТОМ ЖЕ МУЗЕЕ) — ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ РОДНОМУ ГОРОДУ, ПРЕКРАСНОЙ ВЕНЕЦИИ.
ПОСТУПИЛА ИЗ СОБРАНИЯ Д. И. ЩУКИНА В 1924 ГОДУ.
Слайд 7

ЖАН-БАТИСТ ШАРДЕН. МОЛИТВА ПЕРЕД ОБЕДОМ. 1744 Г. ХОЛСТ, МАСЛО. 49,5 Х

ЖАН-БАТИСТ ШАРДЕН. МОЛИТВА ПЕРЕД ОБЕДОМ. 1744 Г. ХОЛСТ, МАСЛО. 49,5 Х

38,4.

В ТАКИХ ЖАНРОВЫХ КАРТИНКАХ ШАРДЕНА (1699—1779), КАК ,,МОЛИТВА ПЕРЕД ОБЕДОМ”, ЯВСТВЕННО ПРОСТУПАЮТ ЕГО ПРОЧНЫЕ СВЯЗИ С МЕЛКОБУРЖУАЗНЫМИ КРУГАМИ ПАРИЖА. ОН ЛЮБИЛ ЭТОТ ХОРОШО ЕМУ ЗНАКОМЫЙ И РОДНОЙ БЫТ, ГДЕ ЦАРИЛИ ТРУДОЛЮБИЕ И СКРОМНОСТЬ, ГДЕ УЮТ, ПОРЯДОК И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЦЕЛИКОМ ЗАВИСЕЛИ ОТ ХОЗЯЙКИ ДОМА. ПОЭТОМУ ЕГО РАССКАЗ ТАК ОБСТОЯТЕЛЕН И НЕТОРОПЛИВ, ПОЭТОМУ СТОЛЬКО СЕРДЕЧНОЙ ТЕПЛОТЫ И ИСКРЕННОСТИ В ЕГО ЖИВОПИСИ. СВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ МАСТЕРСТВО НАТЮРМОРТИСТА ШАРДЕН ИСПОЛЬЗУЕТ ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ О ЖИЗНИ ЭТИХ ДУШЕВНО БЛИЗКИХ ЕМУ ЛЮДЕЙ. КРЕПКО ОРГАНИЗОВАННАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ГДЕ ВСЕ ДЕЙСТВИЕ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ВОКРУГ СТОЛА, ВЫДЕЛЕННОГО ИНТЕНСИВНО БЕЛЫМ ЦВЕТОМ СКАТЕРТИ, СОЗДАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ И УСТОЙЧИВОСТИ СЕМЕЙНОГО МИРА.