Культура периода феодальной раздробленности

Содержание

Слайд 2

Общерусская культура высочайшего уровня (X – XII вв.) Создание культурно-художественных школ

Общерусская культура высочайшего уровня (X – XII вв.)
Создание культурно-художественных школ
Монголо-татарское нашествие
Упадок

культуры
Начало возрождения (XV век)
Стремление к единению

Особенности периода

Слайд 3

Катастрофические последствия монголо-татарского нашествия Разорение русских земель Разрушение и гибель культурных

Катастрофические последствия монголо-татарского нашествия

Разорение русских земель
Разрушение и гибель культурных ценностей
Истребление и

угон в плен значительной части городского населения
Утрачивание ряда ремесел, забыты многие технические приемы и навыки
Гибель многих памятников письменности, упадок летописания, живописи, прикладного искусства
Слайд 4

Берестяные грамоты «Поклон к Юрию и к Максиму от всех крестьян.

Берестяные грамоты

«Поклон к Юрию и к Максиму от всех крестьян.

Что ты дал нам за ключника! Он за нас не стоит,
нас продает и мы им ограблены…Из-за него погибаем…Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьем.»

Более 700 берестяных грамот найдено во время
археологических раскопок в Новгороде в 1951г.

Слайд 5

Обучение – домашнее или при монастырях

Обучение – домашнее
или при монастырях

Слайд 6

Азбука Материал для письма

Азбука

Материал для письма

Слайд 7

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

Слайд 8

Продолжало развиваться былинное творчество С XIII в. главной темой устного народного

Продолжало развиваться былинное творчество

С XIII в. главной темой устного народного

творчества стала борьба против золотоордынского ига. Многие поэтические произведения в переработанном виде вошли в письменную литературу - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве. Новую жизнь получали древние былины.
Слайд 9

В XIV в. складывался цикл новгородских былин о Василии Буслаеве и

В XIV в. складывался цикл новгородских былин о Василии Буслаеве

и Садко, отразивший могущество Новгорода и вольнолюбивый дух новгородцев.
Слайд 10

Появление в былинах образов монгольских ханов. Старые былинные герои - с чертами монголов.

Появление в былинах образов монгольских ханов. Старые былинные герои -

с чертами монголов.
Слайд 11

Переводная литература (около 90 % ): Евангелие, Апостол, Псалтырь. Произведения Иоанна

Переводная литература (около 90 % ):

Евангелие, Апостол, Псалтырь.
Произведения Иоанна Златоуста
Византийские светские

повести и романы.
Воинские повести.
Рассказы о морях, океанах, реках, диковинных животных, звездах.
Произведения восточных авторов (сирийские, индийские).
Слайд 12

"Слово о полку Игореве", конец XIII в. (1185 г. - поход

"Слово о полку Игореве", конец XIII в. (1185 г. - поход

Новгород-Северского
князя Игоря против половцев) - яркий образец русской эпической литературы.

Главная идея "Слова о полку Игореве" в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели.

Слайд 13

Исторические повести До Куликовской битвы "О битве на Калке"

Исторические повести
До
Куликовской
битвы

"О битве на Калке"

Слайд 14

Исторические повести До Куликовской битвы " Повесть о разорении Рязани Батыем "

Исторические повести
До
Куликовской
битвы

" Повесть о разорении Рязани Батыем "

Слайд 15

До Куликовской битвы Повести об Александре Невском

До
Куликовской
битвы

Повести об Александре Невском

Слайд 16

«Слово Даниила Заточника» Идеи признания человеческого достоинства и защиты прав личности

«Слово Даниила Заточника»

Идеи признания человеческого достоинства и защиты прав личности

независимо от ее положения.
Много иронии, сатиры, пословиц, поговорок, балагурства.
Философские рассуждения о природе счастья и несчастья («участи» и «доли»).
Многие суждения нравственного характера актуальны и сегодня.

«Литературным памятником,
стоящим вне жанровых систем»,
назвал «Слово (или моление)
Даниила Заточника» Д.С. Лихачев.

«Моление Даниила Заточника» - послание к князю (?) от человека, попавшего в «заточение» - рассказ о бедствиях, гонениях, мечта о расположении князя, готовность служить ему верой и правдой.

Слайд 17

Жанр "плачей" «О ветер, ты, ветер! К чему же так сильно

Жанр "плачей"

«О ветер, ты, ветер!
К чему же так сильно веешь?
На что

же наносишь ты стрелы ханские
Своими легковейными крыльями
На воинов лады моей?
Мало ль подоблачных гор твоему веянью?
Мало ль кораблей на синем море твоему лелеянью?
На что ж, как ковыль-траву, ты развеял мое веселие?»

«Плач Ярославны»

Слайд 18

Летописание Итак, русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного

Летописание

Итак, русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного

народного творчества. Одним из основных оригинальных жанров формирующейся древнерусской литературы стало летописание. При этом русские летописи - не просто памятники литературы или исторической мысли.

Они отражают широкий круг представлений и понятий того времени, являются свидетельством всей духовной культуры средневековья.

Слайд 19

Летопись Самым значительным и наиболее ранним из дошедших до нас памятником


Летопись


Самым значительным и наиболее ранним из дошедших до нас

памятником летописания
считается «Повесть временных лет», составленная около 1113 г.

Летописец Нестор,
монах
Киево-Печерской
лавры

Слайд 20

Летописание С середины XII в. в условиях политической раздробленности летописание начало

Летописание

С середины XII в. в условиях политической раздробленности летописание начало

приобретать областной характер.

«Повесть» включалась в начальную часть большинства местных анналов. Каждая летопись начинается с ПВЛ, потом - события истории княжества.

Слайд 21

1408 г. - Троицкая летопись (общерусский летописный свод) Летописание 1325 г. - Московская летопись


1408 г. - Троицкая летопись (общерусский летописный свод)

Летописание

1325 г.

- Московская летопись
Слайд 22

Появление отдельных летописей: Псковской, Новгородской, Ипатьевской, Лавреньтьевской.


Появление отдельных летописей: Псковской, Новгородской, Ипатьевской, Лавреньтьевской.

Слайд 23

АХИТЕКТУРА

АХИТЕКТУРА

Слайд 24

Характеристика архитектуры Уменьшение объемов. Упрощение конфигурации каменных зданий. Многоглавые церкви вытеснены

Характеристика архитектуры
Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы

строили не по княжескому заказу, а на средства бояр и купцов или прихожан одной улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяли в короткие сроки строить экономичные сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков.
Слайд 25

___________________________________ Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры, ,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.

___________________________________
Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры, ,было органическое сочетание

архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Слайд 26

Именно с XII в. при сохранении общих черт творчества в разных

Именно с XII в. при сохранении общих черт творчества в разных

центрах Руси вырабатывались его местные особенности. Наиболее яркими примерами расцвета местного зодчества являются владимирский и новгородский архитектурные стили.
Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Фреска «Страшный суд» Дмитриевский собор

Фреска «Страшный суд»
Дмитриевский собор

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Храм в Великом Новгороде, построенный

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Храм в Великом Новгороде, построенный в 1374

году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.  
Слайд 42

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Церковь Преображения, являясь характерной постройкой

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Церковь Преображения, являясь характерной постройкой

своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом.
Слайд 43

Слайд 44